Дарья Марку: «Тренд на индивидуализацию будет усиливаться»

Гендиректор «ТМХ городской транспорт» о том, как создать удобный и безопасный вагон метро
ТМХ

Предприятия Трансмашхолдинга с 2010 г. произвели и поставили более 4700 вагонов для обновления подвижного состава московского метро. За счет этого доля новых вагонов в парке выросла с примерно 13 до 75%. Как делать новые вагоны комфортными, красивыми, высокотехнологичными и безопасными, гендиректор компании «ТМХ городской транспорт» Дарья Марку рассказала в интервью «Ведомости&».

– Россия сейчас работает над укреплением технологического суверенитета. Каких результатов удалось достичь в области метровагоностроения?

– Технологический суверенитет всегда был одним из приоритетов Трансмашхолдинга (ТМХ). Наш ключевой производитель вагонов метро завод «Метровагонмаш» еще со времен Российской империи обеспечивает нашу страну подвижным составом, давно выпускает технику и на экспорт.

Был период, когда мы активно внедряли технологии, использующиеся по всему миру, сотрудничали с иностранными производителями. Но это не исключало работы с отечественными поставщиками.

На протяжении последних лет ТМХ очень активно вкладывался в развитие собственных технологий. На сегодняшний день технологический суверенитет – наше реальное достижение. Уровень локализации производства вагонов метро приближается к 100%.

Дарья Марку, генеральный директор компании «ТМХ городской транспорт»

Окончила Московский государственный лингвистический университет, Институт международных отношений и социально-политических проблем по специальности «международные отношения, урегулирование конфликтов».
С 2010 г. работает в группе компаний ТМХ. Прошла путь от менеджера экспортно-импортного отдела завода «Метровагонмаш» до генерального директора «ТМХ городской транспорт».

Были сложности с переходом на российское программное обеспечение (ПО) в части создания подвижного состава. Но в России есть хорошие разработки, и все прошло достаточно быстро. Что же касается технологий, компонентов, систем, деталей и т. д., мы много лет планомерно вели эту работу, так что новая геополитическая обстановка стала лишь толчком к тому, чтобы мы эффективнее развивали производственные мощности вокруг холдинга.

– Какое направление вашей деятельности в области работы с городским транспортом вы бы назвали приоритетным?

– У нас несколько приоритетов. Это совершенствование подвижного состава, повышение комфортабельности поездок для пассажиров и развитие современных технологий при обеспечении безопасности. Мы должны уметь предсказывать тенденции и работать над тем, чтобы наши технические решения были достаточно стабильными для эксплуатации на протяжении многих лет.

– Много – это сколько?

– С точки зрения конструктива, технических решений, безопасности срок службы подвижного состава – 30–40 лет. Примерно в середине этого срока или после первой трети проводится капитально-восстановительный ремонт, в рамках которого возможна и модернизация. Мы со многими партнерами периодически так поступаем: берем за основу уже находящийся в эксплуатации подвижной состав и насыщаем его новыми, актуальными элементами. Однако в нашу эпоху, когда технологии меняются с колоссальной скоростью, срок службы подвижного состава неизбежно будет уменьшаться. Не потому, что вагоны станут менее технологичными или безопасными, а просто потому, что этого будет требовать пассажир.

– Как сейчас предугадать, что потребуется пассажирам в будущем?

– Есть подразделения, которые занимаются анализом тенденций и перспективных технологий, их практическими испытаниями. Соответственно, когда мы понимаем, что технологии достаточно безопасны, мы пытаемся их внедрять на новом подвижном составе. Это далеко не интуиция. Это огромная аналитическая работа: профессионалы в этой сфере по крупицам собирают новинки, которые могут развиться в технологии будущего.

– Какие новинки могут появиться в ближайшей перспективе?

– Например, технологии дополненной реальности. Самая простая технология на сегодняшний день – проекция. В базовом виде мы ее уже используем: машинисту на лобовое стекло транслируются параметры движения поезда. В дальнейшем мы эту технологию будем распространять и на пассажирские сервисы. Например, поезд проезжает по наружной линии мимо достопримечательности – и высвечивается ее история. Также проекцию можно использовать, чтобы показать, куда выходить, где пересаживаться и т. д.

– Как на внешний облик и конструкцию подвижного состава для городского транспорта влияют тренды на экологичность и цифровизацию?

– Мы давно поставляем для работы на городских улицах электрический транспорт, который является экологичным. Также мы развиваем различные современные технологии – связанные с алюминием, композитными материалами, дальнейшей переработкой. Кроме того, мы работаем над технологиями по снижению веса вагонов. Это ведет к сокращению энергопотребления, что тоже косвенно влияет на экологию.

На дизайне этот тренд тоже отражается: вагоны поезда для Московского метрополитена «Москва-2024» оформлены в стиле «эко» – в коричневых тонах со вставками под дерево. Такие поезда приходят на смену «номерным» составам на Замоскворецкой линии, ими полностью укомплектован парк подвижного состава Троицкой линии.

АО «ТМХ» (Трансмашхолдинг)

Крупнейший в России разработчик и производитель подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта, а также среднеоборотных двигателей различного назначения. Входит в пятерку ведущих компаний отрасли транспортного машиностроения на международном рынке. Поставляет продукцию в 30 стран. По итогам 2023 г. ТМХ получил выручку в размере 411,8 млрд руб., чистая прибыль составила 10,5 млрд руб.

