Никита Гусаков: «Страховая и финансовая поддержка стала еще более востребованной»
Старший вице-президент РЭЦ об инструментах помощи российским экспортерамРоссийский экспорт переживает масштабную стратегическую переориентацию географии своих потоков. Выход на новые рынки непрост, и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предпочитают заручиться поддержкой государства, прежде чем осваивать новые направления экспорта. Старший вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ; входит в группу ВЭБ.РФ) Никита Гусаков в интервью «Ведомости&» рассказал, на какую поддержку могут рассчитывать экспортеры, чтобы успешно конкурировать на международной арене.
– Новая версия нацпроекта будет решать ключевые задачи по формированию сети устойчивых партнерств с зарубежными, прежде всего дружественными, странами и созданию необходимой инфраструктуры для ВЭД, технологической и промышленной кооперации, а также освоения новых рынков.
Главными инструментами развития международной кооперации и экспорта станут компенсация затрат на логистику и продвижение, а также льготные экспортные кредиты, в том числе от АО РОСЭКСИМБАНК и ВЭБ.РФ. В то же время ресурсов в рамках обновленного нацпроекта выделяется меньше, чем в предыдущий период, поэтому нам предстоит повышать эффективность своих инструментов для достижения поставленных целей.
Одним из ключевых векторов обновленного нацпроекта станет экспортное продвижение продукции через развитие программы популяризации национального бренда «Сделано в России», включая инфраструктуру дистрибуции и эффективные каналы продаж.
Мы сделаем особый акцент на продвижении продукции: идентификации спроса, его формировании, создании новых деловых связей между нашими экспортерами и предпринимателями за рубежом. Мы будем использовать те форматы и инструменты продвижения, в которых уже имеем уникальную и очень достойную экспертизу, наработанную опытным путем за последние годы.
– С учетом выхода на новые рынки, поиска альтернативных каналов продаж и в целом роста экономических и политических рисков страховая и финансовая поддержка стала еще более востребованной. Мы, в свою очередь, не останавливаемся на достигнутом и продолжаем развиваться в ногу со временем и его вызовами, расширяя продуктовую линейку и вовлекая все больше участников ВЭД в господдержку.
Никита Гусаков, старший вице-президент РЭЦ
В 2003 г. окончил Финансовую академию при правительстве Российской Федерации, специальность – «мировая
экономика».
2003–2006 гг. – вице-президент по работе на долговом рынке капитала ОАО «Альфа-банк».
2006–2011 гг. – директор, руководитель отдела по организации выпуска рублевых облигаций ЗАО «Коммерческий банк «Ситибанк».
2011–2015 гг. – управляющий директор по международным рынкам долгового капитала ЗАО «ВТБ капитал».
2015–2016 гг. – управляющий директор по клиентской работе и андеррайтингу АО «ЭКСАР» Группы РЭЦ.
2016 г. – сентябрь 2018 г. – член правления – управляющий директор по клиентской работе АО «ЭКСАР» Группы РЭЦ.
Сентябрь 2018 г. – по настоящее время – старший вице-президент РЭЦ.
В частности, в этом году мы наблюдаем рост спроса на страхование авансовых платежей для импортеров. На текущий период этого года у нас действует уже 14 договоров страхования авансовых платежей, объем поддержки вырос на 46% по сравнению с прошлым годом – до $65 млн.
Другой востребованный продукт поддержки критически важного импорта – «Страхование кредита импортеру». В прошлом году в рамках данной услуги мы оказали поддержку 45 компаниям, в этом году поддержку уже получили 58 юрлиц.
Всего за девять месяцев этого года в рамках страхования ЭКСАР оказал поддержку внешнеторговой деятельности на $12 млрд, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это не окончательные результаты, но динамику оценить уже можно.
– События последних лет привели к колоссальным изменениям российской внешней торговли, запустив масштабную стратегическую переориентацию географии экспортных потоков. Российские экспортеры смело вступили на новые рынки и начали сотрудничать с новыми партнерами. По результатам опроса бизнеса, проведенного Группой РЭЦ в этом году, выявлены топ-5 привлекательных для экспорта направлений. Среди них – страны СНГ, в пользу которых высказались 51% респондентов. За Ближний Восток проголосовали 26% опрошенных компаний; Восточная и Юго-Восточная Азия получили 18 и 15% голосов соответственно, а замыкает пятерку главных экспортных направлений Африка – поставлять продукцию на континент выразили желание 10% экспортеров.
Изменение тренда мы видим и в географии нашей поддержки. Если в 2021 г. на дружественные страны приходилось порядка 60% несырьевого неэнергетического экспорта России, то сегодня этот поток составляет уже свыше 80%.
