Партнер проекта:
Т-Банк

Кодом единым

Как конкуренция систем оплаты QR-кодом может изменить платежный ландшафт
iStock

В 2024 г. на финансовом рынке развернулась горячая дискуссия по поводу создания единого QR-кода. В процессе рыночной полемики начали затрагиваться более глобальные вопросы, а именно необходимость поддержания конкуренции на рынке и развитие альтернативной инфраструктуры. Одни из крупнейших банков – Сбербанк, Альфа-банк и Т-Банк – в конце сентября анонсировали создание банковского консорциума с целью разработки новых платежных инструментов и начать решили с единого QR-кода, который клиенты всех банков могли бы использовать для удобной оплаты покупок. Параллельно свой универсальный QR-код запустила принадлежащая Центральному банку Национальная система платежных карт (НСПК). Смогут ли на рынке сосуществовать несколько систем, остается предметом дискуссии. «Ведомости&» разбирались, как бизнес и регулятор должны взаимодействовать в развитии инноваций и что то или иное QR-решение изменит для пользователей и рынка платежных услуг.

Две системы

Идея единого QR-кода возникла у Банка России еще в 2023 г. Как поясняла в ноябре первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, «в противном случае мы с вами, заходя в магазин, будем иметь по 15–20 QR-кодов, а дальше попробуй догадайся, каким платить. Это делает неудобным безналичную операцию, хотя логически она крайне проста». Вскоре после этого Банк России объявил о запуске пилотного проекта НСПК по внедрению универсального QR-кода.

Рынок QR-кодов в мире

По прогнозу исследовательского агентства The Brainy Insights, объем глобального рынка платежей по QR-кодам в ближайшие годы должен вырасти в 5 раз – с $11,2 млрд в 2022 г. до $51,58 млрд к 2032 г. – при среднегодовом темпе роста 16,5%. Регионом с самой большой долей на этом рынке – 39% – в 2022 г. была Северная Америка.
Ожидается, что Азиатско-Тихоокеанский регион в эти 10 лет будет иметь наивысший среднегодовой темп роста по QR-платежам. Значительное влияние на это оказал Китай, где популярность оплаты по QR выросла благодаря развитию Alipay и WeChat Pay, созданных компаниями Alibaba Group и Tencent. Сейчас, чтобы оплачивать товары и услуги с помощью QR-кода, нужно открыть аккаунт в китайском банке, а затем дебетовую карту привязать к приложениям WeChat или Alipay.
В Малайзии национальным стандартом признана система DuitNow QR – она принадлежит десятку крупнейших финансовых организаций страны.
В Сингапуре единый QR-код развивает центральный банк совместно с платежной платформой NETS, принадлежащей трем крупнейшим кредитным организациям. Система работает с китайскими гигантами WeChat и Alipay, а также несколькими национальными платежными системами из Азии.

Изначально «Сбер» предлагал просто использовать для универсального QR-кода НСПК свою технологию – MultiQR. Позднее эта технология легла в основу собственного единого QR-кода консорциума, который создали «Сбер», Альфа-банк и Т-Банк. По условиям создания объединения банков «Сбер» передает консорциуму все права на MultiQR. По данным банка, этой технологией уже пользуется 18 российских банков с совокупной эмиссией более 88% рынка. MultiQR работает более чем на 2 млн терминалов по всей стране. То есть, по сути, две трети россиян уже могут пользоваться решением от банковского консорциума. А торговым точкам не надо заниматься техническим оснащением и обучением персонала, уточняют в пресс-службе «Сбера».

Пилотный проект НСПК завершился 10 октября 2024 г., в нем участвовало 22 банка, в частности ВТБ, Совкомбанк, банк Дом.РФ.

Чем это выгодно пользователям

«Использование QR-кодов для платежей началось позже, чем NFC (near field communication – связь на ближнем расстоянии. – «Ведомости&»). И с точки зрения удобства пользователей и скорости обслуживания вариант NFC удобнее, однако после санкций его нельзя использовать на любимых гаджетах «яблочного» бренда. Видимо, поэтому [банки] решили переориентироваться на QR-коды – по азиатскому сценарию», – отмечает глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров.

