Как поезда метро разгоняют технологический потенциал машиностроения

И какие новинки отрасль ждет в ближайшие годы
Максим Стулов / Ведомости

Общий объем российского рынка рельсового машиностроения (с путевой техникой, сервисом, запчастями и компонентами) достиг почти 1 трлн руб. в 2023 г., подсчитали в Rollingstock Agency. Крупные заказы стимулируют его расти не только по объему продукции, но и технологически. Москва занимает в этом процессе важное место: требовательность столичных пассажиров метро становится драйвером развития отрасли.

Машиностроительную отрасль России сегодня не зря называют двигателем роста экономики. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, предприятия по производству машин и оборудования общего назначения внесли основной вклад в динамику развития экономики с 2021 по 2023 г. (прирост в I квартале 2024 г. к уровню I квартала 2021 г. 45,3%).

Машиностроители также оказались наиболее подготовленными к задачам импортозамещения и другим вызовам последних лет. Отрасль демонстрирует максимальный за 10 лет индекс рискоустойчивости, утверждают эксперты НИУ ВШЭ. Это связано в первую очередь с высокой степенью суверенизации российского машиностроения. По словам Дарьи Марку, гендиректора дочерней структуры «Трансмашхолдинга» «ТМХ городской транспорт», еще в контрактах 2017–2018 гг. степень локализации продукции была прописана на уровне не менее 70–80%. С тех пор холдинг достиг почти 100%-ной локализации благодаря разработкам «ТМХ Инжиниринг» и работе с поставщиками ключевых систем и компонентов для транспортного машиностроения, в первую очередь с группой компаний КСК.

Москва – требовательный заказчик

Поскольку отрасль «не тормозит» ни по срокам выпуска продукции, ни по технологиям, рынок адекватно наращивает спрос. По оценкам Rollingstock Agency, объем выпуска рельсового транспорта в России до 2030 г. может приблизиться к 7 трлн руб. Крупным заказчиком выступает столица, на нее придется не менее 35% от этого объема. Столько техники понадобится для обеспечения нужд, отражено в Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области. «До 2027 г. планируем ввести 28,4 км линий, 12 станций и два электродепо метро», – говорится в сообщении департамента транспорта Москвы.

Метро стремительно развивается: с 2011 г. его протяженность выросла почти в 2 раза, по данным Московского метрополитена. Построено и реконструировано 249 км линий, 119 станций, четыре дополнительных вестибюля и 12 электродепо.

Масштабное развитие транспортной системы продиктовано множеством факторов, из которых самый очевидный – ожидаемый рост населения Московской агломерации с текущих 21,6 млн до 23 млн человек к 2030 г., писал мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге в Telegram. Сдержать его последствия – рост автомобилизации и аварийности на дорогах – должен комфортный и быстрый пассажирский городской транспорт. Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает интерес пассажиров к качественным поездкам: «Судя по социальным сетям, люди отслеживают, на каких линиях метро появляются поезда новых серий».

С другой стороны, инвестиции в машиностроительный и транспортный секторы стимулируют экономику столицы. С начала строительства Большой кольцевой линии (БКЛ) федеральный бюджет получил 1 трлн руб., писал «Ведомости. Город» в марте 2024 г. Столичная мэрия ожидает, что до 2035 г. в бюджеты всех уровней благодаря БКЛ поступит еще 7,2 трлн руб., сообщал «Интерфакс».

«Производство новых поездов не только позволяет улучшать транспортную систему столицы, делать поездки пассажиров еще комфортнее, но и способствует развитию отечественной машиностроительной промышленности. Московское метро обеспечивает загрузку мощностей более 360 предприятий в разных регионах страны, на которых трудится свыше 30 000 человек. Предприятия обеспечены стабильным заказом на годы вперед», – цитирует «Ведомости. Промышленность» заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова.

Стабильный долгосрочный заказ на подвижной состав поддерживает и машиностроительную отрасль Москвы. За первые семь месяцев текущего года машиностроительные предприятия столицы отгрузили товаров более чем на 134 млрд руб., что на 40,2% превышает результаты аналогичного периода прошлого года, написал Ликсутов на сайте мэрии. В городе отмечают, что в производстве транспорта, смежной высокотехнологичной продукции, специальной строительной и эксплуатационной техники задействовано около 760 столичных предприятий и их количество продолжает расти.

«Перспектива значительного стабильного заказа стимулирует конкуренцию и содействует внедрению техники с высокими потребительскими и эксплуатационными характеристиками – поездов «Москва» и трамваев «Витязь», – говорит Сергей Белов, главный редактор и сооснователь Rollingstock Agency. Эксперт также отмечает, что в более спокойных геополитических условиях высокий потенциал нового подвижного состава позволил бы ему быть на лидирующих местах в мировых поставках.

Внимание, двери нового вагона открываются!

Вероятность сесть в современный вагон в московском метро быстро увеличивается. Сейчас подвижной состав насчитывает 6600 вагонов, 75% из которых – нового поколения (серии «Москва» – 23,4%, «Москва-2020» и «Москва-2024» – 23,2%, «Ока» – 19,6%, «Русич» – 9,4%), подсчитали в Московском метрополитене. К 2030 г. метро планирует получить еще порядка 2000 вагонов, и доля новых поездов увеличится до более 90%.