Доля стран СНГ выросла до 19,6%, на азиатское направление приходится 32%, на Латинскую Америку – 10%. Африка, как стратегическое направление, развивается динамично, хотя пока занимает небольшую долю в нашей поддержке.
И все же, несмотря на успешный ход экспортной переориентации, новые рынки, хоть и дружественные, остаются достаточно рискованными для экспортеров, встречаются и случаи мошенничества. Поэтому мы рекомендуем проявлять должную осмотрительность при начале отношений с новыми контрагентами: стоит убедиться, что проявляющие интерес к сотрудничеству лица действительно представляют компанию, от лица которой действуют, всегда проводить юридическую проверку покупателя для подтверждения полномочий подписанта. И не менее важным является определение права, которое применяется к вашему внешнеторговому контракту: мы рекомендуем по возможности настаивать на применении российского либо иного, понятного и дружественного российской стороне. Особенности юрисдикции контрагента, место и орган разрешения споров (арбитражные институты, не ограничивающие российским компаниям доступ к правосудию), возможность приведения в исполнение вынесенного решения – все эти факторы следует учитывать при согласовании условий контракта.
Также одним из острых вопросов, оказывающих влияние на проведение внешнеторговых сделок, является надежное обеспечение трансграничных платежей и выстраивание маршрутов их получения. Способы расчетов трансформируются, традиционные каналы все больше заменяются альтернативными. Банковская система демонстрирует готовность адаптироваться к новым вызовам и продолжает предлагать решения в области международных расчетов и проводить трансграничные платежи, но зачастую с ограничениями по регионам и видам продукции. Поскольку внешняя торговля уверенно переходит на национальные валюты, в нашем страховом портфеле, соответственно, растет доля сделок в рублях: если в 2021 г. доля предоставленного страхования по лимитам в рублях составляла порядка 30%, в 2022 г. – около 40%, то сегодня эта цифра стремится к 70%.
Текущая конъюнктура мировых рынков для России в целом очень сложная. Мы постоянно стремимся к тому, чтобы диверсифицировать экспорт, уйти от зависимости от колебаний рынков энергоносителей. Снижение мировых цен на сырье тянет за собой котировки и других важных для России рядовых товаров – коммодитиз, потому что с ними связаны и цены на металлы, удобрения, зерно: это те товары, с которыми наша страна десятилетиями выходит на мировой рынок. За год никель подешевел на 15%, сталь – на 18%, карбамид – на 18%, пшеница – на 15%.
И в этой ситуации высокие ставки кредитования – ключевой барьер для экспорта. Если сравнивать уровень нашей ключевой ставки с ключевыми ставками дружественных нам рынков, то в Монголии это 10% годовых, в Белоруссии – 9,5% годовых. На рынках Юго-Восточной и Восточной Азии на примере Вьетнама и Китая – на уровне 4,5 и 3,1% годовых соответственно, Центральная Азия на примере Казахстана и Узбекистана – 14,25 и 13,5% годовых соответственно. На примере этих сравнений очевидно, что финансирование российских банков менее привлекательно для зарубежных партнеров. И если ставка ЦБ РФ сохранится на текущем уровне или будет наблюдаться дальнейший рост, то это приведет к повышению себестоимости продукции и, соответственно, снижению ее конкурентоспособности на внешних рынках и, таким образом, потере нами даже дружественных из них. В этом мы видим востребованность государственной поддержки, которая должна позволять бизнесу сократить издержки на производство и экспортные операции.
– С точки зрения оценки эффективности деятельности экспортного агентства количество выплат не является качественной характеристикой, поскольку не учитывает такие важные показатели, как количество заключенных договоров страхования, размер страховой суммы, объем собранной страховой премии. На текущий момент можно сказать, что страховые выплаты, связанные с введением ограничений в 2022–2023 гг., по краткосрочным сделкам мы уже осуществили, основной их объем пришелся на 2022 г. Сейчас же, несмотря на переориентирование экспортеров на другие рынки сбыта, мы наблюдаем тенденцию к росту объема страховых выплат «санкционного» характера – уже по средне- и долгосрочным сделкам. В рамках стратегического и бизнес-планирования мы предполагали развитие такого сценария, потому обеспечили достаточный запас нашей прочности (финансовой устойчивости) для исполнения своих обязательств.
– В новом году в рамках развертывания программы «Сделано в России» мы планируем охватить не менее пяти опорных стран. Наиболее приоритетными для нас являются Китай, ОАЭ, Индия, Индонезия и Саудовская Аравия. Конечно, ими мы не ограничимся и вместе с бизнесом будем осваивать и другие рынки.
