Зачем розничной торговле интернет вещей
От контроля выкладки до эмоций покупателейПокупатель пришел в магазин, а нужного товара нет на полке. Или товар есть, но в кассу слишком большая очередь, и человек уходит без покупки. Такие ситуации – кошмар любого розничного торговца. Улучшить выкладку товара, сократить очереди, оптимальным образом маршрутизировать посетителей и даже оценить их удовлетворенность покупкой – все это по силам интернету вещей (IoT), системе анализа данных, собираемых самыми различными датчиками, расположенными в торговом зале и в рабочих помещениях магазина. В борьбе за покупателя российская розница начинает все активнее использовать технологии интернета вещей для повышения выручки и снижения издержек.
Российский бизнес потратил в 2020 г. на решения в сфере интернета вещей $3,93 млрд, подсчитала консалтинговая компания IDC. Она ожидает, что по итогам 2025 г. рынок интернета вещей в стране вырастет до $8,57 млрд.
По оценке «Мегафона», занимающего в России лидирующие позиции среди компаний, обслуживающих сим-карты для IoT-решений, средний годовой темп роста затрат российского ритейла на решения на базе технологии интернета вещей составляет 20,2%.
Решения для распознавания лиц и объектов на основе интернета вещей дают ритейлерам информацию о количестве посетителей, их поле и возрасте, поведении, маршрутах и даже обеспечивают анализ их настроений в отношении предлагаемых товаров, а аналитика на основе этих данных может помочь с подбором персонала, планированием поставок, управлением потоком трафика, размещением вывесок, мерчандайзингом и рекламными акциями, писали эксперты PwC в 2019 г.
Например, применение систем видеоаналитики и контроля доступа на основе IoT поможет снизить потери от воровства в магазинах, на которые, по оценке Checkpoint Systems, в российском ритейле приходится примерно $3 млрд потерь в год, или более 1% всего розничного оборота. По данным PwC, в 2019 г. 42% российских ритейлеров уже использовали IoT и аналитику для совершенствования процессов принятия решений, а 50% собирались сделать это в течение ближайших двух лет.
По данным совместного исследования «Мегафона» и международного агентства маркетинговых исследований Kantar, пандемия ускорила внедрение IoT-решений в ритейле. Так, из всех компаний сферы торговли и ритейла, использующих решения на базе IoT, лишь 14% начали это делать более пяти лет назад, тогда как 65% – как раз 1,5–2 года назад. «IoT – относительно новая технология для ритейла, поэтому компаний, внедривших подобные решения более пяти лет назад, меньше, чем в среднем по всем отраслям», – объясняет руководитель по интернету вещей «Мегафона» Наталья Бурчилина.
«Компании торговли используют IoT для контроля полок и наличия товаров на них, исправности оборудования, управления цепочками поставок, использования видеоаналитики с ИИ (искусственным интеллектом), автоматизации умных ценников, прогнозирования отказов и поломок оборудования, контроля температуры, роботизации систем складского хранения, анализа эмоций посетителей, персонализации предложений за счет их распознавания», – рассказывает Бурчилина.
Все это помогает ритейлерам снижать издержки и увеличивать выручку, отмечает она. При применении IoT-решений ключевой целью для 47% опрошенных розничных компаний было сокращение расходов, для 31% – контроль наличия товара, говорится в исследовании. При этом 45% смогли сократить расходы, а 20% – увеличили доход, около трети компаний отметили более эффективный сбор данных, оптимизацию трудовых ресурсов и повышение качества обслуживания покупателей. В целом 89% пользователей IoT-решений ими удовлетворены.
«Интернет вещей помогает традиционному ритейлу – как гипермаркетам, так и небольшим магазинам – конкурировать с бурно растущей онлайн-торговлей, улучшая качество обслуживания клиентов и сокращая ненужные расходы», – говорит Бурчилина.
«Ведомости&» и «Мегафон» выбрали самые популярные у ритейлеров способы применения технологий IoT.
Подсчет посетителей
IoT-решения и видеоаналитика позволяют владельцу торговой недвижимости или розничного предприятия получить надежные статистические данные по количеству посетителей за день, месяц, год, точные данные по количеству абсолютно новых посетителей, полу и возрасту потенциальных покупателей и их эмоциональному фону до и после совершения покупки, рассказывает Бурчилина. Cистема сверяет цифровой слепок лица нового входящего в зал человека с теми, которые она уже видела. Если похожих лиц за заданный период, будь то час, день, неделя, месяц, не появлялось, человек подсчитывается как новый уникальный посетитель. При этом из статистики можно удалить персонал, подрядчиков, можно учитывать только лица определенного пола или возраста.
Применение видеоаналитики в этой области позволяет перераспределить ассортимент в пользу наиболее востребованных категорий у разных потребительских групп, а также на 10% увеличить конверсию офлайн-магазина за счет перекомпоновки товара, обеспечить 100%-ную загрузку арендных площадей благодаря применению динамической ставки, зависящей от трафика.
Контроль очередей
Соблюдение оптимального количества покупателей в очереди на кассе позволяет равномерно распределить нагрузку на сотрудников в течение дня. Решения на базе видеоаналитики подсчитают число посетителей в зале, определят длину очереди на кассе и подадут звуковой сигнал к открытию дополнительных касс в случае высокой загрузки. Направленное системой сообщение администратору магазина, директору, старшему или дежурному кассиру о превышении количества людей в очереди позволяет оперативно реагировать и открывать дополнительные кассы. «Также система формирует статистику загрузки касс в течение дня, месяца – это позволяет формировать план работы кассиров исходя из потребностей посетителей и избегать перегрузок в будущем», – отмечает Бурчилина.
Применение аналитики позволяет увеличить общее количество чеков благодаря снижению числа отказов от покупки из-за долгого ожидания в очереди, снизить расходы на маркетинговый бюджет, а также повысить лояльность покупателей. Благодаря внедрению видеоаналитики крупному ритейлу удалось сократить почти на 10% количество покупателей, ушедших без покупки, приводит пример Бурчилина.
Оптимизация выкладки и логистики
Своевременное оповещение о состоянии выкладки товара на полке позволяет оптимизировать затраты на поддержание товарного запаса, содержание складских площадей, оплату труда персонала. Система оповещает мерчандайзера, склад и персонал магазина о недостаточном количестве товара на полке или о том, что он не покупается.
Применение аналитики может сэкономить до 4% от оборота торговой точки за счет снижения затрат на поддержание товарного запаса и уменьшения количества отказов от покупки из-за отсутствия товара на полке, рассказывают в «Мегафоне».
Контроль франшизы
Совокупность работы разных аналитических модулей позволяет оценить правильность действий франчайзи, соблюдение им требований держателя франшизы по стандартам обслуживания посетителей, например времени ожидания на кассах, наличия сотрудников в зонах обслуживания, по выкладке товаров для достижения заявленных показателей, рассказывает Бурчилина.
Решение формирует тепловые карты движения покупателей у витрин и стеллажей, контролирует соблюдение персоналом фирменного стиля в одежде, наполненности полок, ценовой политики. Это особенно актуально для крупных торговых сетей при обратной франшизе. При этой схеме работы владелец бренда практически полностью контролирует работу франчайзинговой точки, а ее владелец получает агентскую комиссию за реализацию товара.
Контроль активности персонала
С помощью IoT-устройств можно фиксировать точное время входа и выхода сотрудника, контролировать факт его присутствия и количество времени, проведенного им на рабочем месте.
Применение аналитики может снизить затраты на фонд оплаты труда для предприятия среднесписочной численностью 100 человек до 4 млн руб. в год, рассказывают в «Мегафоне».