Город для инноваций

Каким был задуман и получился «Сколково»
Фонд «Сколково»

К 2030 г. население планеты вырастет до 8,6 млрд человек, прогнозируют эксперты ООН, 60% землян будут жить в городах (данные на 2018 г. – 55,3%). Сами города изменятся, ожидает Глобальный совет будущего (Global Future Council) Всемирного экономического форума. Прообразы городов будущего уже сейчас пытаются строить в разных странах, и у России есть свои. Один из первых – инноград «Сколково».

Большая часть теорий о том, какими будут города будущего, так или иначе связаны с экологией. Человечество одержит победу в войне с изменениями климата, считает депутат парламента Дании, член Глобального совета будущего по вопросам городов и урбанизации Ида Аукен. Одноразовое использование пластика останется в прошлом, машин станет меньше, и это будут только электрокары.

К 2030 г. города будут жить так, как это было до изобретения автомобиля: основным видом «транспорта» станет ходьба, полагает австралиец Роб Адамс, коллега Аукен по Глобальному совету, директор по городскому дизайну и проектам Мельбурна. Люди научатся эффективнее использовать уже существующую инфраструктуру, не тратя миллиарды на новые проекты. В 2017 г., по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Китай, Россия и США, вместе взятые, только в транспортную инфраструктуру инвестировали более 612 млрд евро. Но сейчас большая часть уже существующей инфраструктуры городов не используется в полной мере: дороги проектируются с расчетом на часы пик, школы заполнены с утра, но пустуют днем и вечером. Адамс приводит в пример Университет Кейптауна, аудитории которого использовались лишь на 17%. Все, что нужно было сделать для более рационального использования, – изменить расписание, объясняет он.

Как растет «Сколково»

750 000 кв. м недвижимости, включая жилье, деловые районы и проч., введено в эксплуатацию
1,2 млн кв. м проектируется и строится
1,6 млн кв. м – перспективные проекты

Источник: данные «Сколково»

Доминирующим видом энергии в городах будущего станет «чистое» электричество – электроэнергия, получаемая из возобновляемых источников, прогнозирует Чен Вэй Нэ, член Глобального совета будущего по энергетике. Электроэнергию, полученную с помощью солнечных батарей, станут продавать, как сейчас продают нефть и газ.

Города будущего пытаются строить в разных странах. Ченду китайские власти планировали превратить в буквальном смысле в «город-сад»: расширить существующие парки, озеленить шоссе, связать районы пешеходными и велодорожками. В ОАЭ строится «Масдар-сити», который должен полностью обеспечиваться энергией из возобновляемых источников. Ее излишки планируется продавать, выбросы углекислого газа утилизировать, а мусор тотально перерабатывать. Копенгаген уже к 2025 г. планирует стать углеродно-нейтральным городом. Электро- и теплоэнергию здесь будут вырабатывать с помощью ветра, а также за счет использования биомассы, геотермальных источников и отходов (сейчас на долю альтернативных источников энергии приходится меньше половины энергетического баланса города).

«Масдар-сити» в ОАЭ /Masdar Clean Energy

Полигон новой экономики

Масштабный проект по созданию Инновационного центра «Сколково» начался весной 2010 г. – федеральный закон об этом подписал Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента РФ. «Новый инновационный центр – это, конечно, не Силиконовая долина, но своего рода прообраз города будущего, который должен стать крупнейшим испытательным полигоном новой экономической политики», – цитировали СМИ слова Медведева.

«Сколково» – это прорыв в будущее. Главным достоинством города станет не его географическое местоположение или близость к сырьевым ресурсам, а уникальная инновационная экосистема, среда, способная привлечь ученых, инженеров, студентов, инвесторов», – говорилось в отчете Фонда «Сколково» за 2011 г.

Место для нового наукограда выбирали придирчиво. Среди претендентов были Новосибирск, Томск, Обнинск, Дубна, Санкт-Петербург и окрестности деревни Сколково, где к тому моменту уже работала школа управления, рассказывал Аркадий Дворкович, который в то время был помощником президента России, а сейчас – председатель Фонда «Сколково».

Учитывали несколько критериев: близость к действующим научным центрам, расстояние до аэропортов и транспортную доступность в целом. В итоге участок в 400 га между МКАД, Минским и Сколковским шоссе власти сочли наиболее приемлемым вариантом.

