Особенности национальной поддержки
Как российским компаниям помогают наращивать экспортный потенциалРазвитие несырьевого неэнергетического экспорта не только приносит доходы в бюджет, но и способствует созданию высокотехнологичных производств среднего и высокого передела, повышая эффективность экономики в целом, отметил 14 октября 2024 г. премьер-министр Михаил Мишустин, выступая на форуме «Сделано в России» (18+). Однако выходить на внешние рынки компаниям в одиночку сложно, поэтому во многих странах мира им в этом помогают экспортные агентства и специализированные экспортно-импортные банки. «Ведомости&» разобрались, в какой поддержке нуждаются российские экспортеры и как ее можно получить.
По данным Федеральной таможенной службы, за первые семь месяцев 2024 г. общий объем экспорта составил $241 млрд, а импорта – $153,1 млрд, положительное сальдо торгового баланса достигло $87,9 млрд, что на 20,2% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
На несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) за тот же период пришлось более трети общего экспортного объема – $89,8 млрд, это на 5% больше, чем за аналогичный период годом ранее, сообщил на заседании Госсовета президент РФ Владимир Путин. Всего же с 2021 по 2023 г. объем ННЭ вырос в 4 раза с $36 млрд до $148 млрд, отметил он.
Это произошло благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт», который предусматривал, в частности, предоставление бизнесу различных кредитных и страховых продуктов с господдержкой.
Востребованная помощь
54 300 компаний c 2020 г. воспользовалось разными мерами поддержки РЭЦ (финансовыми, нефинансовыми, консультационными).
Источник: РЭЦ
В обновленной версии нацпроекта, которая будет запущена в 2025 г. и рассчитана на период до 2030 г., ставится амбициозная задача: ННЭ должен будет увеличиться на две трети по сравнению с уровнем 2023 г. до 21,12 трлн руб., говорил Мишустин (цитата по «Интерфаксу»).
Во всем мире бизнесу помогают выходить на зарубежные рынки экспортные агентства. Благодаря их деятельности экспорт растет в среднем на 12% в год, подсчитали в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Каждый доллар, вложенный в продвижение экспорта, позволит увеличить экспорт на $40, отмечает Всемирный банк.
В России комплексной поддержкой экспорта занимается АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ; входит в группу ВЭБ.РФ) и интегрированные в группу РЭЦ АО «Росэксимбанк», предоставляющее весь спектр банковской поддержки экспортных поставок, и агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций АО «ЭКСАР».
По данным Минпромторга, за время действия мер поддержки промышленного экспорта к началу 2024 г. бизнес получил кредиты на сумму порядка 1,5 трлн руб., в том числе 383 млрд руб. – по линии АО «Росэксимбанк» и 154 млрд руб. – по линии ВЭБ.РФ.
Сельхозпроизводители, которые экспортируют продукцию за рубеж, получили льготные кредиты на развитие в объеме 810,4 млрд руб., сообщили в Минпромторге.
В министерстве добавляют, что помимо кредитных мер поддержки широко востребованы виды компенсации затрат, возникающих при реализации экспортного проекта. «Нарастающим итогом к началу 2024 г. удалось достичь значительных объемов поддержанного экспорта. В частности, транспортировка промышленной продукции (1,4 трлн руб.), НИОКР и омологация (приведение в соответствие с требованиями регуляторов. – «Ведомости&») промышленной продукции (9,7 млрд руб.) и гарантия обратного выкупа продукции (8,5 млрд руб.)», – поясняют в пресс-службе министерства.
Росэксимбанк является важным звеном механизма поддержки экспортно-импортной деятельности российских компаний. Банк предлагает кредитование для пополнения оборотных средств, выступает гарантом экспортных контрактов, финансирует покупку иностранных товаров. «Мы работаем в плотном взаимодействии с нашими материнскими структурами – РЭЦ и ЭКСАР, что позволяет предлагать клиенту наиболее удобный, грамотно подобранный продукт. Существует жизненный цикл экспорта, и на каждом этапе этого цикла есть свой продуктовый набор, который требуется клиенту. Банк подключается, когда клиент уже имеет экспортный контракт, понимает, куда он будет экспортировать, и ему нужно помочь произвести эту продукцию или осуществить поставку», – говорит представитель банка.