Популярность QR-кодов в России действительно начала расти только в 2022 г. – после ухода западных пэй-сервисов, которые позволяли оплачивать покупки с помощью NFC, просто приложив смартфон к терминалу.

По данным исследования «Т-Кассы», доля оплат по QR-коду выросла с 0,2% в январе 2022 г. до 9% в июне 2024 г. QR-код выступает ключом к другим способам оплаты и открывает для покупателя страницу с выбором из различных пэй-сервисов и других альтернативных способов, отмечается в исследовании.

При использовании единого QR-кода от банковского консорциума и оплате по пэй-сервисам клиенты смогут сохранить все привычные банковские программы лояльности, указывают в «Сбере» и Т-Банке. По оценке последнего, в 2023 г. банки РФ выдали около 500 млрд руб. кэшбэка. «Этого удалось достичь во многом благодаря оплате клиентами товаров и услуг через карты и пэй-сервисы, которые приносят банкам в 4,5 раза больше доходов, чем оплата через Систему быстрых платежей (СБП)», – подчеркивают в пресс-службе Т-Банка.

Популярность QR-кодов в России

Оплата по QR-коду долгое время казалась россиянам наименее привлекательной: по данным опроса НАФИ, в 2020 г. этот способ назвали удобным лишь 7% опрошенных. Самыми удобными способами оплаты на тот момент считали банковскую карту с NFC (более 55% респондентов), а также телефон – с помощью пэй-сервисов c NFC и других подобных сервисов (17%).
С начала пандемии популярность QR-кодов начала расти, после ухода из России западных пэй-сервисов эта тенденция усилилась. С января по сентябрь 2023 г. россияне совершили более 1 млрд покупок через СБП на сумму 1,84 трлн руб. По данным ЦБ, это было связано с увеличением количества торговых точек, которые принимают оплату по СБП с помощью QR-кодов. Их число выросло год к году почти в 3 раза и по итогам III квартала 2023 г. составило почти 1,3 млн. При этом 9 из 10 таких точек продаж относится к категории малых и средних предприятий.

Источник: НАФИ, ЦБ

На платежной странице, которая открывается по QR-коду от консорциума, есть пэй-сервисы различных банков, включая Sber Pay, T-Pay, Alfa Pay и СБП. Позднее в способы оплаты также будут встроены дополнительные – например, рассрочка и BNPL (By Now – Pay Later, «Покупай сейчас – плати потом»), уточняют участники консорциума.

Технология НСПК помимо оплаты по СБП также позволяет использовать пэй-сервисы банков и сервисы рассрочки. Предполагается, что в будущем к этим способам добавится и цифровой рубль.

Цифровой рубль планируется и в системе от консорциума банков, зато пэй-сервисов «Сбера», Альфа-банка и Т-Банка в системе НСПК нет, а значит, их клиентам придется платить через СБП и они не получат кэшбэк по стандартным программам лояльности.

Как новая технология изменит рынок

Таким образом, на рынке сейчас существует одновременно две большие системы – единый QR-код от консорциума банков и универсальный QR-код от НСПК.

Вопрос в том, будут ли они и дальше существовать параллельно либо выбор остановится на какой-то одной – ранее ЦБ уже предлагал закрепить использование универсального QR-кода от НСПК на законодательном уровне.

«Предлагаем в законе закрепить норму, по которой на кассе будет только один QR, это будет универсальный QR, который должен работать на равноудаленной инфраструктуре», – цитируют «Ведомости» главу ЦБ Эльвиру Набиуллину.

21 октября Банк России сообщил, что направил в Минфин соответствующие предложения по изменению законодательства, согласно которым банки должны будут использовать только универсальный QR-код на базе решения НСПК.

Равноудаленность – один из главных вопросов дискуссии между банками и ЦБ: будут ли единые QR-коды с той и другой стороны способствовать конкуренции между банками.

«Нельзя представлять универсальный QR-код как битву регулятора и консорциума банков за контроль над рынками. Мы считаем, что это не продукт, он не конкурирует с рыночными продуктами, это стандарт инфраструктуры. Мы продолжим эти дискуссии и, надеюсь, найдем решение», – говорила Набиуллина, выступая на форуме Finopolis (18+).

