Почему руководители готовы внедрять только уже известные технологии
Чем больше компании вкладывают в цифровизацию, тем быстрее они хотят получить результатПочти половина российских руководителей готовы внедрять только известные на рынке технологии, которые можно окупить за 2–5 лет, выяснили эксперты KPMG. Как эти технологии меняют бизнес в традиционных отраслях?
Глобальный интернет-трафик вырос с примерно 100 Гб в день в 1992 г. до более чем 45 000 Гб в секунду в 2017 г. – этот показатель может дать хотя бы приблизительное представление о масштабах потоков данных, говорится в докладе «О цифровой экономике», который в сентябре 2019 г. опубликовала конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). Это при том, что экономика, основанная на данных, находится лишь на начальном этапе своего развития. К 2022 г., пишут авторы доклада, объем глобального трафика достигнет 150 700 Гб в секунду – в первую очередь благодаря росту числа новых интернет-пользователей и развитию интернета вещей.
Государствам цифровизация дает возможность собирать больше налогов, бизнесу – повышать производительность, эффективность и качество благодаря бизнес-моделям, основанным на данных, пишут авторы доклада ООН.
Но она же ведет к усилению конкуренции. Как не проиграть?
Как все начиналось
«Индустрии 4.0», предполагающей внедрение вычислительных ресурсов во все сферы жизни, меньше 10 лет. Ее придумали в Германии, и вообще-то она должна была обеспечить дальнейшее существование ее собственной промышленности в ситуации, когда производства переносятся в Азию. Немецкую концепцию подхватили другие страны, она получила название четвертой промышленной революции.
Какие были промышленные революции
Первая началась в XVII в. и обеспечила переход от ручного труда к машинному.
Вторая – явление XX в., связанное с электрификацией и переходом к конвейерному производству.
Третья началась в XXI в. Она связана с автоматизацией труда и называется еще цифровой революцией.
Четвертая связана с киберфизическими системами.
Клаус Швабб, основатель и президент Давосского форума, а также автор книги «Четвертая промышленная революция», назвал ее объединением физических, информационных и биологических миров посредством новых технологий. Грань между реальным и виртуальным миром размывается все больше, в промышленности создаются цифровые аналоги производств, происходит все большая автоматизация.
С «Индустрией 4.0» тесно связаны цифровизация, роботизация производств, искусственный интеллект (ИИ), интернет вещей (IoT), большие данные (big data), создание интегрированных систем управления жизненным циклом изделия, умное производство.
Цифровая экономика включает в себя производство продуктов за счет цифровых технологий – это ключевой триггер «Индустрии 4.0». По разным подсчетам, вклад цифровой экономики в мировой ВВП – от 4,5 до 15,5%, пишут авторы доклада «О цифровой экономике».
Цифровая экономика растет в 2,5 раза быстрее мирового ВВП и к 2025 г. достигнет 23,3% глобальной экономики, или примерно $23 трлн, подсчитали в компании Huawei вместе с Oxford Economics.
В эпоху цифровых технологий национальные стратегии играют ключевую роль в подготовке стран к созданию стоимости и получению выгод, говорится в докладе ООН.
В России на нацпроект «Цифровая экономика», рассчитанный до 2024 г., планируется потратить 1,8 трлн руб. (из всех источников финансирования, в том числе 1,1 трлн – из федерального бюджета).
Бизнес должен активнее участвовать в цифровых преобразованиях, говорил президент Владимир Путин. «Для государства это возможность сформировать мощный технологический задел, для компаний – шагнуть в новую технологическую эпоху», – сказал он на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 г.
Какой бывает искусственный интеллект
ИИ по-прежнему технология будущего. Он уже умеет обрабатывать фотографию, быть соперником в игре или поболтать через голосовой интерфейс. Национальный совет по науке и технологиям США (NSTC) определяет это как «узкий» ИИ. «Общий» ИИ, который станет полноценной имитацией человеческого мышления, человечеству еще только предстоит изобрести и сколько времени займет этот процесс, предсказать невозможно, подчеркивают эксперты NSTC.
