Охота за данными, беспилотники и WiFi для самосвала
Какие плюсы дает цифровизация промышленного транспортаОдин из первых успешных экспериментов по использованию накопленных за много лет данных в транспорте связан с экономией топлива американской полицией в 80-е гг. Чтобы снизить расходы на бензин, полицейские патрули фиксировали свои передвижения по кварталам на протяжении нескольких месяцев. В результате за счет оптимизации маршрутов патрулирования государство сэкономило десятки миллионов долларов.
Похожие механизмы, но уже с применением новых технологий «Индустрии 4.0» позволяют сберечь миллиарды – и не только государству, но и промышленности.
Статистические данные – основа для создания эффективной логистики, пишут эксперты KPMG. Именно они драйвер оптимизации для крупных промышленных предприятий. Часть из них уже форматируют перевозки под требования «Индустрии 4.0»: внедряют беспилотники, оптимизируют маршруты при перевозке грузов между цехами, вывозе руды из карьеров и доставке готового продукта потребителям.
Посчитать километры
В мире около 5 млн грузовиков принадлежит промышленным предприятиям, каждый из них необоснованно сжигает до 1 млн т топлива и проезжает около 5000 км лишних каждый, подсчитали эксперты KPMG. Благодаря схемам перемещения производственного транспорта с применением технологий «Индустрии 4.0» «перепробег» снижается на 30%, подсчитали они, а логистическую цепочку по отгрузке готовой продукции можно сократить до двух дней против нынешних пяти и более.
«Металлоинвест» опробовал систему диспетчеризации Modular Mining еще в 2012 г. на Лебединском ГОКе (одно из четырех предприятий компании), рассказывает представитель компании. Технику оснастили бортовыми компьютерами, подключили WiFi, установили навигационные системы. Это позволило в режиме реального времени перераспределять технику для оптимизации работы горнотранспортного комплекса. В результате автоматизации производительность горнотранспортного комплекса увеличилась на 8%, а средняя загрузка самосвалов выросла до 98% от номинального значения, говорит представитель «Металлоинвеста». Среди других итогов – почти полное исключение организационных простоев и перегрузов техники, а также получение достоверных данных по работе всех экскаваторов и самосвалов в карьере.
Позднее «Металлоинвест» запустил полномасштабную систему управления горнотранспортным комплексом «Модулар» на ГОКах. Она управляет заправками горных машин и позволяет контролировать уровень топлива в баке в режиме реального времени. Это приводит к сокращению среднего количества заправок для каждого самосвала и увеличению эффективного времени работы. Автоматика также считает оптимальные маршруты самосвалов. Внедрение системы «Модулар» позволило увеличить производительность горнотранспортного комплекса Лебединского ГОКа на 11%, Михайловского ГОКа – на 8,47%.
Технологичный ремонт
Экскаваторы, задействованные на добыче угля, производительно работают 17–28% в год, на 1 час работы приходится 2–2,5 часа в ремонте, говорится в работе аспиранта Санкт-Петербургского горного института Даниила Шибанова и его соавторов, посвященной совершенствованию стратегии технического сервиса карьерных экскаваторов. Причин две: старый парк и неэффективное обслуживание.
Новые технологии позволяют сократить издержки на обслуживание транспорта, сэкономить на штате водителей и машинистов, пишут эксперты KPMG.
«Металлоинвест» в 2018 г. начал трансформацию ремонтных служб – с централизации ремонтных цехов в единые структурные направления по отдельным направлениям (ремонт энергооборудования, механического и проч.). Так можно добиться более жесткого многоступенчатого контроля за оборудованием, сообщала компания. В перспективе – переход на ремонты и обслуживание вначале по фактическому состоянию, затем – на предиктивное. Для этого на предприятиях «Металлоинвеста» создан диагностический центр.
Кроме того, в 2019 г. «Металлоинвест» запустил пилотный проект по внедрению мобильного ТОРО на Михайловском и Лебединском ГОКах. Это информационная система, которая позволяет с помощью мобильного устройства и специального приложения автоматизировать процесс регистрации результатов обходов и осмотров, технического обслуживания и ремонтов оборудования и передавать результаты в интегрированную систему управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Бюджет пилотного проекта в 2019 г. – 45 млн руб.
Внедрение мобильных решений позволяет повысить прозрачность и эффективность ремонтных процессов, говорит представитель «Металлоинвеста». Это достигается за счет сбора более достоверных данных о состоянии оборудования, повышения культуры выполнения мероприятий по выявлению дефектов и устранения неисправностей, объективной оценки времени выполнения данных работ, говорит директор департамента по ремонтам УК «Металлоинвест» Евгений Фридкин.
Цифра по всей цепочке
Накопление данных от стадии заказа по всей цепочке производства до доставки заказчику позволит оптимизировать и прогнозировать транспортную работу на месяцы вперед, комментирует директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев.
А исключение человеческого фактора снижает вероятность ошибок за счет технологии «соединенности транспортных средств», в которую внедрили авиационную систему опознавания «свой – чужой». Теперь своих от чужих отличают бортовые компьютеры грузовиков.
Постоянный обмен данными между подвижным составом, инфраструктурой и спецтранспортом на производстве дает возможность одновременно оценивать ситуацию тысячам сотрудников. У «Металлоинвеста» технологии «Индустрии 4.0» заменили более 100 управленческих систем и создали единое информационное пространство для 4000 пользователей, сообщала компания. Всю информацию, включая данные о километраже, объемах перевозок, затратах на топливо и обслуживание транспортного парка «Металлоинвеста», обрабатывает открытый в 2018 г. в Старом Осколе Центр обработки данных.
Металлургическая и горнодобывающая отрасли за счет цифровизации уже через пять лет получат совокупную выгоду выше $320 млрд, прогнозируют эксперты Всемирного экономического форума (его данные приводит РБК). По данным экспертов McKinsey, компании, внедрившие в производственный процесс аналитику с использованием big data, опережают своих конкурентов на 5% по производительности и на 6% по показателям прибыли.
«Индустрия 4.0» – это развитие в сфере соединения информационных технологий и транспорта, самостоятельно распределяющего транспортную нагрузку на уровне целого города и страны и обеспечивающего минимальное время доставки, говорит руководитель отдела разработки ПО «СКАУТ – Корпоративные решения» Владимир Шадчнев. &