Прирост экспорта требует существенного наращивания количества и качества деловых связей с покупателями за рубежом. Для решения этой задачи мы расширяем сеть зарубежных представительств Группы РЭЦ, открывая к уже работающим новые представительства в приоритетных для экспорта странах. К открытию готовятся представительства в Таиланде, Саудовской Аравии, Египте, Бразилии, Индонезии.
Новые представительства РЭЦ будут так же, как и действующие, заниматься поддержкой российских экспортеров, поиском подходящих рыночных ниш и налаживанием сотрудничества местного бизнеса с российскими компаниями. Они так же будут сопровождать конкретные экспортные сделки на каждом этапе жизненного цикла проекта.
Это позволит российским экспортерам получать необходимую поддержку «на местах» за рубежом, что особенно важно в условиях высокой конкуренции на внешних рынках.
Еще одна точка нашего присутствия на рынках приоритетных стран – постоянно действующие российские национальные демонстрационно-дегустационные павильоны с продукцией агропромышленного комплекса (АПК). В настоящее время они открыты в Египте, Турции, Вьетнаме, Саудовской Аравии, ОАЭ и Китае. Они работают как представительская площадка для российских товаров, куда местные дистрибуторы могут нанести ознакомительный визит. В павильонах, или иначе шоурумах, проводятся деловые встречи, дегустации и промоакции по привлечению аудитории. Пример одной из таких акций: когда продукция марки «Макфа» заходила на полки египетских супермаркетов, египетский блогер записала видеоролик с рецептом пасты, использовав в нем макаронные изделия марки «Макфа» и продукты других производителей – резидентов шоурума. Популярность блогера обеспечила высокие просмотры.
Мы стараемся использовать и короткий путь к конечному потребителю – через интернет, продвигая продукцию в онлайн-пространстве, развивая экспорт по каналам электронной коммерции. Сеть «национальных магазинов» под брендом Made in Russia сегодня охватывает уже семь экспортных рынков и 20 международных маркетплейсов, а на горизонте нацпроекта мы планируем расшириться до 20 стран.
Сегодня через эту инфраструктуру российские предприниматели продают свои товары на таких площадках, как китайские Tmall и JD, вьетнамская Lazada, ближневосточный Noon и даже американский Amazon. В национальных магазинах уже представлено свыше 2500 товарных позиций более чем от 800 российских производителей из 71 региона России, включая ДНР и ЛНР.
Нас интересует узнаваемость национального бренда, мир должен знать, что «Сделано в России» – это качественно, уникально и престижно.
– За последние несколько лет нам удалось нарастить поставки продукции в Китай почти в 1,5 раза. Китай активно закупает продукцию отечественного АПК: рапсовое и подсолнечное масла, крабов и минтай, сою и семена льна.
В промышленности весьма заметен рост поставок металлопродукции: алюминия, меди и изделий из нее; товаров лесопромышленного комплекса, в частности хвойных пиломатериалов – ели, пихты и сосны. Высоким спросом пользуется продукция химической промышленности – это удобрения, продукция органической и неорганической химии.
Отмечу положительную динамику еще на одном приоритетном направлении Азии – Индии, хотя российский несырьевой неэнергетический экспорт туда развивается не столь быстрыми темпами. Хороший спрос наблюдается на удобрения; продукцию машиностроительной отрасли, что обусловлено строительством АЭС; металлопродукцию – листовой прокат, ТБД. В части АПК страна преимущественно закупает товары масложировой отрасли – подсолнечное и соевое масла.
– Российские решения обладают высоким качественным уровнем и конкурентоспособностью по ряду направлений программного обеспечения. В первую очередь это решения по информационной безопасности, компьютерное зрение, прикладное программное обеспечение, в том числе решения для телекоммуникаций и связи.
Основное, что требуется российским компаниям, – это маркетинговое продвижение: участие в выставках и деловых миссиях, маркетинговых активностях, что способствует поиску иностранного покупателя. Эти инструменты доступны для компаний отрасли IТ с помощью РЭЦ.
В октябре в ОАЭ прошла выставка GITEX. РЭЦ организовал коллективную экспозицию, где свои решения представили 34 российские IТ-компании. Особенно ценно, что пять компаний из тех, которые в прошлые годы участвовали в выставке на стенде РЭЦ, в этом году представляли свои решения самостоятельно. Таким образом, РЭЦ в рамках коллективной экспозиции помог компаниям освоиться на рынке, а далее те смогли продолжить самостоятельное развитие. Это одна из наших задач.
– Наиболее востребовано у МСП страхование поставок пищевой и сельскохозяйственной продукции, строительных материалов, а также оборудования и запчастей. Ключевые направления экспорта – страны СНГ и Ближнего Востока.