Цифровизация сейчас одно из главных направлений. Появляется большое количество цифровых пассажирских сервисов, умных систем помощи машинисту, службам управления движением, техобслуживания, ремонтникам; дополнительных средств обеспечения безопасности. Например, в современных вагонах метро есть система биометрического распознавания лиц. Она может быть использована для идентификации нарушителей. А система автоматической помощи машинисту предупреждает, если он отвлекся или с ним что-то случилось. Она даже способна автоматически управлять поездом, замедлять его скорость и в определенных случаях довести состав до станции, чтобы пассажиры могли безопасно выйти.

– Есть ли нововведения, которые вы внедрили по запросу пассажиров?

– Конечно. Обратную связь от пассажиров мы собираем постоянно – и через наши каналы, и от заказчика. Могу привести свежий пример. В поезде «Москва-2020» USB-розетки находились в сиденьях. В последней модели «Москва-2024» по просьбе пассажиров мы перенесли их в поручни (чтобы стоящие люди тоже могли заряжать свои телефоны) и добавили разъемы Type-C.

В вагонах «Москва-2020» есть сиденья-полуприседы (в поездах «Балтиец» для Санкт-Петербурга они откидные). Их также сделали по запросу пассажиров. В час пик в поездах очень много людей – они могут прислониться к этому сиденью и ехать с комфортом. Еще мы, например, поменяли обивку в некоторых вагонах по заявкам пассажиров.

– Можно ли средствами промышленного дизайна обеспечить индивидуальное пространство пассажиру даже в самые загруженные часы работы метро?

– Действительно, тенденция на индивидуализацию будет усиливаться. И мы стремимся создавать такой дизайн и такой подвижной состав, который будет этим требованиям отвечать.

Поезд «Москва-2024», я считаю, является новым этапом на пути к индивидуализации. Если пассажир сидит у двери, его отделяет от входящих в вагон людей перегородка. Перед ним на поручне своя зарядка.

Комфорт создают даже небольшие нюансы. Например, мы в 2018 г. поставляли поезда на Филевскую линию. Там сиденья развернуты по-другому – поперек вагона. Это было сделано, потому что на линии не такой большой пассажиропоток и она частично проходит по поверхности. Человек садится в кресло и смотрит в окошко.

С помощью промышленного дизайна можно многого добиться. Это не только визуальная сторона, но и возможность интегрировать технические решения, для того чтобы вагоны были более комфортными и эргономичными для пассажира и более удобными и ремонтопригодными с точки зрения эксплуатации.

– Можете привести пример красивой эргономики, которая, с одной стороны, радует глаз, а с другой – позволяет нам комфортнее ощущать себя в транспорте?

– Зайдите в любой вагон метро, который мы выпустили в последние 2–3 года в Москве или Санкт-Петербурге, и вы увидите. Мы всегда адаптируем дизайн под заказчика. В Москве это акцент на высокие пассажиропотоки: широкие двери, много поручней в разных местах, большое количество цифровых информационных сервисов.

В Санкт-Петербурге мы в дизайне делаем отсылку к реалиям культурной столицы. Дизайнеры нашего партнера – Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050 ЛАБ» разработали специальный петербургский паттерн на основе изображения разводного Дворцового моста. Он наносится на сиденья и поручни. И когда пассажиры заходят в вагон, они сразу видят, что они в Петербурге.

– Как новые поезда тестируются перед выходом на линию?

– Они начинают тестироваться еще до того, как появятся. Сначала проверки на безопасность проходят компоненты. У наших поставщиков есть испытательное оборудование. И все технические решения, все системы, которые они создают, они испытывают у себя.

После этого детали и компоненты попадают к нам на производство, где проходит второй цикл испытаний – входной контроль. А уже после сборки поезд отправляется в специальный цех, где все системы проверяются вместе и по отдельности. Дальше происходит наладка, заливается ПО, и все проверяется на предмет работоспособности и безопасности. 

После этого поезд направляется к заказчику. Часть систем при этом демонтируется, и у заказчика он дособирается. В готовом виде поезд запускается сначала в депо на тестовую обкатку, а потом на линию. Несколько сотен километров он должен проехать пустым без единого замечания, для того чтобы его признали годным к перевозке пассажиров.

Опытный поезд может обкатываться в метрополитене месяцами. Все зависит от количества новых решений. А если говорить о серийном подвижном составе, в среднем на обкатку хватает 2–3 дней – с учетом того, что мы большую часть систем уже проверили на производстве.

– Имеют ли новые поезда экспортный потенциал? На какие рынки в первую очередь ориентируетесь?

– По продажам подвижного состава метрополитена наша компания на сегодняшний день находится на 5-м месте в мире, а с точки зрения технологичности, красоты, качества по очень многим параметрам, могу сказать без лишней скромности, мы конкурентов превосходим. Cочетание высоких технологий, инноваций и качества обеспечивает нам большой экспортный потенциал.

Есть ограничения, которые накладываются общими мировыми процессами, но это не мешает нам достаточно тесно взаимодействовать с другими странами. Например, недавно мы запустили на линию новый поезд в Республике Беларусь. Также мы очень активно работаем в дальнем зарубежье. Подписан один из самых больших в мире контрактов на поставку пассажирских поездов в Индию. ТМХ настроен быстрыми темпами развивать экспорт.