В чем выгоды контрактного производства
И как выбрать подходящего партнера«Партнерство с правильным контрактным производителем устраняет необходимость иметь дело с множеством подрядчиков, которые занимаются разработкой рецептуры, поставкой подходящих ингредиентов, тестированием, производством продукта и т. д., позволяя бренду сосредоточиться на том, что он делает лучше всего, – маркетинге и продажах», – пишет финансовый директор американской компании по производству биодобавок и косметики Herbally Yours Марк Поточняк в статье для журнала Contract Pharma. Еще одно конкурентное преимущество контрактных производственных компаний – способность жестко контролировать накладные (не связанные непосредственно с производством) издержки. «Если для крупной вертикально интегрированной продуктовой компании норма накладных издержек <…> может составлять 100–200% (от производственных издержек. – «Ведомости&») и более, то для контрактных производителей она, как правило, не превышает 15–20%», – отмечается в исследовании Ассоциации кластеров и технопарков «Рейтинг российских контрактных производств».
Как выбрать правильного контрактного производителя товаров для здоровья, «Ведомости&» рассказала маркетинг-директор Siberian Wellness Наталья Еромчик.
1. Репутация и корпоративная культура
«В первую очередь при выборе площадки для контрактного производства нужно обратить внимание на репутацию компании, ее корпоративные ценности и культуру. Получите отзывы других компаний, которые уже имеют опыт взаимодействия с контрактной площадкой», – говорит Еромчик. Понять, какова корпоративная культура на предприятии, можно прямо в процессе первых переговоров. Еромчик советует оценить несколько факторов: как в этой организации принимаются решения – быстро или медленно, учитываются ли интересы обеих сторон или исполнитель тянет одеяло на себя, соблюдаются ли сроки и договоренности или сотрудники теряют время на каждом этапе? Анализируя информацию о качестве взаимодействия с потенциальным партнером, можно понять, каким образом будет складываться работа в проекте.
«Лаборатория современного здоровья» – производственная площадка компании Siberian Wellness – работает уже более 20 лет. «У нас хорошая репутация, поэтому среди наших партнеров есть крупные компании, известные на рынке. Чем больше будет суммарный объем заказов на сырье и производство, тем лучшую цену мы сможем предложить нашим клиентам», – говорила в интервью «Ведомости&» основательница Siberian Wellness Татьяна Гороховская.
2. Клиентоориентированность
«Здесь речь идет не о том, насколько вежливы сотрудники организации, а о том, частью какого бизнеса вам предстоит стать», – говорит Еромчик.
Есть производства, которые занимаются только контрактными проектами – это их бизнес. Они отличаются тем, что у них много клиентов, выстроены процессы, коммуникация зачастую обезличенная, много стандартных процедур и готовых решений. Производители, которые имеют свой собственный крупный бизнес и по контракту сотрудничают лишь с несколькими партнерами, подходят к процессам взаимодействия с клиентом более персонифицированно, что дает заказчику больше возможностей для развития ассортимента, позволяет быть более гибким в меняющихся экономических условиях, отмечает эксперт.
Компания Siberian Wellness относится ко второму типу – по расчетам самой компании на основе данных Euromonitor International, она занимает около 7% на российском рынке биологически активных добавок (БАД), продает продукцию в 60 странах мира.
3. Цена или качество?
«Определите для себя главный приоритет проекта – цена или качество в смысле сложности продукта, его уникальных свойств и т. п. Для правильного выбора производителя обязательно нужно понимать, что важнее», – говорит Еромчик.
Если важно качество – уникальные рецептуры, инновационные продукты, экологичные, или зеленые, серии, элитная упаковка, – то важными критериями выбора производителя будут наличие собственной научной базы, контракты с мировыми лидерами среди поставщиков сырья и опыт разработки инновационных продуктов.
Если же вы планируете выпускать несложные продукты и в приоритете их стоимость, то обратите внимание на наличие эффективной системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатами GMP (Good manufacturing practice – надлежащая производственная практика) или ISO (International Organization for Standardization – Международная организация стандартизации). Компании, соблюдающие требования таких стандартов, как правило, более эффективны в производстве, у них меньше простоев и прочих потерь производительности, поэтому стоимость работ по производству может быть ниже, чем в тех компаниях, где нет плановой работы с себестоимостью труда, напоминает эксперт.
У «Лаборатории современного здоровья», которая входит в группу компаний Siberian Wellness, две лаборатории – пищевая и парфюмерно-косметическая. Нутрициологи и химики-технологи проводят около 160 исследований ежемесячно. Компания давно отказалась от тестирования на животных и тестирует продукты in vitro (изолированно от их обычного биологического окружения) и на добровольцах.
4. Возможности производства
Обратите внимание на производственные мощности предприятия-исполнителя. Хотите заказать небольшую партию продукта и протестировать спрос? Выясните заранее, готово ли предприятие исполнить контракт на небольшие объемы, рекомендует Еромчик. Некоторые крупные производители товаров для здоровья готовы работать лишь с крупными контрактными партиями от 20 000 упаковок. Второй важный момент – возможности предприятия по выпуску продукции в разнообразных формах и упаковках. Сегодня вы продаете, например, витамины в таблетках, а завтра ваши маркетологи выяснят, что потребители предпочитают их в жидком виде, в капсулах или в виде мармеладных мишек. Хорошо, если ваш контрактный производитель будет готов к таким вызовам, считает Еромчик.
«Лаборатория современного здоровья», по собственным данным, готова выпускать по контракту партии от 500 до 6000 упаковок в зависимости от вида продукции. 18 типов производственных линий позволяют «Лаборатории современного здоровья» делать БАДы, функциональное и спортивное питание, парфюмерию и косметику в самых разнообразных формах и упаковках.
5. Сертификация
Если вы собираетесь экспортировать свою продукцию, вам придется считаться с десятками национальных регламентов для биодобавок, функционального питания, парфюмерии, косметики – в каждой стране свои требования, напоминает Еромчик. Важно учитывать, какими международными сертификатами обладает ваш производственный партнер, соблюдает ли все более востребованные в мире принципы ответственного ведения бизнеса (ESG), готов ли помочь вам составить рецептуру продукта так, чтобы она соответствовала требованиям национальных регуляторов разных стран и даже принятым в них религиозным нормам.
У «Лаборатории современного здоровья» есть сертификаты ISO, GMP, HACCP (анализ рисков и управление безопасностью), FDA (сертификат соответствия нормам американского регулятора Food and Drug Administration) и HALAL (соответствие нормам безопасности и качества, принятым в исламском мире). С 2019 г. компания реализует план устойчивого развития (подробнее см. колонку Марины Артюх). На одобрение надзорных органов разных стран требуется от одного до четырех месяцев для косметических средств и пищевой продукции и более полугода для комплексных пищевых добавок, отмечают в компании.