Без страха на Восток

Как государство снижает риски экспортеров
iStock

Геополитическая нестабильность и перестройка устоявшихся экономических связей требуют от стран поиска новых стратегий развития внешнеторговой деятельности. Россия в этих условиях активно диверсифицирует экспортные потоки, обращая особое внимание на Восток. На форуме «Сделано в России», прошедшем в октябре, была представлена карта развития российского экспорта до 2030 г. В ней приоритетным направлением обозначен Азиатский регион, экономика которого, по прогнозам экспертов, вырастет примерно на 4,5% в 2024 г. Страны СНГ, с которыми Россию связывают многолетние экономические и политические связи, также остаются важным направлением, потенциал которого далек от исчерпания. Выход на новые, зачастую незнакомые, рынки сопряжен с рядом вызовов и требует тщательной оценки потенциальных сложностей. Страхование экспортных рисков в этой ситуации становится ключевым фактором успешной внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Точки роста

Российские компании все активнее осваивают азиатские рынки. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ; входит в группу ВЭБ.РФ), за последние три года поставки отечественной продукции в этот регион демонстрируют уверенный рост. Если в 2021 г. на Азию приходилась лишь четверть российского экспорта, то в 2023 г. этот показатель составил уже 48%, а по итогам семи месяцев текущего года достиг 50%. Аналогичная динамика наблюдается и в сегменте несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ): с 22% в 2021 г. доля азиатских стран в структуре российского ННЭ увеличилась до 30% к концу 2023 г. и выросла еще на треть по итогам семи месяцев 2024 г. (по данным РЭЦ).

Более 70% российского ННЭ в Азию составляют промышленные товары, утверждают в РЭЦ. Традиционно высоким спросом в регионе пользуются металлы, продукция химической промышленности, лесопромышленного комплекса (ЛПК) и машиностроения. Также востребованы товары ряда отраслей агропромышленного комплекса (АПК). При этом структура спроса на продукцию АПК различается в зависимости от субрегиона: в Восточной Азии наибольший интерес вызывают мороженая рыба и ракообразные, а в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – масложировая продукция (подсолнечное и соевое масла) и зерновые культуры (пшеница и кукуруза).

В экспортном центре отмечают, что ключевыми партнерами России по объему ННЭ в Азии являются Китай, Индия, Республика Корея и Бангладеш. На эти четыре страны по итогам семи месяцев 2024 г. пришлось порядка 85% ННЭ в Азиатский регион, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший прирост поставок российской несырьевой неэнергетической продукции был зафиксирован в Китай, Индию, Вьетнам, Бангладеш.

Структура российских поставок ННЭ уникальна для каждой из стран региона. Например, в Китае ключевые объемы закупок приходятся на металлургию, ЛПК и продукцию машиностроения. Индия импортирует преимущественно масложировую продукцию, продукцию машиностроения (в том числе в рамках контрактов на строительство АЭС) и химическую продукцию. В Республике Корее заметным спросом пользуются российские рыба и морепродукты, химическая продукция и металлы. Бангладеш активно закупает зерно, продукцию машиностроения и другие товары.

/iStock

Новые вызовы новых маршрутов

Переориентация на азиатские рынки открывает перед российскими компаниями новые перспективы, но и ставит перед ними новые вызовы. По данным РЭЦ, среди барьеров для наращивания экспорта российские компании отмечают проблемы с валютными расчетами, мультимодальные перевозки по сложным маршрутам и сезонные проблемы с доставкой сыпучих грузов, а также вопросы страхования грузов.

Остро стоит проблема недостатка информации, необходимой для работы с новыми контрагентами, особенно в некоторых странах, отмечают в РЭЦ. Индия, например, представляет собой рынок со своими особенностями, которые необходимо учитывать. В частности, сложности с логистикой требуют внимательного подхода к выбору перевозчиков и страхования как грузов, так и сделок. Кроме того, при экспорте потребительских товаров важно учитывать специфику вкусов и предпочтений индийских потребителей.

