В каких направлениях идет технологическое развитие финансового сектора

От искусственного интеллекта до цифрового рубля
iStock

По данным Boston Consulting Group, к 2030 г. объем глобального рынка финансовых технологий достигнет $1,5 трлн, при этом Россия входит в список ведущих стран по развитию финтеха и темпам роста безналичных платежей, отмечает Digital Payments Global Markets Report. «Проникновение в повседневную жизнь интернета, смартфонов, иных цифровых продуктов и сервисов существенно изменило поведение всех субъектов экономики», – отмечает ЦБ в своем докладе «Цифровизация платежей и внедрение инноваций на платежном рынке». «Ведомости&» изучили основные направления развития финансового рынка.

Интеллектуальный банк

По данным Ассоциации «ФинТех», 95% компаний финансового рынка России уже внедрили искусственный интеллект (ИИ) в основные процессы. Финансовый эффект от внедрения ИИ в банковскую отрасль составит 0,6–0,9 трлн руб. в год – такую оценку дает консалтинговая компании «Яков и партнеры» совместно с экспертами «Яндекса».

Согласно докладу Банка России об ИИ, сегодня банки используют ИИ повсеместно: в маркетинге, аналитике данных, противодействии мошенникам, разработке ПО, инвестициях, общении с клиентами и в других сферах.

Например, с помощью ИИ Альфа-банк распознает мошеннические транзакции, Сбербанк выносит 80% решений по кредиту для малого и микробизнеса, а Т-банк закрывает 40% обращений в чате.

Помимо положительных эффектов Банк России отмечает риски, с которыми потенциально можно столкнуться при использовании новейших моделей генеративного ИИ типа ChatGPT. Это получение устойчивых ложных результатов («галлюцинации» модели), деградация моделей, которая приводит к тому, что их результаты перестают соответствовать реальности. Не решены до конца вопросы с возможным нарушением этических норм при использовании ИИ, защиты прав и персональных данных потребителей. Также эксперты ЦБ отмечают проблему неравной конкуренции, поскольку ресурсы на разработку собственной модели ИИ есть только у крупнейших участников рынка.

Банк России планирует придерживаться риск-ориентированного подхода к внедрению и использованию ИИ на финансовом рынке. Это значит, что регулятор дает компаниям умеренную свободу действий, а формат регуляторных требований будет определяться величиной риска в сравнении с потенциальным положительным эффектом от внедрения новой технологии.

Проснись и пэй

Уход Apple Pay и Google Pay в 2022 г. подстегнул разработку аналогичных отечественных систем, позволяющих производить оплату мобильным телефоном (пэй-сервисов). Крупные банки и компании, такие как «Сбер», Т-банк, Альфа-банк, Газпромбанк и «Яндекс», перешли на собственные решения. Для небольших и средних банков выпуск собственного приложения был слишком сложной задачей, поэтому они используют приложения от Национальной системы платежных карт (НСПК) – Mir Pay (используют более 160 банков) и «СБПэй» (используют более 170 банков).

В дополнение банки предложили клиентам способ оплаты, для которого не нужно устанавливать приложение или носить с собой карту, – платежные стикеры. Это прямоугольная наклейка-миниатюра обычной дебетовой карты с усиленным NFC-чипом (Near Field Communication – технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия. – «Ведомости&»). Банки начали выпускать их в конце 2022 г. «Российский финансовый рынок уже давно предлагает клиентам сервисы бесконтактной оплаты на основе технологии NFC. Эта технология позволяет пользователям совершать платежи, просто поднося свои смартфоны, умные часы или банковские карты к терминалам, поддерживающим NFC», – рассказывает руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации «ФинТех» Марианна Данилина.

Развился еще один способ оплаты – по QR-кодам. Магазин генерирует QR-код, покупатель считывает его телефоном и переводит оплату через Систему быстрых платежей (СБП) на расчетный счет продавца. По данным исследования сервиса приема онлайн-платежей и переводов «Т-касса» (входит в Т-банк), доля оплат по QR-коду выросла с 0,2% в январе 2022 г. до 9% в июне 2024 г. «Основная интрига – как в итоге будет внедряться универсальный платежный QR. Сможет ли регулятор законодательно «продавить» единый QR-код от НСПК или на рынке смогут сосуществовать несколько решений», – считает Алексей Чаговец, партнер департамента финансового консультирования компании ДРТ.

Развивается прием платежей на смартфоне (SoftPOS) – форма эквайринга, в которой обычный смартфон с NFC-модулем используется для приема оплаты и фискализации. Чтобы заплатить, покупатель прикладывает к телефону продавца карту или гаджет.