Поддержка экспортного потенциала
В российском экспорте остаются вполне конкурентоспособные отрасли, которые востребованы среди мировых покупателей. Накладывать санкции на некоторые категории российских товаров ЕС невыгодно, считает руководитель Центра ОЭСР ИПЭИ Президентской академии Антонина Левашенко. «В частности, в ЕС неоднократно пытались обложить российских экспортеров удобрений таможенными пошлинами, но отказ от их импорта может создать угрозу продовольственной безопасности стран Евросоюза. Поставки отечественных удобрений в ЕС даже возросли, поскольку внутреннее производство обходится Европе дороже, чем импорт из РФ», – объясняет она.
Поддержка экспорта на национальном уровне
В паспорте обновленного нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» обозначено три цели: увеличить объем ННЭ на две трети в сравнении с уровнем 2023 г. (целевой показатель – 21,12 трлн руб. по текущему курсу), в 1,5 раза повысить объем экспорта продукции АПК по сравнению с 2021 г. (до 4,7 трлн руб.), а также сформировать сеть устойчивых партнерств и создать инфраструктуру для внешнеэкономической деятельности. Для реализации последней задачи предусмотрен отдельный федеральный проект «Создание зарубежной инфраструктуры», который стартует в 2025 г.
Источник: Минпромторг
По словам заместителя директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ, доцента департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анны Федюниной, российским компаниям важно расширять экспортный потенциал ради диверсификации деятельности, получения дополнительной выручки и, как следствие, повышения престижа. Предприятия, работающие в том числе за рубеж, наращивают производительность и получают более высокую отдачу от масштаба производства. «За рубежом производители сталкиваются с более высокой конкуренцией и находятся в жестких условиях, что мотивирует их совершенствовать продукт. Такие компании более конкурентоспособны и на отечественном рынке по сравнению с теми, кто торгует исключительно внутри страны», – говорит она.
Очевидно, что вместе с ростом экспорта у компаний растет потребность в финансировании, считает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ консалт» Екатерина Косарева. Чтобы развивать товарную номенклатуру, нужно вкладываться в НИОКР, омологацию, новое оборудование, выстраивание новых кооперационных и логистических цепочек, расширение складских мощностей, организацию подвоза к морю там, где это возможно. «Помимо конкурентного преимущества такие отечественные компании могут претендовать на внимание инвесторов. Это способствует развитию и оздоровлению инвестклимата в стране», – уверена она.
Кто приходит за финподдержкой
В российской экономике был и остается сегмент предприятий, которые работают без привлечения заемного капитала. Однако значительной части активных экспортеров по-прежнему требуется банковское финансирование на реализацию инвестиционных программ технического перевооружения, расширение бизнеса и пополнение оборотного капитала, сообщили в пресс-службе Росэксимбанка. «Нынешняя конъюнктура не особенно повлияла на спрос. Потребность в банковском кредитовании есть, и она значительно превышает предложение на кредитном рынке», – говорят в банке.
По словам представителя банка, остроту потребности российских экспортеров в финансировании стоит оценивать по тому, в каком соотношении делятся заемщики на тех, кому кредит нужен для выживания, и на других, которым текущее финансирование нужно для расширения бизнеса. Сейчас существенная доля обращений от экспортеров связана именно с новыми контрактами, новыми рынками, поддержанием сложившихся отношений с зарубежными деловыми партнерами.
При этом, с одной стороны, кредитующийся малый и средний бизнес испытывает серьезный дефицит залоговой массы для расширения финансирования: все, что есть, уже заложено, но банки продолжают требовать твердый залог в обеспечение нового финансирования. С другой – на фоне растущей процентной ставки не происходит аналогичного увеличения доходности сделок в реальном секторе. Поэтому остроты в вопросе финансирования добавляет стремление бизнеса найти кредиты, которые не успели так резко подорожать, объясняют в Росэксимбанке.
