Дарья Прусова: «Тренд на персонализацию изменит индустрию пищевых добавок»
Руководитель отдела разработок Siberian Wellness о тенденциях на рынке БАДовРынок биологически активных добавок (БАД) в России ежегодно растет. В пандемийном 2020 году он увеличился на 47% по сравнению с 2019 г., в 2021 г. – на 26% до 65,2 млрд руб., по данным исследовательской компании Tebiz Group. О том, какие добавки популярны у потребителей, почему мода на ягоды годжи сменяется модой на семена чиа и когда люди начнут потреблять БАДы, созданные специально для них, в интервью «Ведомости&» рассказала руководитель отдела разработок контрактного производства и пищевого направления Siberian Wellness Дарья Прусова.
– Какие тренды сегодня определяют развитие рынка товаров для красоты и здоровья?
– В России все более популярными становятся продукты без содержания сахара и фруктозы. Siberian Wellness учитывает этот тренд при разработке новинок. Так, во всей нашей продукции мы заменяем сахар на растительные волокна – пребиотики, которые полезны для пищеварения и имеют приятный сладкий вкус.
Другая тенденция – российские потребители все чаще отдают предпочтение биодоступному составу БАДов. Биодоступность – это главный показатель эффективности добавок. Производители во всем мире ищут наилучшие технологии для повышения эффективности транспортируемых активных веществ в организм. К примеру, инновационная система липосомирования – современная форма доставки активных веществ прямо в клетку – многократно увеличивает их биоусвояемость. Так, проникновение в кожу липосомального витамина С, который входит в состав питательного крема, происходит намного быстрее, чем другой формы витамина С.
– Другие российские производители тоже учитывают мировые тренды и следуют им?
– Конечно, ведь современному потребителю доступна вся информация о новинках, которые есть на мировом рынке. И он хочет иметь возможность покупать их в России. Есть спрос – есть и предложение. Кроме того, российские специалисты внедряют свои разработки, обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Так что российская культура потребления добавок развивается в русле общемировых трендов.
Дарья Прусова, руководитель отдела разработок Siberian Wellness
Окончила магистратуру Технологического пищевого института Узбекистана, где училась на кафедре технологии пищевых производств. Сейчас учится в аспирантуре Российского экономического университета им. Плеханова по специальности «процессы и аппараты пищевых производств».
2001–2007 гг. – работала начальником производственной лаборатории узбекско-российского совместного предприятия «Петроконцентрат».
2007–2010 гг. – занимала должности главного технолога и директора по качеству узбекского производителя напитков Sibur (в 2011 г. завод начал выпускать продукцию под брендами PepsiCo).
2010–2011 гг. – была главным технологом-разработчиком и специалистом по сертификации производителя минеральной воды и напитков Fonte Aqua.
2011–2014 гг. – работала ведущим инженером-технологом по разработкам в российском подразделении немецкого производителя и поставщика ингредиентов для производства пищевых продуктов и напитков Dohler.
2014–2016 гг. – генеральный директор компании «Мостест» по сертификации пищевой продукции.
2016–2017 гг. – директор по развитию технологического направления компании Amazonia Food, которая занимается производством натуральных продуктов питания и БАДов в Латинской Америке.
С июля 2017 г. занимает должность руководителя отдела разработок контрактного производства и пищевого направления Siberian Wellness.
– А из каких стран обычно приходят тренды?
– Всегда по-разному. Например, несколько лет назад стали популярны добавки на основе маки – перуанского растения семейства капустных. Этот БАД пришел к нам из Латинской Америки.
– Потребление добавок на основе перуанской маки и других экзотических растений определяется объективными потребностями людей или это дань моде, которая быстро проходит?