Реализуются проекты по применению биометрии в платежной сфере. Например, с помощью «Оплаты улыбкой» от «Сбера» можно расплатиться в магазине картой любого банка, посмотрев на платежный терминал. В 2025 г. для всех российских банков планируется создать единое решение для оплаты по биометрии – сейчас «Сбер» и НСПК параллельно разрабатывают его.

«Если заглянуть в будущее развития бесконтактной оплаты, то можно прогнозировать развитие новых функций, таких как оплата с помощью носимых устройств. Настоящий цифровой путь клиента должен позволять производить безопасную оплату «без контакта» с моментальным подтверждением, и все это в идеале в удобной экосистеме одного приложения», – говорит Данилина.

/iStock

Платежи все быстрее

В 2019 г. была запущена СБП – сервис для мгновенного перевода средств между счетами в разных банках по номеру телефона, а также оплаты покупок, услуг, налогов. Банк России отмечает, что СБП решила две проблемы: высокие комиссии за перевод денег между физическими лицами и долгий перевод между разными банками. Раньше комиссия составляла 1–1,5%, с СБП она снизилась до 0–0,5%. Прежде перевод из одного банка в другой занимал от одного рабочего дня, теперь по СБП деньги переводятся мгновенно.

СБП популярна: в марте 2024 г. глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что переводами через СБП пользуется каждый второй житель России. По состоянию на начало 2024 г. к системе было подключено более 220 банков и свыше 1,5 млн торгово-сервисных предприятий. Банк России со ссылкой на исследование World Bank Faster Payments Toolkit называет российскую СБП одним из мировых лидеров в сфере системы быстрых платежей.

Следующие шаги для развития СБП – интеграция новых технологий (например, биометрии) и появление на рынке комплексных продуктов, которые включают функционал быстрых платежей.

Больше открытости

API – программный интерфейс приложения, т. е. набор способов и правил, по которому приложение общается с другими программами. У каждого приложения свой API; если API «открытый», это значит, что его документация публичная и процесс взаимодействия с другими системами упрощен. Сайты и приложения общаются, используя API друг друга: например, когда покупатель нажимает кнопку «Купить» на сайте интернет-магазина, магазин использует API банковской системы, чтобы отправить запрос на оплату.

Когда все банки имеют открытые API и обмениваются данными друг с другом, это называется концепцией открытого банкинга (open banking). Благодаря open banking клиенты смогут управлять счетами и картами разных банков из одного приложения.

В качестве первого шага к open banking Банк России в 2022 г. опубликовал «Концепцию внедрения открытых API на финансовом рынке».

Сейчас четыре крупнейших российских банка – «Сбер», Альфа-банк, Т-Банк и ВТБ – проводят пилотные проекты по внедрению open banking.

По плану Центробанка, с 2026 г. использование открытых API станет обязательным для крупнейших организаций банковского, страхового и инвестиционного секторов, а затем на новый стандарт будут переводить и другие финансовые организации.

Основные бенефициары от внедрения открытых API, по мнению Данилиной, – клиенты. Открытые API позволяют полноценно перейти к реализации принципа человекоцентричности, когда вся экосистема сервисов и услуг выстраивается вокруг потребностей клиента вне зависимости от того, кто эти сервисы предоставляет. «Открытые API – важная составляющая цифрового бесшовного клиентского пути, например, в ипотеке. А страховые компании могут использовать их для получения данных от других компаний при урегулировании страховых случаев», – приводит примеры Данилина.

Заплатить по стандарту

Национальная платежная система (НПС) обеспечивает безналичные расчеты и платежи граждан и юридических лиц. В систему входят все, кто участвует в процессе платежей: банки, операторы электронных платформ (включая цифровой рубль), почтовые службы и другие организации.

В перспективе – переход НПС на ISO 20022, международный стандарт для обмена финансовыми сообщениями. Он регламентирует формат сообщений, какая информация может в них содержаться, какие символы и коды можно использовать, длину полей и другие факторы. В результате финансовые организации будут обмениваться информацией по единому стандарту – это снижает риск ошибок при обработке сообщений и упрощает интеграцию.

Переход на ISO 20022 облегчит не только взаимодействие банков внутри страны, но и трансграничные платежи; на этот формат уже перешло 70 стран.

Согласно докладу Банка России, несколько российских банков уже перешло на обмен сообщениями по ISO 20022 с корпоративными клиентами, а полный переход НПС на новый стандарт планируется завершить по единому плану миграции к началу 2029 г.