«Сколково» 10 лет

Сформировано основное ядро Инновационного центра:
✧ основные инженерные сети и сооружения
✧ объекты улично-дорожной сети, парки и объекты благоустройства


Построены:
✧ Технопарк
✧ «Сколтех»
✧ Гимназия («Семейный кампус»)
✧ Кварталы апартаментов (7-, 9-, 10- и 11-й кварталы)
✧ диагностический корпус московского Международного медицинского кластера
✧ Мультимодальный пересадочный узел «Инновационный центр»


Построили свои научно-исследовательские центры и офисные здания ключевые партнеры «Сколково»: Сбербанк, «Ренова», «Татнефть», Boeing, «Сибур», Трубная металлургическая компания, «Трансмашхолдинг».

Проект состоял из четырех частей: Технопарк (где должны сосредоточиться сервисы для инноваторов), научно-образовательный блок (для интеграции образования, науки и исследований), блок партнеров «Сколково» (это российские и зарубежные компании) и собственно город – чтобы ученые, изобретатели, бизнесмены и преподаватели не тратили время на дорогу. Созданием экосистемы занимается Фонд «Сколково». В основе концепции города – ландшафт, взаимодействие людей, знаний и бизнеса, а также высокое качество жизни, сообщал фонд.

Когда здесь возвели жилые дома, Максим Сомов (его «СОМОВ. Конструкторское бюро» – резидент «Сколково») переехал в город одним из первых – в мае 2017 г. Главным условием при выборе жилья было расстояние от дома до Технопарка, рассказывает он: дорога не должна была занимать больше 15 минут. В итоге он снял квартиру в самом Инновационном центре, а не в Москве. Купить жилье здесь нельзя – только арендовать. Аренда небольшой 1-комнатной квартиры обойдется примерно в 35 000–40 000 руб. в месяц – сопоставимо со стоимостью аренды в спальных районах Москвы.

По новому генплану в «Сколково» будет проживать 17 000 и работать более 80 000 человек, сейчас – 730 и 16 000 человек соответственно. К концу 2023 г. жителей будет свыше 5000 человек, а «полная загрузка» ожидается только после завершения строительства всех объектов – после 2025 г., рассказал «Ведомости&» сити-менеджер Максим Шейфель.

/Фонд «Сколково»

«Сколково» не скован законами

«Сколково» решили развивать в концепции Urban Village – взяв лучшее от города (удобства) и деревни (экологичность и компактность). Город поделен на пять районов-villages («деревень»), каждый район индивидуален, в каждом своя структура, но между собой они связаны Центральным бульваром. Площадь «Сколково» – почти 400 га, но городская среда спроектирована так, что практически до любого места можно быстро дойти пешком или доехать на велосипеде. В каждом районе есть жилье, исследовательские и деловые помещения.

Город проектировала известная французская компания AREP. Сами районы проектируют разные архитекторы. Застраивают «Сколково» несколько компаний, в их числе сам Фонд «Сколково», «А.Н.Д» (входит в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева), Фонд Международного медицинского кластера (ММК), Сбербанк и др. Всего в городе согласно представленному 27 ноября обновленному градостроительному плану будет построено 3,6 млн кв. м – на 1 млн кв. м больше, чем планировалось ранее.

В Москву из «Сколково» можно добраться на машине или общественным транспортом: в ноябре с запуском Московских центральных диаметров начали курсировать скоростные электрички – почти как в метро, каждые 5–10 минут.

«Ряд решений, которые внедрены в «Сколково» на основе разработок компаний-резидентов, пока нигде не применяются в таких масштабах. К примеру, система контроля автомобильного транспорта с автоматическим распознаванием номеров транспортных средств, «бесшовный» проезд такси через КПП, беспилотное такси Yandex. В ближайших планах на 2020 г. – установка умных остановок, на интерактивной карте которых можно будет видеть местоположение транспорта и при необходимости взаимодействовать с системами с помощью голосовых команд»

Максим Шейфель
сити-менеджер «Сколково»

На тех участках «Сколково», где раньше были лес и лесополосы, теперь разбиты парки. В городе есть Международная гимназия, рассчитанная на 700 человек. Стоимость обучения здесь – 120 000 руб. в месяц, для детей резидентов «Сколково» (их должно быть не менее 70%) – 40 000 руб. Свободных мест в гимназии нет. Все предметы преподаются на русском и английском языках по двум стандартам: российскому и IB (международный бакалавриат). С этим дипломом можно поступать практически в любой университет мира, дополнительно подтверждать его в большинстве стран мира не нужно.

