Самая инвестиционно привлекательная
Как Москва стала чемпионом по государственно-частным партнерствамМосква одной из первых в России начала развивать государственно-частные партнерства (ГЧП). В 2013–2017 гг. она заключила контракты по проектам ГЧП на 700 млрд руб. Как Москва строит отношения с частным капиталом?
Российская столица в последние два года занимает 1-е место среди российских регионов в рейтинге ГЧП, который составляют Центр развития ГЧП и Минэкономразвития. Столица лидирует благодаря большому опыту реализации проектов и благоприятной институциональной и нормативной среде, указывают составители рейтинга.
Первые проекты в Москве появились даже раньше, чем сформировалось законодательство о ГЧП, напоминает партнер EY Алина Заборовская. В конце 1990-х – начале 2000-х город привлекал инвесторов в проекты по строительству объектов Мосводоканала и мусоросжигательных заводов.
«Городу важен в первую очередь результат, приток инвестиций, поэтому используются различные формы – в зависимости от того, какая из них в конкретном проекте позволяет сбалансировать интересы города и частного бизнеса, – рассказывает руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Владимир Ефимов. – Речь идет о концессиях, соглашениях о ГЧП, контрактах жизненного цикла и т. д. Для нас самое главное – это скрупулезная оценка будущих рисков и подробное структурирование сделок с инвесторами».
Движение к инвестициям
О приоритетах города в сфере ГЧП можно судить по крупнейшим существующим проектам в этой области, говорит Леонид Кострома, директор Городского агентства управления инвестициями, созданного в 2011 г. в том числе для развития механизмов ГЧП и сопровождения крупнейших проектов города в этой сфере. Это и строительство новых дорог, и развитие транспортной системы города в рамках концессионных проектов, и заключение контрактов жизненного цикла и аренды с инвестиционными обязательствами.
Владимир Ефимов, министр правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития Москвы:
«Любой проект ГЧП требует совместных усилий на уровне разных органов исполнительной власти. Москва научилась справляться с подобными комплексными задачами на межведомственном уровне. Еще на этапе подготовки проектов у нас создаются рабочие группы, проектные офисы, формируются дорожные карты. Все это плодотворно сказывается на эффективности процессов управления. Такие подходы работают по всем крупным инвестиционным проектам города. По отдельным проектам Москва активно взаимодействует с коллегами из федеральных ведомств. Например, разрабатываемый концессионный проект создания Северо-Восточной хорды требует внедрения безбарьерной системы взимания платы – нужны поправки в федеральное законодательство. Для этого правительство Москвы взаимодействует с Минтрансом. Другой пример – на федеральном уровне были приняты поправки в законодательство, которые позволили разработать и внедрить механизм офсета в инвестиционную практику и заключить первый фармацевтический офсет с компанией «Биокад».
По словам Костромы, перспективным направлением привлечения частных инвестиций стала программа строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) для комфортных и быстрых пересадок между видами транспорта (метрополитеном, железнодорожным, наземным городским пассажирским транспортом и автомобильным). Эта программа предусматривает строительство более 250 ТПУ, общий объем частных инвестиций может превысить 1 трлн руб. Кроме собственно пересадочных узлов в большинстве ТПУ предусмотрены также коммерческие и технологические зоны (предполагается, что их инвесторы после окончания строительства должны будут передать городу).
Еще один из крупнейших проектов – концессия на строительство и эксплуатацию Северного дублера Кутузовского проспекта. Платная скоростная автодорога протяженностью 11 км должна связать «Сити» и Молодогвардейскую транспортную развязку и разгрузить Кутузовский проспект и часть Можайского шоссе. Концессионное соглашение на 40 лет город заключил с ОАО «Новая концессионная компания», входящим в УК «Лидер». «Это, по сути, первая в стране концессия, которая не предусматривает бюджетных ассигнований», – говорит руководитель дирекции инвестиционных проектов и программ, управляющий директор «Лидера» Сергей Кербер.
Тем не менее вопросом развития транспортной инфраструктуры города ГЧП не ограничивается. Приоритетными сферами являются также развитие социальной инфраструктуры, образования, медицинского обслуживания, а также реализация проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отмечает Кострома.
Загрузка на всю жизнь
Одна из задач инвестиционной политики города – привлечь частные инвестиции в сферы, которые раньше финансировались за счет бюджетных средств, говорит Ефимов. Эффективный инструмент оптимизации расходов бюджета – контракты жизненного цикла (КЖЦ), предусматривающие поставку продукции с последующим обслуживанием вплоть до утилизации. Сейчас по КЖЦ город закупает вагоны метро, трамваи и автобусы. Новый подход позволил снизить ежегодную нагрузку на бюджет города и получить дополнительные гарантии надежности поставляемых транспортных средств, а также соблюдения графика их работы, отмечает Ефимов. Сейчас у города есть такие контракты на общую сумму 309,5 млрд руб.
Инвестиции по рублю
Еще один механизм привлечения частных инвестиций, которым активно пользуется Москва, – программа льготной аренды городской недвижимости. По программе «1 руб. за 1 кв. в год» с 2012 г. можно арендовать помещения для учреждений здравоохранения и образования, а также объекты культурного наследия (с обязательствами восстановить их). Победители открытых аукционов, которые проводятся в рамках программы, получают право льготной аренды неиспользуемых и зачастую ветхих объектов городской недвижимости при условии их восстановления за свой счет. С начала программы город уже передал инвесторам на таких условиях 112 объектов недвижимости.
