Москва идет на повышение
Столица все выше в рейтингах инвестклимата. Как это отражается на инвестициях и инвесторах?В 2017 г. Россия поднялась на пять позиций в международном рейтинге благоприятной деловой среды Doing Business, заняв 35-е место. Составители рейтинга – Всемирный банк и Международная финансовая корпорация – с его помощью оценивают удобство предпринимательской среды в 190 странах мира. Шесть лет назад Россия была только 120-й.
Продвинуться вверх удалось в том числе благодаря позитивным изменениям в московском бизнес-климате, указывают авторы рейтинга. «Москва и Санкт-Петербург являются витриной Российской Федерации и участвуют в международном рейтинге Всемирного банка, – говорит гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева. – Именно по этим двум столицам мир оценивает инвестиционную привлекательность Российской Федерации. И здесь, безусловно, коллеги достигли серьезных результатов». По показателю «простота регистрации собственности» Россия заняла 12-е место в мире, а по «подключению к сетям» – 10-е. Причем показатель страны на 70% зависел от значений столицы. В Москве, если верить авторам рейтинга, заниматься бизнесом проще, чем в Брюсселе или Риме.
35–40%
на такую долю показателей, важных для инвесторов, может влиять город,на остальное – федеральные органы власти, говорится в инвестиционной стратегии Москвы до 2025 г.
Повышается позиция российской столицы и в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Федерации, который составляет АСИ. Несмотря на то что в целом все регионы России нацелены на усиление позиций в рейтинге и работают над улучшением своей инвестпривлекательности, за год Москва переместилась в нем с 10-го на 3-е место.
Национальный рейтинг строится на основе оценок бизнеса и экспертов и учитывает уровень административных барьеров, развитие институтов для бизнеса, инфраструктуры, ресурсов и поддержки малого предпринимательства. Именно административные барьеры и недостаток институтов для бизнеса влияли на позиции Москвы в прошлом году, в этом ситуация значительно улучшилась, отмечали эксперты АСИ.
На долю Москвы приходится около 12% от всех инвестиций в России и более половины прямых иностранных инвестиций
По данным Росстата, за три квартала 2017 г. объем инвестиций в основной капитал в Москве составил 1,1 трлн руб., что в реальном выражении на 20% больше, чем за те же месяцы 2016 г. За семь лет объем инвестиций в основной капитал вырос почти на 70% в сопоставимых ценах к уровню 2010 г.
Реформы, начатые шесть лет назад в Москве, многое изменили, говорит управляющий партнер сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова. Она приводит в пример процесс размещения летних веранд: с одной стороны, в этой области сейчас жесткое регулирование, но с другой – ясные правила игры, и если бизнес их выполняет, то получает нужную площадь. Плюс в том, что нет возможности для появления коррупционной составляющей: подал заявку и получил ответ, говорит Татулова.
Меньше барьеров
Эксперты Всемирного банка оценивают состояние законодательства, регулирующего бизнес, и его применение в 190 странах мира. Рейтинг Doing Business строится в том числе на анонимном опросе и отражает легкость ведения бизнеса и строительства. В DB-2018 Россия улучшила позиции по большинству важнейших факторов ведения бизнеса. Страна занимает 12-е место в мире по показателю «регистрация собственности», а по показателю «подключение к сетям электроснабжения» вошла в топ-10 рейтинга.
Интерес сохраняется
В 2011 г. Москва начала искать новые форматы для привлечения инвесторов и создала Городское агентство управления инвестициями (ГАУИ). Эта организация занимается сопровождением инвестиционных проектов по принципу «одного окна», разрабатывает экономические и юридические условия проектов с учетом интересов города и инвесторов, осуществляет мониторинг и контроль реализации инвестиционных проектов, внедряет системные меры по улучшению инвестиционного климата.
В основу работы агентства легла инвестиционная стратегия развития Москвы до 2025 г., разработанная департаментом экономической политики и развития города, ГАУИ и представителями бизнеса. Ее цели – упростить административные процедуры, сделать систему более прозрачной, с четкими правилами и для бизнеса, и для чиновников.
Владимир Ефимов, министр правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития Москвы:
«Мы видим <...> постепенное изменение структуры инвестиций. Если раньше привлекательной областью приложения средств инвесторов было строительство, <...> то в последнее время мы видим рост интереса инвесторов к вложениям в проекты в сфере промышленности и высоких технологий».
В последние годы приоритеты Москвы в инвестиционной политике остаются неизменными, говорит министр правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Владимир Ефимов. Город в рамках адресной инвестиционной программы более 70% своих средств направляет на развитие транспортной системы: развитие метрополитена, общественного транспорта, строительство дорог, пешеходных переходов, мостов, путепроводов и эстакад. Тем не менее государственные инвестиции подогревают интерес частных инвесторов к инфраструктурным проектам. Так, например, открытие МЦК в 2016 г. стимулирует частных инвесторов вкладывать в проекты строительства транспортно-пересадочных узлов.
Сбалансированное развитие
Повышать инвестиционную привлекательность Москвы городские власти планируют в том числе за счет дальнейшего снижения административных барьеров для бизнеса, перевода госуслуг в электронный вид, улучшения качества инфраструктуры для ведения бизнеса, внедрения эффективных механизмов поддержки, а также создания новых точек роста за счет адресных инвестиций в комплексные проекты развития. «Важную роль в процессе должны сыграть развитие инфраструктуры, благоустройство общественных пространств, налоговые льготы и субсидии реальному сектору, а также сбалансированное развитие территории новой Москвы и промзон. Город не будет забывать о том, что новые рабочие места должны создаваться в непосредственной близости от жилых районов», – рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. &
Текст: Светлана Хлебникова