В 2019 г. Россия поднялась на 2 пункта в рейтинге цифровой конкурентоспособности, который ежегодно составляет швейцарская бизнес-школа IMD (отслеживает прогресс государств в цифровизации на основе статистики и опросов в 63 странах мира). Наша страна заняла 38-е место из 63 возможных. В пятерке лидеров – США, Сингапур, Швеция, Дания и Швейцария. А вот в Индексе цифровизации бизнеса у России пока 26-е место из 32, подсчитал Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (рассчитан по следующим пяти показателям: уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем и включенность в электронную торговлю). Исследование показало, что широкополосный интернет используют 86% российских организаций, а облачные сервисы хранения – всего 27%.
Big data и IoT
Глобальную сферу big data часто называют новой нефтью. К 2025 г. 75% людей во всем мире будут взаимодействовать с данными, прогнозируют IDC и Seagate Technology. Растущая база пользователей станет новым вызовом для предприятий.
Увеличится доля данных, поступающих от IoT – технологии, которая позволяет создать сеть для взаимодействия устройств без участия человека. Такие технологии дают возможность контролировать производственный процесс, проводить диагностику оборудования, следить за состоянием людей, занятых на производстве, и предупреждать возможные ошибки.
J’son & Partners Consulting оценивает объем российского рынка межмашинных (м2м) коммуникаций и IoT в 60 млрд руб. А в PwC считают, что кумулятивный эффект от внедрения IoT к 2025 г. составит 2,8 трлн руб.
Роботизация
Автоматизация в промышленности сегодня не только охватывает производственные процессы, но и все больше проникает в сферу управления, финансовые расчеты и смежные сервисы.
Экономия операционных расходов от автоматизации может составлять от 15 до 90% в зависимости от отрасли, указывает McKinsey Global Institute. Но в России потенциал для внедрения в производственную эксплуатацию роботов последнего поколения не реализуется, констатируют авторы отчета Sberbank Robotics Laboratory (SRL).
Александр Родионов
Директор центра инноваций ГК «Ланит»:
«Цифровая трансформация затронет все сферы нашей жизни, соответственно, и бизнес во всех секторах и отраслях экономики. Конкретная компания может принять для себя решение о начале экспериментов с перспективными технологиями первой, одной из первых или вместе со всеми в отрасли. Это определит как риск неуспеха проектов, так и возможность получить преимущество относительно конкурентов.
Перед большинством компаний традиционных отраслей стоит задача дооснастить оборудование, а не полностью заменить производственные мощности.
Среди основных направлений дооснащения – инструменты сбора данных, которые являются основой для любой трансформации. В одном из наших проектов на металлургическом производстве нам удалось снизить затраты в процессе внепечной обработки стали за счет внедрения оптимизационной модели, при этом не потребовалось капитальных затрат – модель была встроена в текущее производство.
В другом проекте на основании сведений, получаемых с датчиков вибрации, мы определяем оптимальный момент окончания слива стали из стальковша, для того чтобы минимизировать попадание шлака в заготовку. В этом случае также не потребовалась глубокая модернизация производственного агрегата, мы лишь оснастили его дополнительными датчиками без изменения конструктива оборудования.
Производственные линии, где работают роботы, – это уже не фантастика.
В исследовательских центрах наших западных партнеров уже действуют прототипы такого рода производственных мощностей, когда функция человека – только общий контроль и реагирование на нештатные ситуации. В ближайшие 20–25 лет можно ожидать появления такого оборудования на подавляющем большинстве промышленных производств».
В мире как один из основных индикаторов рынка робототехники используют показатель плотности роботизации – это число роботов на 10 000 человек, занятых в промышленности. По расчетам International Federation of Robotics, в 2018 г. на 10 000 работников, занятых в промышленности по всему миру, приходилось в среднем 99 роботов, в 2017 г. – 85, в 2016 г. – 74.