Самым свежим отечественным релизом вагонов нового поколения стали «Москва-2024», которые выпускает «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Его дизайн – «народный выбор»: на Московском урбанистическом форуме в 2023 г. пассажирам было предложено для оценки три варианта дизайна салона. «Это поезд, который мы сделали вместе с пассажирами. Именно они в ходе голосования выбрали дизайн интерьера. «Москва-2024» стала своеобразной иллюстрацией всех новейших инжиниринговых решений и импортозамещения», – рассказывает Марку в интервью корпоративному журналу «Вектор ТМХ».

«Москва-2024» – рестайлинг предыдущей версии «Москва-2020». Новинка, по заверениям создателей, получилась более вместительной и при этом более комфортной для пассажиров: проход между сиденьями стал шире, для пассажиров в инвалидных креслах появились аппарели (платформы для спуска и подъема), на стенах вагона разместили крупные мультимедийные экраны, а USB-зарядки перенесли с сидений на поручни, добавили зарядные устройства типа Type-C. В новом дизайне производитель сохранил удачные решения: сквозной проход по вагонам, климат-системы с обеззараживанием воздуха и шумоподавление. По информации департамента транспорта Москвы, поезда курсируют в основном по Замоскворецкой линии метро, а в сентябре начали перевозить пассажиров по новой Троицкой линии.

Новый вагон ТМХ выпускает одна из его старейших площадок – «Метровагонмаш». На сегодняшний день метропоезда отличаются высокой долей отечественных компонентов, достигающей 95%, при этом оставшиеся 5% импортного оборудования планируется локализовать в России в самое ближайшее время, отмечают в ТМХ.

В производстве поезда заняты также новые высокотехнологичные площадки, в том числе специально введенные в эксплуатацию. Например, при поддержке Фонда развития промышленности (предоставил 157 млн руб. льготного займа из 200 млн инвестиций) начало работу новое производство комплектующих для межвагонных переходов «Москва-2024», позволяющих пассажирам проходить путь от первого к последнему вагону состава. Все металлические компоненты переходов теперь изготавливаются полностью из отечественного сырья и материалов компанией «Центр транспортной комплектации» в Рамонском районе Воронежской области, отмечают в ТМХ.

Интеллектуальную систему адаптивного освещения в вагоне, при котором свет подстраивается под биоритмы пассажиров в зависимости от времени суток, разработали специалисты «КСК Элком». Бежево-золотистые детали интерьера, панели, облицовки, шкафы и кожухи сделаны из композитных материалов на НПО «Вояж» (входит в группу КСК). При этом для изготовления маски, формирующей внешний облик кабины головного вагона, освоена новая технология вакуумной инфузии, отмечается на официальной странице КСК во «В контакте».

Но не только дизайн стал поводом для рестайлинга. По мнению члена общественного совета при Минтрансе России, главы Союза пассажиров Кирилла Янкова, эволюция вагонов метро пошла по пути расширения дверного проема и увеличения скорости высадки/посадки.

Расширение дверного проема в вагонах метро стало ответом на стратегическое требование дептранса Москвы о сокращении времени поездки. По данным ТМХ, увеличение ширины проема на 15% по сравнению с версией «Москва» повысило скорость пассажирообмена на 10%. А общее количество пассажиров, вошедших в вагон за первые 20 секунд посадки, увеличилось примерно на 20%. Это дает возможность сократить интервал движения поездов и увеличить суммарный пробег составов столичного метро: за первые шесть месяцев 2024 г. этот показатель составил 554 млн вагоно-километров, что на 9,4% превышает аналогичный показатель 2023 г. и на 16,2% – данные первого полугодия 2020 г., сообщили в Московском метрополитене.

Беспилотное метро уже близко

В 2026–2030 гг. в московском метро могут появиться новые составы «Москва-2026». Техническое задание конструкторам в нескольких словах обрисовал Собянин в своем Telegram-канале: «Работаем над созданием перспективного поезда нового поколения, который сможет выйти на линии начиная с 2026 г. Он вместит больше пассажиров, его двери будут рекордно широкими, а внутри станет еще тише и комфортнее. Также прорабатываем возможность внедрения беспилотного управления».

По мнению экспертов, реализация беспилотного движения рельсового транспорта – дело близкого будущего. «Россия в этом направлении идет в авангарде: в Санкт-Петербурге системой помощи водителю с применением технического зрения оборудовано более 200 трамваев. В Москве впервые в мире в эксплуатацию с пассажирами пошел железнодорожный поезд с третьим уровнем автоматизации GoA3: поезд самостоятельно осуществляет движение, а машинист находится в кабине на случай экстренного реагирования. Ближайшие годы станут определяющими для перспектив полного беспилота на рельсовом транспорте во всем мире», – прогнозирует Белов из Rollingstock Agency.

Технически проекты с высоким уровнем автоматизации в мире реализованы пока только на изолированных линиях городского транспорта с относительно невысоким пассажиропотоком, поделился мнением в своем авторском Telegram-канале Александр Поликарпов, сооснователь и управляющий партнер Rollingstock Agency. «Другими словами, это отдельные линии метро, по которым подвижной состав ходит в замкнутой системе без доступа пассажиров к путям. Текущий уровень технологий позволяет обеспечить беспилотное движение только при оборудовании линий платформенными дверями при невысокой интенсивности движения», – считает эксперт.

Поезда нового поколения конструируются таким образом, чтобы можно было без проблем добавить новый актуальный модуль. Например, после опроса пассажиров департаментом транспорта в поездах «Москва-2024» появились Type-C зарядки. По поручению правительства Москвы с лета происходит обновление наддверной навигации вагонов: на экранах шириной 1,4 м теперь можно получить полную информацию о станции, сопутствующей ей инфраструктуре города, скорости поезда и других параметрах.