Для малого и среднего бизнеса у ЭКСАР есть набор решений, самым популярным среди которых является «Страхование отсрочки платежа для МСП». Продукт дает компаниям возможность застраховать экспортные отгрузки с отсрочкой платежа, а также расширить клиентскую базу и освоить новые рынки, не беспокоясь о потенциальных финансовых рисках. Бизнес МСП крайне чувствителен к любым дополнительным затратам – как финансовым, так и временным. Доступная стоимость нашего продукта позволяет застраховать свои риски, практически не снижая маржинальность бизнеса. Договор заключается по заявлению без предоставления пакета документов в течение пяти рабочих дней, что отвечает ожиданиям компаний МСП по срокам получения поддержки по некрупным сделкам.
Мы вывели этот продукт в линейку в 2020 г., и, если спустя год мы заключили около 80 договоров страхования в рамках этой программы, к концу этого года мы достигнем отметки в 650. И каждый год интерес к продукту растет: если за 10 месяцев прошлого года мы заключили 156 договоров, то в нынешнем году эта цифра выше уже в 1,5 раза.
К тому же мы стараемся идти в ногу с прогрессом: к ключевым преимуществам продукта, которые подчеркивают наши клиенты, относится полностью электронное оформление – заполнение заявления происходит на цифровой платформе «Мой экспорт» (16+), а договор страхования направляется клиенту, и подписания с его стороны не требуется. Кроме того, клиенту не нужно собирать пакет документов своей компании или компании-покупателя, достаточно заполнить один документ – заявление на страхование. Сегодня срок получения решения по заявке составляет 3–4 рабочих дня с момента ее поступления.
– Крупные экспортеры наиболее нуждаются в покрытии рисков, возникающих при поставках продукции иностранным покупателям в различных юрисдикциях, в том числе осуществляемых через зарубежные торговые дома. Наиболее востребованным продуктом для крупного бизнеса является страхование краткосрочной дебиторской задолженности.
С точки зрения отраслевой разбивки речь идет о продукции машиностроения, химической и металлургической отраслях, продукции лесоперерабатывающего комплекса, очень активно развивается спрос на страхование поставок со стороны экспортеров продукции АПК.
– Речь идет не о новых опциях для бизнеса, это скорее антикризисная мера в целях поддержки российской экономики на фоне расширения международных ограничительных мер, которые привели к сокращению объема страхового покрытия со стороны коммерческих страховщиков, в том числе из иностранных государств. Таким образом, создался дефицит перестраховочной емкости. В рамках новых полномочий, которые, подчеркну, предоставлены ЭКСАР на временной основе – до 2026 г., мы готовы предоставлять дополнительную перестраховочную емкость до 100 млрд руб. за счет собственного капитала, без привлечения государственных гарантий РФ. Нашими контрагентами выступают страховые компании, предоставляющие услуги по страхованию рисков неплатежа по внутрироссийским контрактам.
Отмечу, что дополнительный объем обязательств не ограничит возможности по осуществлению основной деятельности по страхованию экспортных и импортных кредитов ЭКСАР.
– Она позволяет увеличить страховую поддержку в отраслях с высокой концентрацией риска по контрагентам, а также для единичных кратко- и среднесрочных сделок.
Мы видим постепенный рост запросов со стороны страховщиков по отдельным контрагентам, в основном в фармацевтике и электронике, а также запросы по единичным сделкам с рассрочкой платежа.
– Действительно, соответствующий закон подписал президент Российской Федерации. Ранее льгота распространялась на услуги в части защиты экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков. Теперь же от НДС освобождены все услуги по страхованию и перестрахованию, которые оказывает ЭКСАР.
Изменения связаны с гармонизацией условий по нашим новым инструментам в части поддержки импортных и внутрироссийских операций, с существующей практикой по страхованию экспортных кредитов, а также с работой коммерческого рынка страхования.
С введением освобождения от НДС при страховании критически важного импорта и операций на внутреннем рынке наши продукты становятся еще более привлекательными для клиентов, а это, в свою очередь, повышает конкурентоспособность их товаров на рынке.
– Мы находимся в постоянном рабочем диалоге с коллегами из ЕАЭС и БРИКС. В октябре 2024 г. в рамках саммита БРИКС состоялась встреча глав экспортных кредитных агентств (ЭКА) стран, входящих в блок, в рамках которой предоставление поддержки национальным компаниям и сотрудничество по перестрахованию являлись ключевыми вопросами в повестке ЭКА БРИКС. ЭКСАР полностью поддерживает проработку сотрудничества по страхованию и перестрахованию в рамках БРИКС для предоставления новых возможностей для российских экспортеров и импортеров. &