Этот показатель серьезно варьируется в зависимости от региона: так, в Сингапуре он составляет 831, в Южной Корее – 774, в Германии, которая считается европейским лидером на этом направлении, – 338, в США – 217, в Китае – 140. В России на 10 000 промышленных работников в прошлом году приходилось всего 5 роботов.
Развитию робототехники в России мешают наличие дешевой рабочей силы, дефицит местных производственных мощностей, слабое проникновение лучших мировых практик в народное хозяйство, недостаток молодых квалифицированных преподавательских кадров и т. д., объясняют авторы отчета SRL. Что, впрочем, не мешает росту интереса к робототехнике со стороны компаний, отмечают они.
Так, «Газпром нефть» разрабатывает робототехнику и системы беспилотного управления совместно с Центральным научно-исследовательским и опытно-конструкторским институтом робототехники и технической кибернетики. Компания уже применяет машинное обучение для поиска дополнительных скрытых запасов нефти.
У «Сибур-химпрома» есть корпоративный акселератор для сбора проектов по робототехнике, цифровизации и промышленному интернету.
«Металлоинвест» открыл Центр инноваций в Старом Осколе. В нем сконцентрированы компетенции компании в области цифровых технологий и разработки перспективных решений для управления производством и бизнес-процессами.
Искусственный интеллект
Если в сфере роботизации и цифровизации Россия отстает от других стран, то по использованию ИИ – с большим отрывом впереди. 30% российских руководителей активно внедряют ИИ, в среднем по миру этот показатель равен 22,3%, показало исследование Microsoft «Бизнес-лидеры в эпоху ИИ» (компании со штатом свыше 250 человек).
Возможности ИИ многие директора используют для постановки правильных целей, разработки бизнес-идей, определения новых возможностей рынка и принятия решений, отмечают авторы исследования.
Лидеры по внедрению и использованию ИИ в России – маркетинг, ритейл, банковский бизнес, телекоммуникации и промышленный комплекс, говорится в исследовании, проведенном РАЭК и НИУ ВШЭ.
В промышленности ИИ – это чаще рекомендательные системы для принятия технологических решений и повышения безопасности производства, а в розничной торговле он решает логистические задачи и изучает поведение покупателей.
Промышленный масштаб
Консалтинговая компания KPMG в 2018 г. исследовала более 100 крупнейших российских компаний, выясняя, какие отрасли активнее вкладываются в цифровизацию. По объему запланированных в это направление инвестиций на 1-м месте была телекоммуникационная отрасль, на 2-м – предприятия металлургии, 3-е досталось финансовым институтам и банкам, на 4-м месте – нефтегазовый сектор.
Основные препятствия на пути к цифровизации, с которыми сталкиваются российские компании,– недостаточная зрелость текущих бизнес-процессов и отсутствие необходимых навыков и компетенций, констатируют эксперты KPMG.
Чем больше средств компании вкладывают в цифровизацию в России, тем быстрее они хотят получить результат. Руководители 43% российских компаний предпочитают внедрять только те технологии, которые уже зарекомендовали себя на рынке, и готовы к периоду окупаемости от 2 до 5 лет, пишет KPMG.
Нужно изменить отношение к цифровизации и признать право на ошибку, уверен директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям энергетической отрасли PwC в России Дмитрий Стапран.
Кроме того, необходимо дополнить централизованные масштабные планы, разработанные головным офисом (подход top-down), небольшими проектами по пилотированию проектов на местах (подход bottom-up), полагает он. Благодаря такому подходу 33% компаний электроэнергетики в мире запланировали или уже протестировали те или иные цифровые технологии. К тому же в России большая доля крупного бизнеса – госкомпании, а они гораздо менее эффективно внедряют стандарты цифровизации, чем частные компании, отмечает начальник отдела инвестидей «БКС брокера» Нарек Авакян. &