– Новые ингредиенты будут появляться и исчезать, мода на ягоды годжи – сменяться модой на семена чиа. В итоге останутся и будут востребованы те вещества, которые действительно работают. Мы в Siberian Wellness при разработке новинок рассматриваем тренды и спрос на рынке, но наш основной фокус направлен на изучение технологий производства сырья, инновации. Нам очень важны клинические исследования, сохранность качества и свойств сырья при технологических процессах производства готового продукта. Все это усложняет процесс запуска новинок, но только после многочисленных исследований и перепроверок мы можем быть уверены в заявленных свойствах нашего продукта.
– Раньше биодобавки воспринимались в основном как средства для спортсменов или для похудения. Сейчас же потребление БАДов стало повсеместным. С чем это связано?
– С тем, что люди стали больше думать о своем здоровье, больше узнавать о важнейших факторах, определяющих качество и продолжительность жизни. К таким факторам, например, относится правильное питание. Эта тенденция особенно усилилась во время пандемии COVID-19. Теперь люди больше знают о таких понятиях, как иммунитет, профилактика заболеваний.
Кроме того, женщины все больше задумываются о сохранении молодости и красоты. К примеру, на добавки, в состав которых входят коллаген и гиалуроновая кислота, всегда есть устойчивый спрос.
41%
россиян оценивают свою ежедневную активность как высокую, следует из данных опроса ВЦИОМа, проведенного в мае 2022 г. среди 1600 человек. 45% опрошенных определяют свою активность как умеренную, 13% – как низкую.
– Сейчас, когда наша страна переживает экономический кризис, в поведении потребителей что-то изменилось?
– Да, вырос спрос на добавки от тревожности, нервного напряжения, способствующие релаксации. Также мы видим рост спроса на БАДы для улучшения памяти, усиления когнитивных функций. Я думаю, это связано с тем, что мы живем в режиме многозадачности, требующем от нас повышенной концентрации внимания.
– В последнее время мы наблюдаем усиление тренда на персонализацию буквально всего – от товаров до услуг. Индустрия товаров для красоты и здоровья тоже движется к разработке добавок под нужды каждого клиента?
– Именно это и происходит. Мы в Siberian Wellness давно сделали первый шаг к персонализации, разработав специальные линейки продуктов. Каждая состоит из нескольких программ, и потребитель может выбрать ту, которая больше всего удовлетворяет его потребностям. Но мы на этом не останавливаемся. В ближайшие 1,5–2 года планируем тестировать эту модель, а в 2024 г. выйти с нашим предложением на рынок. Мы уверены, что тренд на персонализацию изменит будущее индустрии товаров для красоты и здоровья.
Что дальше?
Исследовательская компания Tebiz Group подготовила три сценария развития рынка БАДов в России на 2022–2031 гг. Негативный сценарий предполагает сокращение рынка в натуральном выражении на 6,7% за 10 лет – до 23 920 т в 2031 г. К этому могут привести ухудшение геополитических отношений России с ЕС и США, повышение процентной ставки и удорожание кредитов, усиление государственного регулирования и другие факторы.
Инерционный сценарий предусматривает сохранение тенденций развития показателей рынка, сформировавшихся за последние годы. Так, объем рынка с 2022 по 2031 г. может вырасти на 33,2% до 35 790 т.
При инновационном сценарии за 10 лет рынок вырастет на 55,6% до 43 550 т в 2031 г. Это может произойти благодаря созданию прозрачной и конкурентной среды ведения бизнеса, ослаблению роли государства в экономике, росту экономики и потребительского спроса, улучшению геополитических отношений России с ЕС и США и т. д.
– Российский потребитель пищевых добавок отличается от потребителей других стран? В чем это проявляется?
– Например, в Японии и Южной Корее потребление БАДов начинается чуть ли не с грудного возраста. То есть культура потребления добавок там формируется с самого детства.
В России все по-другому: привычка профилактики заболеваний пока только складывается. Чаще всего люди идут за добавками как за лекарствами, когда уже столкнулись с проблемами со здоровьем.