Учредители консорциума, впрочем, утверждают, что именно их вариант будет обеспечивать конкуренцию. Согласно меморандуму о создании консорциума, все решения будут приниматься только при наличии 75% голосов учредителей в его пользу (максимально может быть до 12 учредителей, число простых участников не ограничивается).

«Внутри платформы конкуренция между участниками будет сохраняться. В процессе оплаты клиент будет перенаправляться на платежную страницу конкретного банка, где банк может внедрять разные сценарии и предлагать те или иные сервисы, например оплату частями, списание бонусов и т. д.», – уточняют в пресс-службе «Сбера».

Финансовые требования к новым участникам консорциума и их список банки-учредители пока не опубликовали. По данным пресс-службы «Сбера», сейчас банки-учредители (Т-Банк, Альфа-банк и «Сбер») оценивают объем инвестиций в консорциум каждого из них и планируют завершить эту оценку в ближайшее время.

При этом другие банки могут присоединиться и в качестве простого участника, пользуясь платформой и всеми наработками объединения и персонализируя их под своих клиентов. Это, по мнению экспертов, прежде всего было бы удобно небольшим банкам, у которых нет ресурсов на развитие собственных технологий.

Вопрос устойчивости

Дискуссия вокруг QR-кодов – не просто вопрос выбора того или иного решения, она затрагивает более фундаментальные вопросы, как вообще должен развиваться рынок финтеха, чтобы обеспечить его устойчивость.

Консолидация банков для внедрения новых технологий в условиях санкционного давления стала ощущаться более необходимой, считает Прохоров. «Издержки растут, маржа падает, поиск новых ниш все сложнее. В этих условиях сочетание возможностей инвестирования в новые проекты больших игроков и гибкости малых и средних должно давать так необходимый синергетический эффект», – отмечает эксперт. Единый QR-код, по его словам, – это лишь один из таких проектов, дальше могут быть совместные проекты по использованию биометрии, внедрению ИИ, цифрового рубля и т. п.

«Если ЦБ внесет это (обязательство использовать только один QR-код. – «Ведомости&») в закон как обязательный вариант, это убьет весь сектор и рынок данного сегмента расчетов и платежей», – уверен МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС Алексей Войлуков. По его словам, в этом случае банки могут понести дополнительные расходы на доработки, которых часто требует НСПК. «С тем же QR-кодом изначально во всех POS-терминалах (терминалы для приема платежей. – «Ведомости&») было сделано так, что QR-код высвечивался в самом терминале. Затем пришли к идее – пусть банки сделают, чтобы QR-код высвечивался в приложении, а торговая точка считывала этот QR-код», – приводит пример эксперт.

В случае с MultiQR новым участникам консорциума потребуется интегрироваться один раз – сразу со всеми банками в рамках единого QR-кода. «Это может занять примерно один месяц и не потребует существенных расходов. Тем, кто уже подключен к MultiQR, в принципе, ничего делать не нужно», – уточняют в пресс-службе Т-Банка.

Одной из кредитных организаций, подключившихся к MultiQR, стал «МТС банк». «Имеющаяся технологическая база позволила значительно упростить доработки для поддержки единого QR», – рассказывает бизнес-лидер направления «Платежи и переводы» «МТС банка» Вячеслав Юдайчев. Оплата по QR для банка – это «дополнительная точка контакта с клиентом, что позволяет эффективно предлагать ему другие продукты и сервисы», отмечает он.

Банку, по его словам, важно «предоставить клиенту широкий выбор платежных инструментов, чтобы он мог легко оплатить по QR, если, например, нет под рукой карты».

В «МТС банке» выступают за разнообразие доступных решений. «Любые инициативы, расширяющие способы безналичной оплаты, повышают лояльность клиентов. Мы рассматриваем концепцию универсального QR НСПК и единого QR консорциума банков как взаимодополняющие друг друга, а не противопоставляющие», – отмечает Юдайчев. Поддержка и развитие нескольких стандартов платежей по QR, по его словам, позволит «предоставить лучший клиентский опыт безналичных платежей без использования карты, сохранить конкуренцию на рынке платежей, а также диверсифицировать возможные риски по недоступности того или иного сервиса в разных сегментах». &