В целом выход на новые рынки, особенно на рынки восточных стран, сопряжен с целым рядом специфических рисков, говорит Петр Мозиас, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН и доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ. «Нужно страховаться, и важно обращаться для этого в надежные места», – подчеркивает Мозиас. В таких условиях роль государственной поддержки экспорта и институтов развития крайне высока, говорит эксперт.

В России страхованием рисков в сфере ВЭД, в том числе связанных с неоплатой иностранным покупателем поставленной российской продукции, занимается Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР») в составе РЭЦ. «Рассчитывать на то, что новые зарубежные рынки будут осваиваться сами по себе, только под воздействием частной инициативы, без участия государства, наивно», – говорит Мозиас. В экономической теории есть понятие экстерналий, или внешних эффектов, продолжает он. В данном случае положительный внешний эффект заключается в том, что компании-пионеры, осваивающие новые рынки, несут значительные транзакционные издержки и создают положительный имидж российской продукции, которым затем могут бесплатно или почти бесплатно воспользоваться другие компании. Таким первопроходцам очень нужна государственная поддержка экспорта, в частности его страхование. Для этого и создаются специальные институты развития, заключает Мозиас. Страхование рисков при выходе на новые рынки необходимо и оправданно, соглашается Сергей Лунев, профессор кафедры востоковедения МГИМО.

Группа «Свеза», один из крупнейших лесопромышленных холдингов и производителей фанеры в России, уже более 25 лет экспортирует древесно-стружечные и ламинированные древесно-стружечные плиты.

Сегодня для компании основные регионы экспорта – это страны Восточной Азии (в первую очередь Китай), Ближнего Востока (Турция, ОАЭ, Саудовская Аравия), Африки (Египет) и СНГ. За девять месяцев 2024 г. «Свеза» увеличила продажи на 29%.

В среднесрочной перспективе «Свеза» планирует наращивать поставки своей продукции в страны Восточной Азии и расширять географию на доступных рынках. Однако логистика – это тоже один из вызовов последних двух лет, поэтому «Свеза» осваивает новые логистические маршруты.

Например, этой осенью холдинг доставил свою продукцию в порт Восточной Азии по Северному морскому пути. Конечным пунктом стал Китай. Весь путь судно прошло всего за 21 день. Это в среднем на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал, поясняют в «Свезе». «Северный морской коридор – это еще один канал поставок, который мы тестируем уже несколько лет. Мы планируем этот маршрут использовать и в следующий навигационный период», – отмечает руководитель направления по централизованной логистике компании «Свеза» Татьяна Костерина.

«Для нас всегда ключевым приоритетом были надежность и своевременность поставок. Однако одним из главных вызовов последних двух с половиной лет для экспортеров стали финансовые расчеты с зарубежными торговыми партнерами в странах ближнего и дальнего зарубежья», – говорит Виталий Демиденко, директор по продажам ГК «Свеза».

Для поддержания высокого уровня сервиса и регулярности поставок «Свеза» осуществляет поставки с отсрочкой платежа до одного года. Для минимизации финансово-кредитных рисков лесопромышленный холдинг застраховал краткосрочную дебиторскую задолженность в ЭКСАР, чтобы защитить себя от неплатежей со стороны зарубежных покупателей.

«Для экспортеров одним из наиболее востребованных продуктов является страхование краткосрочной дебиторской задолженности, которое защищает от рисков неоплаты со стороны иностранных покупателей ввиду коммерческих или политических рисков (подробнее о популярных страховых услугах для участников ВЭД см. здесь). Этот продукт позволяет в рамках одного договора страхования получить защиту по всем экспортным продажам, осуществляемым на условиях отсрочки платежа, независимо от географии поставок», – уточняет старший вице-президент РЭЦ Никита Гусаков. Для малых и средних предприятий ЭКСАР предлагает специальную программу страхования отсрочки платежа, которая позволяет быстро и по фиксированной стоимости получить страховое покрытие.

