Игорь Дроздов: «Миссия «Сколково» – помогать бизнесу продвигать технологии»
Предправления Фонда «Сколково» - о том, какой его экосистема будет через 10 лет«Сколково» 10 лет назад – это идея, мечта, а сейчас – уже реальность. Мы доказали, что в России есть интересные стартапы, которые способны создавать продукты для глобального рынка и превосходить конкурентов. Сегодня более 300 наших резидентов работает по всему миру. Несколько десятков компаний, по нашей оценке, демонстрируют капитализацию свыше $50 млн. Но я бы слукавил, говоря, что все, что мы хотели, реализовано.
Город «Сколково» сегодня – это 800 000 построенных квадратных метров площадей и порядка 500 стартапов (еще более 1500 – за пределами территории). Около 50 исследовательских центров наших индустриальных партнеров. В городе живут около 1000 человек, и более 15 000 здесь работают.
«Сколково» – более комфортное место для жизни, чем любой спальный район Москвы. Это Urban Village – городская деревня. Комфортный микс для определенного типа людей: работая в Технопарке, они находятся на острие технического прогресса, но вместе с тем живут в комфортной загородной тишине.
187
участников «Сколково» получили выручку больше 100 млн руб. в 2018 г. (в 2017 г. таких было 124). Всего с выручкой в прошлом году в экосистеме был 1121 участник (в 2017 г. – 939).
Сколковские стартапы успели стать мерилом качества. Для индустриальных партнеров за последние два года мы провели несколько десятков программ скаутинга (поиск новых интересных проектов. – «Ведомости&»). А «Сколтех» в октябре 2019 г. стал единственным российским вузом в рейтинге молодых университетов по версии главного научного журнала Nature – занял 97-е место.
Как говорил [нобелевский лауреат] Жорес Алферов, «Сколково» – это не территория, а идеология. Количество людей, которые воспринимают эту идеологию, растет, и это неизбежным образом развивает нашу страну. Это происходит не только стараниями «Сколково». Все больше и больше людей в России интересуются технологическим предпринимательством, становятся предпринимателями, в этот процесс все более активно вовлекается молодежь. 10 лет назад все это было только теорией.
Каждый инновационный центр в мире уникален. У «Сколково» есть черты, которых я пока не обнаружил у зарубежных коллег. Технопарки других стран мира развивают прежде всего IT-технологии. Это офисные пространства, где компании пишут программное обеспечение. «Сколково» же охватывает, пожалуй, практически все технологические сферы. Поначалу такая всеядность вызывала усмешку, теперь стало понятно, что такое разнообразие стартапов трудно найти в каком-либо инновационном центре мира. Конечно, IT-компании занимают в «Сколково» практически 40%, но это меньше, чем у наших зарубежных коллег.
«Сколково» – это не только офисы, но и лабораторное пространство, которое дает возможность проводить полноценные лабораторные испытания, в том числе медицинские исследования. Обычно такие возможности дают научные организации или крупные фармкомпании. Наши стартапы могут сохранить независимость и самостоятельно получить доступ к сложнейшему оборудованию. Их не вынуждают делиться ни своей интеллектуальной собственностью, ни долями в капитале.
У «Сколково» нет аналогов и по количеству стартапов – у нас их более 2000.
5 причин, почему бизнес должен стремиться в «Сколково». Объясняет Игорь Дроздов:
✧ Знакомство с интеллектуально развитыми людьми. Это позволяет найти в том числе партнеров и клиентов. Трудно найти где-либо в России в такой концентрации креативных, амбициозных, не стереотипно мыслящих людей, ориентированных на предпринимательство.
✧ Образование. Возможность узнать новое с точки зрения технологий и ведения бизнеса. Возможность под критическим углом проверить свои гипотезы, поставить под сомнение выбранный путь развития компании.
✧ Уникальная субкультура. В ней нет шаблонов и навязанных стереотипов и есть возможность человеку, ориентированному на личностный и профессиональный рост, почувствовать себя комфортно эмоционально.
✧ Возможность развивать город вместе. Вместе мы можем решать, какие правила общежития мы принимаем. Фонду «Сколково» даны властные полномочия. Наша задача – сделать город для тех, кто здесь живет и работает. И каждый может почувствовать себя сопричастным к этому проекту.
✧ Ощущение, что ты первый создаешь будущее. Это ощущение стимулировало тех, кто ездил строить Байкало-Амурскую магистраль, или приезжал в новосибирский Академгородок, когда он только создавался.