«Исторические» лоты в 2017 г. пользовались спросом: на торгах за право аренды объектов культурного наследия по льготной ставке конкурировало до 25 участников, рассказывает руководитель департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев. В ходе аукциона определяется плата, которую инвестор будет вносить городу в качестве аренды до завершения реставрации либо выполнения других условий договора. «Импонирует то, что инвестор, получив историческую недвижимость, серьезно погружается в ее историю, это побуждает его не только более бережно относиться к объекту, но и показать его после реставрации большему количеству жителей столицы», – говорит Дегтев. Из 21 объекта культурного наследия, переданного инвесторам, 10, по его словам, уже перешли на льготную ставку аренды.
По проекту «Доктор рядом» инвесторам город передал 63 объекта. А в сфере образования благодаря этой программе в Москве появилось 15 новых частных детских садов и школ, которые посещает более 1000 детей.
«Программа льготной аренды – понятная и взаимовыгодная схема сотрудничества города и инвестора», – считает Аркадий Стародубов, гендиректор ООО «Альфа-групп», которое летом 2017 г. выиграло право аренды знаменитого садового павильона усадьбы Лопатиной (построен в 1911 г.) на Сивцевом Вражке и сейчас занимается его реставрацией. Инвестиционные обязательства по программе весомые, подходить к ее реализации надо серьезно, с просчитанным бизнес-планом, тогда она позволяет заработать, говорит участник «рублевой» программы, директор по развитию негосударственного образовательного учреждения «Академическая гимназия» Лилия Калетина.
Дополнение к бюджетным инвестициям
«Особенность подхода Москвы к проектам ГЧП и концессиям – минимизация государственной поддержки. В то же время ограничено и финансовое участие города в инвестициях», – говорит заместитель директора группы по работе с инфраструктурными проектами и проектами ГЧП КПМГ Сергей Игнатущенко. Например, в концессии по Северному дублеру Кутузовского проспекта концессионер несет риск сбора платы, нет прямой бюджетной поддержки, кроме софинансирования расходов на подготовку территории, объясняет Игнатущенко. «Такой подход повышает уровень риска для инвесторов, но это прагматично с точки зрения бюджетного планирования», – отмечает эксперт. Московские проекты могут быть интересны иностранным инвесторам, у города хороший инвестиционный климат, что подтверждается недавним интересом ближневосточных фондов к автодорожному проекту Москвы, считает Игнатущенко (в октябре представитель РФПИ говорил «Ведомостям», что несколько таких фондов ведут переговоры и могут стать соинвесторами дублера Кутузовского проспекта). Чтобы поддержать интерес, важно обеспечить долгосрочный поток проектов для инвесторов, а также учитывать отзывы участников рынка при структурировании проектов, полагает он.
Самые распространенные формы сотрудничества государства и частных инвесторов в России – концессии, когда созданный объект остается в собственности государства, и соглашения о ГЧП, в соответствии с которыми собственником объекта может стать инвестор. Департамент экономического развития и политики Москвы выступает уполномоченным органом по подготовке концессионных проектов и ГЧП и представляет город в отношениях с инвесторами в данных сферах.
«Мы ожидаем значительный рост проектов ГЧП в большинстве регионов России, включая Москву», – говорит партнер, глава российской практики по инфраструктуре и проектам ГЧП фирмы Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. При этом, отмечает она, проекты ГЧП особенно важны регионам с дефицитом бюджета. У Москвы деньги есть, и отсутствие острой необходимости привлекать инвесторов, возможно, позволяет Москве предъявлять повышенные требования к инвесторам и результатам реализации проектов.
Одно из преимуществ Москвы в том, что проект ГЧП может получить статус инвестиционного приоритетного проекта и соответствующие льготы (по налогам на прибыль, имущество, земельному и по ставке аренды земли), а также статус масштабного инвестиционного проекта с предоставлением земельного участка без торгов, рассказывает Ефимов. ГЧП – это один из приоритетов инвестиционной политики Москвы, дополнение к бюджетным инвестициям, но не их замена, подчеркивает Ефимов. Он должен повысить эффективность использования городского имущества и пространств, позволив перераспределить бюджетные средства на наиболее важные задачи.
Город ждет инвесторов
Также Москва реализует крупные девелоперские проекты. В октябре город на открытом конкурсе продал бывший комплекс зданий на Москворецкой набережной: 33 строения, девять из которых являются объектами культурного наследия, а еще пять представляют ценные градоформирующие объекты. Инвестор – ООО «Горкапстрой-гарант», согласившееся заплатить 8,6 млрд руб., – должен сохранить исторический облик всех объектов, приспособив их под современное использование, и сделать территорию комплекса (11 га) открытой для посетителей в соответствии с утвержденной концепцией.
Сейчас город приглашает бизнес к созданию высокотехнологичного конгрессно-выставочного центра на ВДНХ, который должен стать самой современной площадкой для проведения мероприятий. Сроки и условия реализации объектов город публикует на инвестиционном портале. Здесь же можно оставить заявку на участие в торгах или задать вопрос представителям власти через линию прямых обращений.
«Линия прямых обращений, созданная для обеспечения каналов прямой связи инвесторов с руководством города, путеводитель инвестора, а также онлайн-сервисы портала, в том числе запись на осмотр объекта торгов и ознакомление с лотовой документацией, помогают сэкономить время предпринимателям при открытии и ведении бизнеса. Так, с 2016 г. на осмотр объектов городской недвижимости, выставленных на торги, было подано более 20 000 заявок. В целом на инвестиционной карте города сейчас почти 5000 объектов для бизнеса (объекты городской недвижимости, технопарки и промышленные комплексы, промышленные площадки, объекты ГЧП, ТПУ и др.)», – рассказывает Кострома. &
Исправленная версия. Исправлено имя автора. Изменена цитата заместителя директора группы по работе с инфраструктурными проектами и проектами ГЧП КПМГ Сергея Игнатущенко.
Текст: Екатерина Мереминская