Артем Царев: «Запуск диаметров можно сравнить с отменой визового режима»
Почему интеграция в городской транспорт – один из главных векторов развития пригородных перевозокВ любой крупной агломерации практически нет альтернатив железной дороге, которые были бы равноценны по провозной способности. В первую очередь это касается ежедневной трудовой миграции из пригорода в город. Для Московской агломерации пригородные поезда были важны всегда. При этом для жителей города электрички находились в тени метро, которое обеспечивает почти все магистральные перевозки общественным транспортом.
В последние 10 лет Москва активно растет, ее границы расширяются, и интересы все большего числа людей, проживающих в области, сконцентрированы в городе. Сегодня мы перевозим почти 600 млн человек в год, и эта цифра сравнима с крупнейшими мировыми транспортными системами. Все это ставит перед отраслью вызовы, ответом на которые является ускоренное обновление подвижного состава (только наша компания, как крупнейший в стране пригородный перевозчик, за последние пять лет приобрела более 170 поездов), модернизация инфраструктуры, билетных решений. Эти изменения происходят постепенно, но с ростом важности пригорода за эти годы повысилось и качество услуг.
И теперь пригородному сообщению нужно сделать еще один, возможно, ключевой шаг в своей истории – стать частью городского транспорта, интегрироваться в него так, чтобы в Москве появился второй магистральный контур, сравнимый с метро. Это назревшие изменения, которые должны пойти на пользу всему транспортному комплексу.
Почему это так важно? Пассажиропоток последних лет – это в первую очередь короткие поездки, участки, где стирается граница между городом и пригородом. Проект «Московские центральные диаметры» (МЦД) – это пригородные поезда именно на таких участках и внутри города. Запуск диаметров можно сравнить с отменой визового режима. По большому счету ничто не мешает ездить из одной страны в другую с оформлением виз, но это всегда дополнительные усилия и расходы. То же самое происходит и с транспортом. Возможность использовать единые тарифные решения, сопоставимые качество сервиса и частоту поездок создает единый безбарьерный контур, и это привлекает новых людей для всей системы.
То, что делается сейчас, – единые тарифные решения, интенсификация графика движения и повышение комфорта поездки – обязательные базисные параметры проекта. Но это только начало реализации концепции развития внутригородских железных дорог.
Следующие шаги – увеличение провозных емкостей существующих направлений за счет строительства новых главных путей и модернизации существующих для уменьшения интервалов движения. Это позволит диверсифицировать предоставляемые услуги в зависимости от дальности поездки и потребностей пассажиров. Использовать на единой инфраструктуре больше поездов и ближнего контура с максимальным количеством остановок, и дальнего, когда нужно быстро добраться до входной точки в городскую транспортную систему, а потом уже пользоваться городским транспортом.
Среди важных задач ближайшего будущего, в том числе перспективных линий МЦД, – организация точечных связок железнодорожных линий между собой и в конечном счете – со всем городским транспортом.
Решение этих задач для Москвы и всей агломерации важно не только с точки зрения развития транспорта. Эффективный транспорт является точкой роста для города. Сегодня около 15% территории Москвы занимает полоса отвода железных дорог, территории вокруг нее – это, как правило, промышленные зоны. Освоение этих территорий – задача, которая решается во многом с помощью транспорта, и мы ожидаем роста жилого строительства и других точек притяжения в зоне доступности железных дорог.
Очевидно, что железнодорожный транспорт является безальтернативным способом перемещения большого количества людей с максимальной эффективностью. Транспорт будущего, когда мы говорим о железной дороге, – во многом транспорт настоящего. Это не значит, что здесь нет развития. Оно есть, и мы говорим о нем. Но это развитие после запуска МЦД будет эволюционным, с постепенным строительством новых путей, созданием новых поездов и пассажирских сервисов. История и мировой опыт показывают, что все виды общественного транспорта, способные с определенной предсказуемостью по времени перевозить большое количество людей, только увеличивают свою значимость, и нет причин сомневаться, что и значимость железнодорожных пригородных перевозок в ближайшие годы и даже десятилетия будет только расти. &