«С пониманием этих проблем МСП-экспортеров Росэксимбанк строит свою политику в области разработки новых кредитных продуктов. К примеру, наш новый кредитный продукт «Деньги на экспорт» не предполагает предоставления никаких залогов благодаря технологичному применению механизма страхования, которое встроено в продукт практически бесшовно. А стоимость кредита существенно ниже ключевой ставки», – приводит пример представитель банка.
Кредиты без сюрпризов
Разные типы предприятий имеют разный аппетит к банковским продуктам. К примеру, Росэксимбанк специализируется на поддержке несырьевого экспорта, а также критического импорта. «Поэтому в качестве «точки сборки» наш банк выступает именно в программах поддержки внешнеторговых контрактов», – рассказывают в пресс-службе банка.
Так, экспортеры из сегмента МСП стремятся к простым, технологичным формам кредитования с прозрачными, понятными условиями, не создающими угрозы «сюрпризов» уже после подписания договора. Специально для них в Росэксимбанке разрабатываются так называемые коробочные, или типовые, продукты с заранее зафиксированными условиями и даже формами кредитного договора, с которыми заемщик может ознакомиться еще до подачи заявки. «Они простые, недорогие, и мы быстро принимаем решения как по кредитам, так и по гарантиям», – говорит представитель Росэксимбанка.
При этом на рынке финансирования активно используется симбиоз между госпрограммами, которые поддерживают различные отрасли, чаще всего с невысокой рентабельностью, и финансовыми организациями, рассказывают в Росэксимбанке. Это не только деньги, но и специфические формы обеспечения: гарантии, поручительства Корпорации МСП и региональных гарантийных фондов, особые механизмы страхования и т. д.
Например, наиболее популярны среди гарантийных продуктов так называемые контрактные гарантии: гарантия возврата аванса, гарантия исполнения контракта, а также гарантия предусмотренного Налоговым кодексом возврата НДС. «Речь об ускоренной процедуре возврата НДС, которая дает экспортеру возможность нарастить объем оборотных средств за счет возмещения суммы налога из бюджета до окончания камеральной налоговой проверки. В связи с ростом спроса на этот продукт мы обновили его условия. Клиенты получают возмещение буквально за две недели: например, те, кто 25 октября сдал декларацию, уже к середине ноября получили деньги на счет», – приводят пример в банке.
Принципиально важно при этом, чтобы процедура оформления займа не тормозила бизнес-процессы. «Наш банк сделал большой шаг в сфере цифровизации процессов. Вся линейка кредитных и гарантийных продуктов размещена прямо на платформе «Мой экспорт» (16+). Достаточно пройти двухминутную процедуру регистрации», – говорит представитель Росэксимбанка.
Неочевидный эффект
Экспортная и импортная активности находятся в созависимости. Фактически с развитием экспорта Россия неизбежно наращивает и импорт, утверждают эксперты.
Предприятия-экспортеры зачастую являются также активными импортерами, так как в отраслях с высокой добавленной стоимостью зачастую требуются более качественные, более технологически сложные компонентные полуфабрикаты, которые в ряде случаев недоступны на внутреннем рынке, объясняет Федюнина. «В этом смысле развитие экспорта тесно связано с зависимостью от импортных поставок полуфабрикатов, оборудования, комплектующих и расходников», – говорит она.
По ее словам, чтобы усовершенствовать отечественный экспортный потенциал, необходимо создавать собственную производственную базу востребованных промежуточных компонентов. «Локализация глобальных цепочек создания стоимости принципиально важна для устойчивости отечественного экспорта в долгосрочной перспективе. Мы уже не раз наблюдали, в частности, в пандемию, когда даже временная задержка импортных комплектующих приводит к шокам в цепочках создания стоимости. Санкционный режим привел к еще большим разрывам в цепочках создания стоимости. Впрочем, предприятиям-экспортерам, более гибким в силу опыта, связанного с работой на внешних рынках, в целом удалось довольно успешно переориентироваться», – утверждает эксперт.
В 2022–2023 гг. предприятия-экспортеры прежде всего обращали внимание на новых иностранных поставщиков и реже обращались к новым отечественным поставщикам, подчеркивает Федюнина. «С одной стороны, предприятия не всегда знакомы с возможностями других отечественных предприятий, а с другой – некоторые комплектующие пока еще не удалось импортозаместить», – подытоживает она. &