В «Сколково» должна быть создана система здравоохранения, соответствующая лучшим мировым стандартам, говорилось в материалах фонда. В 2018 г. в Инновационном центре на территории ММК (его перспективная площадь – 850 000 кв. м) начал работать Диагностический корпус под управлением израильской клиники «Хадасса». Благодаря особому правовому статусу ММК международные клиники из стран ОЭСР могут работать там по своим, а не по российским протоколам, в том числе использовать лекарства и оборудование, которые еще не зарегистрированы в России. Врачам-иностранцам не нужно получать разрешение на работу или подтверждать диплом, если он выдан в одной из стран ОЭСР. Правда, и российский полис обязательного медицинского страхования здесь пока не принимают – лечиться можно только по полису добровольного медицинского страхования или оплачивая медицинские услуги самостоятельно. Еще один вариант – компания-работодатель может заключить корпоративный договор с клиникой.

Позднее в ММК планируется открыть терапевтический корпус «Хадассы», многофункциональный корпус «Умного госпиталя будущего Бундан» Сеульского национального университета, Центр французской медицины под управлением Университетского госпиталя Страсбурга, реабилитационного центра ORPEA. Переговоры идут и с другими компаниями, говорится на сайте ММК.

Правило четырех «Э»

Стратегия обустройства «Сколково» построена на принципах «4Э»: город должен стать экологичным, экономичным, эргономичным и энергоэффективным. В «Сколково» разработан и утвержден Зеленый кодекс – свой экологический стандарт. А одно из зданий – Гиперкуб архитектора Бориса Бернаскони – строилось по американскому стандарту LEED. Половина воды, нужной для здания, собирается в коллекторы во время дождя, остальное качается из артезианской скважины. Технический свет получают за счет солнечных батарей на крыше здания, а светоуловители поворачиваются вслед за Солнцем и передают это излучение по оптоволокну в центр здания. Семиэтажный Гиперкуб застеклен специальными стеклопакетами, которые летом защищают здание от перегрева, а зимой не пропускают наружу тепло. В среднем здания в «Сколково», по собственным данным, потребляют на 30% меньше электроэнергии за счет эффективной теплоизоляции и вторичного использования тепла.

/Фонд «Сколково»

Вкус инноваций

Город должен стать платформой для разработки и коммерциализации инновационных технологий резидентов, обещал фонд. Примеры есть, рассказывает Шейфель. В городе работает общегородской центр диспетчеризации и мониторинга, где используются разработки компании «АльфаОупен». Задействовано сразу две разработки компании ISS. Первая – централизованное видеонаблюдение с элементами аналитики для фиксации потенциально опасных событий и выявления нарушений общественного порядка. Вторая – система контроля автомобильного транспорта, распознающая номера и ограничивающая доступ на территорию для нарушителей. В кварталах апартаментов запущены системы умного дома от компаний ЛИИС, «Тион», iRidium mobile и научно-технического центра МЗТА.

КБ «Сомов» в 2015 г. выиграло приз конкурса Startup Village (ежегодная конференция для технологических предпринимателей, организованная Фондом «Сколково») за изобретение охранного датчика нового поколения. Сейчас этот датчик используют в иннограде – правда, сделку получилось заключить далеко не сразу. Переговоры шли целый год, вспоминает Сомов. Его компания снижала цены, предлагала дополнительные условия, меняла схемы оборудования. Заработать на проекте не удалось, говорит предприниматель: «Сработали в ноль». Главным уроком было другое – после этой сделки компания поменяла оборудование, сделав его максимально простым для инсталляторов, чтобы они тратили меньше времени. Сейчас он убедил город начать испытания его новой разработки – в здании Технопарка развернуты системы экомониторинга воздуха, а на улице работают системы компании CityAir.

«Сколково» – город, который может стать умным, говорит Сомов, главное его достоинство – быстрая реакция на изменения и решение проблем. Например, предполагается, что после окончания строительства в иннограде не будет машин с двигателями внутреннего сгорания – активно устанавливаются заправки для электрокаров.

«Сколково» за 10 лет удалось стать центром создания высокотехнологичных рабочих мест на стыке науки, образования и бизнеса, местом для продвижения предпринимательства в сфере инноваций и создания новых продуктов с высоким коммерческим потенциалом, говорит Шейфель. &