Банки, участвующие в финансировании экспортных операций, могут воспользоваться такими продуктами ЭКСАР, как страхование кредита покупателю – популярное в дружественных странах – или страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера, страхование гарантий и аккредитивов. Для импортеров ЭКСАР предлагает страхование авансовых платежей в рамках правительственной поддержки критически важного импорта. «Свеза» сейчас рассматривает возможность воспользоваться этим механизмом для защиты авансовых платежей при импорте, говорит Демиденко.

Система поддержки экспорта

Государство помогает экспортерам ориентироваться на новых для них рынках. К примеру, РЭЦ сопровождает экспортеров на всех этапах экспортного цикла – от поиска партнеров и анализа рынков до финансирования экспортных контрактов и получения оплаты за поставленные товары или услуги. Центр разрабатывает специализированные программы, адаптированные под особенности различных рынков, включая Азию и СНГ, а также проводит работу по информированию российских компаний о возможностях экспорта в эти регионы, организует бизнес-миссии и другие мероприятия, способствующие налаживанию деловых контактов.

Компания «Новапродукт АГ» – производитель продуктов для здорового питания, диетических, диабетических и обогащенных продуктов – воспользовалась помощью РЭЦ при выходе на новые рынки. Предприятие начало экспортировать свою продукцию в 2005 г., а к активному развитию внешнеторгового направления перешло в 2019 г. Сейчас компания поставляет продукцию в 11 стран: Белоруссию, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Молдавию, Грузию, Туркменистан, Армению, Азербайджан и Монголию. Наибольший спрос наблюдается в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. «Новапродукт АГ» планирует расширение географии поставок и работает над выходом на рынок Китая, а также над возобновлением контракта с Саудовской Аравией.

«Я верю, что наши продукты будут еще большими темпами покорять экспортные горизонты и при упоминании Bionova (один из брендов «Новапродукт АГ». – «Ведомости&») люди во всех странах будут говорить: «Это в России делают, и это круто», – надеется Александра Гудимова, создатель бренда Bionova, директор по маркетингу ООО «Новапродукт АГ».

«Изначально наша компания сотрудничала с МЭЦ и Моспромом (Московский экспортный центр и Центр поддержки и развития промышленного экспорта. – «Ведомости&»). Через них вышли на РЭЦ», – вспоминает Гудимова. При поддержке РЭЦ «Новапродукт АГ» приняла участие в международных выставках и бизнес-миссиях в Азербайджане, Саудовской Аравии, ОАЭ и Армении. Также с помощью РЭЦ компания заключила договоры страхования по нескольким экспортным контрактам. «Для нас страхование очень востребованно, так как защищает компанию от рисков неполучения платежей за поставки. Страхование позволяет нам увеличивать товарооборот, а также расширять круг покупателей за счет предоставления различных систем оплаты», – добавляет представитель «Новапродукт АГ».

Другая компания, «Сиббалт», специализирующаяся на производстве чипсов, активно использует инструменты РЭЦ для продвижения своей продукции на экспорт, в первую очередь в страны СНГ. «Основные направления – это все ближнее зарубежье, страны СНГ: Казахстан, Узбекистан», – рассказывает Максим Беспалов, менеджер ВЭД компании «Сиббалт».

По его словам, Китай занимает около трети от общего объема экспорта компании. «Китайский рынок для нас крупный, и мы его хорошо освоили», – отмечает он. «Сиббалт» также использует услуги РЭЦ для участия в выставках. «РЭЦ постоянно оказывает нам поддержку. Мы с их помощью ездили в Узбекистан, в Китай – буквально сегодня все наше руководство с рабочим визитом в Китае», – рассказывает Беспалов. Участие в выставках помогает компании находить новых клиентов и дистрибуторов, а также поддерживать связи с существующими партнерами. Кроме того, страхование от ЭКСАР предусматривает возмещение неоплаты со стороны покупателя. «Это очень важный инструмент, который страхует нас от рисков неоплаты поставок», – отмечает он. &