Карло Ратти, MIT: «Важно сделать город более отзывчивым»
Директор лаборатории исследования городов о том, как технологии меняют мегаполисыГорода занимают только 2% поверхности Земли, но в них живет 50% мирового населения, они ответственны за 71% глобального потребления энергии и 80% выбросов углекислого газа. О том, как технологии позволят адаптировать города под нужды жителей и уменьшить социально-экономическое расслоение, в интервью «Ведомости&» рассказывает директор лаборатории исследования городов Массачусетского технологического института (MIT) Карло Ратти.
Карло Ратти
Архитектор и инженер, окончил Политехнический университет в Турине и Национальную школу мостов и дорог в Париже. Ратти – основатель международного архитектурного бюро Carlo Ratti Associati и профессор городских технологий и планирования Массачусетского технологического института (MIT), где он руководит Senseable City Lab – лабораторией, занятой проблемами городов. Область ее исследований – от измерения загрязненности воздуха в Найроби до уменьшения трафика такси в Нью-Йорке.
– Сегодня наступил довольно увлекательный момент экспериментов: многое меняется из-за слияния в городе физического и цифрового – интернет становится интернетом вещей (IoT). Из-за этого важно тестировать разные решения, и именно на это направлены наши исследования, будь то велосипеды, такси, автономные автомобили или лодки в Амстердаме. Сейчас мы заняты проектом Moving Web. Его идея в том, чтобы собирать данные в реальном времени обо всех доступных в городе видах транспорта и создать некую сеть – условный интернет транспортных возможностей. Сейчас это исследовательская работа, но я уверен, что в будущем мы будем именно так перемещаться по городу – используя платформу, на которой собраны все транспортные возможности, будь то Uber, Lyft или велосипеды.
– Мы считаем очень важным использование сенсоров – «измерение» города с помощью мусоровозов, распознавание местонахождения людей, как в случае Local Warming. Это означает более полное понимание того, как функционирует среда, и это главный принцип в основе этих проектов. И всегда нужно держать в голове устойчивость: мы стараемся не только увеличить энергоэффективность, но и сделать это устойчивым образом, а заодно и более социальным, т. е. учесть связи между людьми в городе.
– Думаю, что это часть более общего тренда – лучшего использования вещей. Нет никаких сомнений, что инфраструктура в XXI в. используется неэффективно. Например, машинами мы в среднем пользуемся 5% времени. Как цифровые технологии могут решить эту проблему? Собственно, шеринговая экономика – один из ответов на этот вопрос. Есть примеры, которые все мы знаем, – от Uber до Airbnb. Но если смотреть на проблему более широко, это может быть и, например, умная сеть – способ более эффективно использовать электроэнергию или воду, чтобы снизить пики использования этих ресурсов.
– Когда мы начинали, у многих людей еще не было мобильного телефона. В 2004 г. даже в США проникновение мобильных технологий было много ниже 100%. Мы проводили этот эксперимент, потому что посчитали, что это интересное направление исследований. Но возможности сбора и обработки данных были ограничены. А сейчас, 15 лет спустя, можно собирать огромные массивы данных. Это означает, что вы гораздо лучше понимаете город. Приложений масса. Самое очевидное – трафик: вы открываете Google Maps и видите картину дорожного движения в реальном времени, построенную с использованием мобильных данных.
Более глубокое понимание потоков людей позволяет лучше планировать город. Еще один важный аспект – городская сегрегация. То есть данные помогают понять, как устроен город, и снизить эту сегрегацию – как социально-экономическую, так и географическую, когда люди существуют в рамках небольших районов и редко пересекаются с другими сообществами.
– Есть разные пути. Например, традиционно ключом к решению этой проблемы становятся публичные пространства – они сводят вместе представителей разных социально-экономических групп. Также очень важна мобильность – построение транспортных связей так, чтобы они охватывали в том числе области с более низкой транспортной доступностью.
– Тут есть два важных аспекта. Первый касается создания нового публичного пространства, ведь этот павильон, по сути, крытая площадь, где собираются люди. Другая задача – позволить горожанам программировать это пространство. На мой взгляд, в будущем именно это станет важным – сделать город более отзывчивым. Думаю, участие горожан очень важно для повышения стабильности города.
– Это часть более общей идеи о наращивании числа контуров обратной связи. Раньше они были долгосрочными, так как города развивались медленно. Сейчас темп значительно увеличился, и некоторые из этих контуров больше не работают. Как их построить? A/B-тесты – один из способов. Например, можно показать горожанам две версии здания в виртуальном пространстве и провести голосование. Нечто подобное мы делали в рамках Future Food District в Милане (павильон, посвященный тому, как технологии меняют наше взаимодействие с продуктами питания, представленный на Expo 2015. – «Ведомости&»). Мы вносили изменения в проект и отслеживали реакцию посетителей в социальных сетях, на Trip Advisor. Это немного похоже на то, что делает Zara, когда в разные точки продаж привозит разные модели одежды и увеличивает производство наиболее успешных. Подобным образом можно собирать обратную связь горожан и использовать ее как вводное при дизайне новых пространств.
Интервью: Ольга Волкова