Но ситуация в нашей стране уже меняется к лучшему. Рынок добавок становится более разнообразным. Например, малышам можно давать витамины в форме вкусного сиропа, драже или мармеладки. Молодые люди стали меньше курить, больше заниматься фитнесом и лучше разбираться в БАДах. Меня это очень радует и вдохновляет.
– Как вы придумываете новые рецептуры и формы продукции? Откуда берете идеи?
– Мы часто ездим на отраслевые выставки, активно общаемся с поставщиками, которые рассказывают нам о новых трендах на рынке. Экспериментируем – это очень увлекательный процесс. Например, пробуем положить кальций не в таблетку, как это часто делается, а в батончик. У нас есть своя лаборатория, в которой мы проверяем жизнеспособность той или иной идеи. Если гипотеза срабатывает, проводим испытания на безопасность и эффективность, исследуем возможные сроки хранения. Процесс разработки занимает много времени, иногда больше года.
– Производятся ли в России добавки, популярные во всем мире?
– Во Вьетнаме очень востребованы добавки из Сибири, поскольку у жителей этой страны Сибирь ассоциируется с экологией. В целом за рубежом сложилось позитивное отношение к Сибири, добавки оттуда ценятся очень высоко и пока считаются экзотикой.
В Китае популярны российские общеукрепляющие добавки на основе березового гриба чага, а в нашей стране они таким большим спросом не пользуются.
$25,9 млн
составил объем экспорта БАДов из России в 2021 г., что на 22,6% больше, чем в 2020 г. Лидеры-экспортеры по регионам – Центральный федеральный округ ($11,8 млн), Приволжский федеральный округ ($6 млн), Сибирский федеральный округ ($4,6 млн)
Источник: Tebiz Group
– Для заказчиков на контрактное производство вы разрабатываете продукцию по индивидуальной рецептуре?
– Конечно. Заказчик приходит к нам со своим техническим заданием, мы учитываем его пожелания, но предлагаем и свои идеи.
В связи с массовой приостановкой работы зарубежных компаний на российском рынке у нас сейчас много заказчиков из сферы ритейла, которым нужны товары под собственной торговой маркой. Чаще всего они заказывают у нас продукты без сахара – как привычные для всех батончики, так и, например, зефир. Также в топе запросов – продукты с цинком, кальцием, магнием и витамином D3, напитки и батончики с коллагеном.
– Приходится ли вам отказывать клиентам?
– Однажды клиент пришел к нам с запросом на БАД, улучшающий когнитивные способности. В его составе были заявлены компоненты, сочетание которых привело бы к нежелательному эффекту. Мы объяснили заказчику, почему не можем выпустить такую добавку.
Также мы отказываем потенциальным клиентам, когда они просят нас выпустить добавки в дозировках, превышающих допустимые нормы. Кроме того, Siberian Wellness из гуманистических соображений не проводит тестирование препаратов на животных, соответственно, мы не можем удовлетворить подобные запросы.
Siberian Wellness
Компания была основана в 1996 г. Тогда она называлась «Сибирское здоровье». Штаб-квартира находится в Новосибирске. Siberian Wellness производит пищевые добавки, косметические продукты, спортивное и функциональное питание, травяные чаи, парфюмерию. В 1999 г. Siberian Wellness запустила первый производственный комплекс, в 2001 г. создала собственный научно-инновационный центр. В 2005 г. начала экспансию на зарубежные рынки, сейчас ее продукция доступна более чем в 60 странах мира. Продажи Siberian Wellness основываются на модели MLM (multilevel marketing – система прямых продаж, при которой бренд привлекает независимых дистрибуторов для поиска потребителей). Бенефициаром компании является ее основательница Татьяна Гороховская.
– Возникают ли у вас сейчас проблемы с поставкой сырья?
– Да. Например, из-за сложностей с поставками протеина из Европейского союза нам пришлось переориентироваться на российское сырье. Сейчас тестируем его, это займет некоторое время.
У нас очень высокие требования к качеству: оно должно соответствовать международным стандартам. Поэтому поиск нового сырья – это всегда сложный процесс.