Конечно, хочется гораздо большего. На старте мы искали стартапы по всей стране, стремились создать критическую массу новых компаний. Было очень непросто зазывать их в чистое поле. Затем мы стали думать о качестве, проводить более тщательно политику отбора стартапов, следить за их развитием. Мы поддерживаем не просто любой стартап, а те компании, разработки которых имеют изобретательский шаг. Появилось правило: если у стартапа нет выручки или он не привлек инвестиций в течение двух лет после получения резидентства, он теряет статус участника. После этого нововведения несколько сотен компаний ушли. При этом в последние два года крупные индустриальные корпорации стали проявлять интерес к технологическим решениям стартапов и уже внедряют их на своих предприятиях.
Мы рассчитываем, что этому поможет программа поддержки промышленного пилотирования, оператором которой мы выбраны. На примере ритейла это будет означать, что торговая сеть должна внедрить решение стартапа не в 1–2 магазинах, а сразу во всем небольшом городе или районе мегаполиса. Суть поддержки в том, чтобы дать крупным компаниям скидку на первое промышленное внедрение уже зрелого в технологическом плане решения стартапа: промышленному заказчику компенсируется до 50% его расходов на внедрение такой разработки. Существенный критерий при выборе заказчика и решения для внедрения – насколько значим для отрасли этот заказчик и, соответственно, будет ли решение тиражироваться. Промышленное внедрение решений стартапов и их тиражирование в нескольких крупных предприятиях отрасли – одновременно наша мечта и цель на ближайшие 2–4 года.
Есть и много других задач – содействие развитию сертификации решений стартапов, в частности признание за рубежом результатов испытаний в наших лабораториях. У нас есть целый ряд инициатив в области стандартизации и интеллектуальной собственности. Требует усиления и наше международное взаимодействие, помощь нашим компаниям при выходе на зарубежные рынки.
Миссия «Сколково» – помогать бизнесу продвигать технологии. Но нужно помнить и о том, что общество не всегда готово воспринимать технологические изменения. Соблюсти баланс между желанием продвигать технологии и рисками, опасениями непросто, но возможно. Мы активно участвуем в работе над адаптацией законодательства к цифровой экономике, взаимодействуем с крупными компаниями и государственными органами: иногда у нас консенсус, но, как правило, острая дискуссия.
Конечно, мы хотим выстроить полный цикл поддержки компаний от ранней стадии до промышленного внедрения. Но не всегда стартапы так амбициозны, как нам хотелось бы. К нам иногда приходят заказчики, которые заинтересовались технологией и в теории могут дать крупный заказ. Но производственные мощности стартапа часто просто не позволяют его исполнить. Мы могли бы решать с регионами вопросы, связанные с размещением производства. Есть пустующие площади, есть свободные земельные участки и заинтересованные в рабочих местах региональные власти. Вопрос финансирования могут решить наши партнеры. В частности, мы стали активнее взаимодействовать с группой ВЭБ.РФ, отобрали около 10 проектов, которые совместно развиваем в ручном режиме. Надеюсь, в 2020 г. эта работа даст видимые результаты. Это большая задача – синхронизировать между собой существующие инструменты поддержки стартапов, а их немало, выстроить кооперационные связи между стартапами, индустриальными компаниями, поставщиками и многими другими, кто задействован в сфере высоких технологий. Будет круто, если существенная часть из перечисленного у нас получится.
Но вся эта синергия, интеграция и кооперация не может строиться ни на каком принуждении, директивах. Так не работает, и это делает задачу еще более амбициозной.
Сейчас наш доход в основном состоит из сдачи в аренду земли под строительство, офисов, платы за консалтинговые услуги. Предполагаю, что в будущем источником доходов могут быть и новые сервисы, основанные на компетенциях «Сколково». Мы не входим (хотя сейчас такое право нам дали) в капиталы стартапов и ищем другие способы коммерциализации. Перспективным вижу взаимовыгодное партнерство с крупными компаниями.
«Сколково» выходит в регионы. Только 25% стартапов физически находятся на территории Инновационного центра. Еще 75% – за ее пределами. Поэтому многие из них остаются без присмотра и могут предъявлять обоснованные претензии: «Мы стали резидентами «Сколково», а о нас никто не заботится». При этом в регионах есть эффективные команды (а где-то, может быть, еще более прогрессивные и талантливые, чем мы). Мы намерены делиться опытом с региональными командами и направлять к ним тот поток стартапов, который идет к нам из их городов. Некоторые из наших региональных операторов говорили, что само по себе наличие франшизы «Сколково» помогло им заполнить имеющуюся у них инфраструктуру и оборудование Технопарка за короткий срок. Сейчас у нас 10 региональных операторов, и мы ведем переговоры о развитии партнерства.
Еще через 10 лет строительство «Сколково» будет завершено на 90–95%. Это важно для привлечения сюда талантливых людей, усиления концентрации интеллекта. Сейчас здесь работает 10 000–15 000 человек. Через 10 лет их будет больше 50 000. Город займет 3,5 млн кв. м, сейчас – около 800 000 кв. м. &
Автор – председатель правления Фонда «Сколково»