Связанные блокчейном

Распределенный реестр – это база данных, информация в которой синхронизируется между несколькими компьютерами в сети. На каждом хранится копия всех данных реестра. Например, если клиент перевел деньги из одного места в другое, информация о транзакции появится на компьютере каждого участника процесса. Это удобное решение для сложных операций с большим количеством участников, например для отправки денег за границу.

Чаще всего распределенные реестры реализуются на базе технологии блокчейн (цепь криптографически связанных блоков транзакций), хотя это не единственный способ их создания, отмечает ЦБ.

Внутри распределенных реестров можно использовать смарт-контракты – специальные программы, которые автоматически выполняют сделку, как только достигнуты все заранее заданные условия и параметры. Пример смарт-контракта – автоматическое распределение денег между авторами художественного произведения, как только его купили через интернет.

Российские банки уже несколько лет экспериментируют с распределенными реестрами и смарт-контрактами и внедряют эти технологии. Например, «Сбер» в 2019 г. провел первую для себя сделку по поставке нефти при помощи блокчейна, а в 2023 г. первым в России предоставил банковскую гарантию, в которой обычный договор был заменен смарт-контрактом на блокчейн-платформе.

На платформе блокчейна работает и торговля цифровыми финансовыми активами (ЦФА) – это цифровые аналоги привычных финансовых инструментов: акций, облигаций, фьючерсов и т. д. С момента принятия соответствующего закона в 2020 г. объем рынка находящихся в обращении ЦФА достиг 176 млрд руб., по данным Cbonds. Свои платформы по выпуску ЦФА есть у «Сбера», Альфа-банка и Т-банка.

«Используя технологии распределенного реестра, российские финансовые компании уже сейчас могут оптимизировать операционные и временные затраты на транзакции, предлагать инновационные продукты. Дальнейшим этапом развития станет усовершенствование систем безопасности, чтобы повысить доверие клиентов. Блокчейн также может быть использован для создания надежной системы идентификации клиентов, что упростит процедуры KYC (know your customer – «знай своего клиента») и KYT (know your transaction – «знай свою транзакцию»)», – дает прогноз развития технологии Данилина.

Третья форма рубля

Цифровой рубль – это цифровая форма российской национальной валюты, которая в будущем появится в обороте наравне с наличным и безналичным рублем (подробнее о введении цифрового рубля читайте здесь). Для новой формы валюты уже подготовлена техническая платформа и приняты законы, определяющие правовой статус цифрового рубля и порядок операций с ним. С 15 августа 2023 г. идет пилотное тестирование новой формы валюты. ЦБ предложил Министерству финансов ввести цифровой рубль с 1 июля 2025 г. – по задумке регулятора с этого момента 13 крупнейших банков должны дать клиентам возможность рассчитываться цифровыми рублями. По оценке «Яков и партнеры», при полной реализации потенциала внедрения цифрового рубля в России выгода для бизнеса и банков может составить до 328 млрд руб. ежегодно.

Платежи без границ

После отключения России от SWIFT российские банки стали искать способы проводить платежи за границу. Банк России активно развивает Систему передачи финансовых сообщений (СПФС) – аналог SWIFT, который может передавать данные в формате SWIFT, но не зависит от его каналов. Система была запущена в 2014 г. и предназначалась только для пользователей в России, но постепенно к ней стали подключаться банки из-за рубежа. На начало июня 2024 г. к СПФС было подключено 150 иностранных банков из 20 стран, писал «Интерфакс».

Развиваются расчеты в национальных валютах с дружественными странами. В начале 2024 г. глава Банка России Эльвира Набиуллина рассказала об изменениях в торговле с БРИКС: за два года доля использования национальных валют выросла с 26 до 85%. Банк России отмечает, что ряд крупных российских банков предлагают клиентам переводы за границу в валютах стран – торговых партнеров России: например, «Сбер» делает переводы в российских рублях, белорусских рублях, индийских рупиях, а Газпромбанк – в российских рублях, юанях, тенге и евро.

В конце 2023 г. Центробанк сообщил о запуске переводов за границу через СБП в пять стран. Полный список стран регулятор не огласил, но среди них точно присутствуют Белоруссия, Таджикистан и Узбекистан – туда сегодня доступны переводы по номеру телефона, подтвердили в техподдержке Альфа-банка.

Согласно докладу Банка России, расширение возможностей трансграничных платежей и переводов – приоритетная задача. Подавляющее большинство – 88% – крупных и средних российских банков намерены развивать продукты, связанные с валютными операциями, внешнеэкономической деятельностью и трансграничными переводами, пишет РБК со ссылкой на исследование рейтингового агентства НКР и группы компаний Б1. &