Люди управляют технологиями
Как промышленная революция помогает развитию человеческого капиталаСовременный уровень развития технологий позволяет полностью автоматизировать менее 5% профессий, но в шести профессиях из 10 есть как минимум треть автоматизируемых задач, говорится в исследовании Всемирного экономического форума (ВЭФ) и McKinsey «Четвертая промышленная революция. Целевые ориентиры развития промышленных технологий».
В изменения HR-функции в той или иной степени вовлечены почти все ключевые технологии сегодняшнего дня: роботизация, анализ больших данных и предиктивная аналитика, чат-боты, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей, оптическое распознавание.
Но в России не больше 2% специалистов по персоналу применяют инструменты управления знаниями с помощью искусственного интеллекта и только 3% используют предиктивную аналитику на основе машинного обучения, обнаружили авторы исследования Digital HR 2019, которое провели SAP и Deloitte (в нем приняло участие около 500 человек из 434 компаний, представляющих 14 отраслей). В кадровом делопроизводстве 4% компаний используют чат-боты, а 7% респондентов заявили, что им доступно обучение с использованием технологий виртуальной или дополненной реальности.
Самыми прогрессивными с точки зрения использования технологий в HR оказались компании из банковской и финансовой отрасли, металлургии и горной добычи, IТ и телекома, говорится в исследовании Digital HR 2019.
Цифровая революция требует новых ресурсов и роста компетенций, чтобы не просто поддерживать новые информационные системы, но и развивать новые проекты. Как технологическая трансформация помогает «Металлоинвесту» развивать своих сотрудников?
Свежая кровь
Широкое внедрение технологий «Индустрии 4.0» сопровождается вовлечением персонала и повышением квалификации – наиболее успешные в цифровизации компании обеспечивают развитие человеческого капитала, говорится в докладе ВЭФа и McKinsey. Труд рабочих на производстве становится менее рутинным и более интересным, разнообразным и производительным, но работники сталкиваются с новыми задачами и обязанностями, для которых нужны умение гибко принимать решения в меняющейся обстановке.
2021
на этот год намечено решение задачи по созданию прототипа VR-проекта по одному из процессов обучения, о реализации которого ведет переговоры Центр инноваций JSA Group
Важную роль в развитии новых кадров «Металлоинвеста» призван сыграть Центр инноваций JSA Group (входит в компанию). Эта компания должна сыграть важную роль в развитии новых кадров. «Проект цифровой трансформации в «Металлоинвесте» уникален для России: нам удалось создать в Старом Осколе единственный в России центр компетенций лучших российских и западных практик IT. Мы развиваем молодежь региона и инвестируем в развитие технологий в местных вузах, чтобы обеспечить кадрами профессии цифрового будущего», – рассказывает управляющий директор JSA Group Юлия Шуткина.
На базе центра инноваций «Металлоинвест» организует, например, студенческие хакатоны. Их два вида, рассказывает директор Центра инноваций Андрей Бартов. Одни призваны выявлять потенциальные таланты в сфере IT, вторые направлены на прикладные области – фронтенд- и бэкенд-разработку. «Мы даем конкурсантам точечные задачи и смотрим, как они с ними справляются», – рассказывает Бартов. Победители хакатонов получают от «Металлоинвеста» грант для прохождения практики в JSA Group. «Все, что нам нужно от молодежи, – адекватность и желание расти и развиваться в IT-сегменте», – говорит Бартов.
Научить на будущее
Искусственный интеллект уничтожит больше рабочих мест, чем создаст, – так считают 60% опрошенных KPMG HR-руководителей.
Цифровизация ведет не к сокращению количества сотрудников, а к развитию компетенций, уверен заместитель генерального директора по организационному развитию и управлению персоналом УК «Металлоинвест» Руслан Ильясов. «Цифровые технологии, аналитика больших данных, компьютеризация, автоматизация бизнес-процессов – это в конечном счете инструменты для работы. Инструменты передовые и инновационные, но их успешное применение зависит только от персонала, – объясняет он. – И чтобы сотрудник мог использовать эти инструменты, ему необходимо понимать, как они работают. Поэтому первая составляющая успеха – это обучение. Второе важное слагаемое – наработка опыта использования этих инструментов. И третье, не менее важное условие – изменение сознания самих сотрудников».
Знания будущего
По данным исследования KPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 58% управленцев называют одним из основных препятствий на пути цифровизации отсутствие компетенций. К 2022 г., по оценке Давосского форума, для 54% работающих людей потребуются переподготовка и повышение квалификации – это серьезный вызов для существующей системы образования.
«Металлоинвест» в 2018 г. запустил почти одновременно три образовательных проекта на всех предприятиях, выбрав именно такой набор дисциплин, который необходим современным руководителям всех уровней», – рассказывает Ильясов.
В «Комплексной программе развития управленческого состава» приняли участие более 40 топ-менеджеров, а корпоративный «Институт лидеров производства» охватил около 200 руководителей структурных подразделений предприятий компании. Годовой цикл обучения завершился в 2019 г. защитой инновационных проектов. Над ними участники программы работали в течение года практически без отрыва от производства: осваивали методики развития личной эффективности, учились применять на практике инструменты, необходимые руководителю для поддержания психологического климата в коллективе, углубленно вникали в специфику трансформационных процессов, которые происходят как в «Металлоинвесте», так и за пределами компании, рассказывает Ильясов.
В 2019 г. компания запустила «Школу мастеров» – корпоративную программу повышения профессиональных и управленческих компетенций первого звена линейных руководителей компании. Ее участниками стали почти 2000 мастеров предприятий «Металлоинвеста». Эта программа реализуется внутренними тренерами компании. Ее задача – передать участникам в первую очередь практические навыки для решения современных задач, стоящих перед мастером. В тренингах используются интерактивные кейсы, упражнения, групповые обсуждения, бизнес-симуляции, электронное тестирование. «По завершении программы готовые перенимать новый опыт мастера станут участниками программ обмена опытом на ведущих предприятиях России», – рассчитывает представитель «Металлоинвеста».
«Три программы сверху вниз закрывают все управленческие уровни руководителей, для того чтобы сотрудники одновременно развивались вместе с ростом компании и последовательно трансформировали ее культурную парадигму», – говорит Ильясов. &