Как меняются отрасли, ответственные за выбросы парниковых газов
И кто оказался в авангарде зеленого трендаПандемия не принесла облегчения экологии: несмотря на замедление экономических процессов, температура планеты в 2020 г. продолжила расти, ледники – таять, а содержание углекислого газа в атмосфере достигло максимума за 3 млн лет, отчиталась Всемирная метеорологическая организация (WMO) при ООН.
Борьба с изменением климата достигла такого накала, что решившая стать углеродно-нейтральной к 2050 г. Европа приготовила дополнительный сбор для иностранных товаров с высокими выбросами парниковых газов при производстве.
Нефтегазовый сектор, который часто винят в отравлении планеты, производит только 12% всех антропогенных выбросов парниковых газов (прямые выбросы производства и косвенные, связанные с энергообеспечением компаний) – меньше, чем сельское хозяйство (13%), энергетика, транспорт и промышленность, говорится в исследовании школы управления «Сколково» «Декарбонизация нефтегазовой отрасли».
Как меняются отрасли, ответственные за выбросы парниковых газов, чтобы сохранять планету, и почему нефтегазовый сектор оказался в локомотиве зеленого тренда?
На острие углеродной иглы
История человечества на очередном витке соприкоснулась со своим истоком. Содержание CO2 в атмосфере приблизилось к уровню, на котором последний раз было в середине Плиоцена – более 3 млн лет назад (считается, что в эту эпоху вымерли австралопитеки и появились первые люди. – «Ведомости&»), говорится в докладе Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA).
Первые по отвалам
Консалтинговая компания FinExpertiza, основываясь на данных за 2019 г., самой грязной отраслью называет угольную: она ответственна за 67% промышленных отходов в России (5,2 млрд т). Добыча сырой нефти и газа, знаковых российских продуктов, генерирует всего 7,1 млн т отходов. Доля этих производств в общей промышленной «отходогенерации» составляет 0,1%. Это меньше, чем добыча металлургических руд, сельское хозяйство и текстильная промышленность.
Четыре метеорологические станции NOAA в разных концах планеты в 2020 г. зафиксировали рекордный уровень диоксида углерода (CO2) – 412,5 молекулы на 1 млн, что на 2,6 частицы превышает показатель 2019 г. С 2000 г. содержание углекислого газа в атмосфере увеличилось на 12%. «Главный драйвер изменения климата – человеческая деятельность. Если мы хотим предотвратить самые худшие последствия, необходимо свести выбросы от сжигания ископаемого топлива практически до нуля», – рассуждает заместитель директора проекта климатического мониторинга NOAA Колм Суини, чьи слова приводятся в докладе.
В нынешнем году этого не предвидится, следует из «Глобального энергетического обзора 2021» Международного энергетического агентства (МЭА). По его прогнозам, мировые выбросы парниковых газов в 2021 г. вырастут на 5% по сравнению с 2020 г. – до 33 млрд т. «Это может быть самое большое одномоментное увеличение за последние 10 лет», – отмечают исследователи. На развивающиеся страны приходится уже две трети мирового объема выбросов, добавляют они.
Энергия без карбона
Сжигание ископаемого топлива (газа, нефти и угля) для производства энергии – главный источник парниковых газов. По данным World Resources Institute, на получение энергии приходится 76% эмиссии углекислого газа от человеческой деятельности. В это понятие включают как непосредственно производство электроэнергии для промышленных и бытовых нужд (30,4% мировых выбросов), так и сжигание топлива на транспорте (15,9%), в промышленном производстве (12,4%), строительстве и обслуживании зданий (5,5%) и других областях.
В России эта доля даже несколько выше – 78,7%, подсчитал российский Институт глобального климата и экологии им. Ю. А. Израэля. В составленном им Национальном кадастре антропогенных выбросов говорится, что половина (55,9%) выбросов приходится непосредственно на выработку электричества – для городов, домов, офисов и промышленности.
МЭА в мае представило дорожную карту трансформации мировой энергетики под названием Net Zero by 2050. Одна из идей – перевести все электростанции на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) уже к 2035 г.
В России на ВИЭ (солнечные и ветровые электрогенераторы), по данным ЕЭС, пока приходится меньше 1% выработки электричества. Уже в 2024 г. доля альтернативных источников в общей энергосистеме должна составлять 4,5%, говорится в утвержденной в 2009 г. политике по развитию ВИЭ. По этой программе до 2024 г. должно быть построено 5,5 ГВт мощностей. Из них около 1 ГВт планирует ввести «Росатом» к 2022 г.
Большая часть тепловой энергии в стране в силу климатических особенностей производится на котельных, говорил в 2019 г. Петр Бобылев, занимавший тогда пост замдиректора департамента электроэнергетики Минэнерго. Поэтому, чтобы выполнить взятые страной ориентиры по снижению эмиссии парниковых газов, придется модернизировать энергоэффективность всей структуры производства тепловой энергии – от электроэнергетики до жилищно-коммунального хозяйства, отмечал он.
Два счетчика до Лефортова
Легкость перемещения людей и грузов между разными частями света дорого обходится планете. Транспорт генерирует около 15,9% мировых выбросов парниковых газов, причем самая существенная их часть приходится на автотранспорт (11,9%), подсчитал World Resources Institute. Авиация и морские перевозки генерируют соответственно по 1,9 и 1,7% мирового объема выбросов, а вклад железнодорожного транспорта и трубопроводов в 5 раз меньше. Сокращение эмиссии парниковых газов на транспорте играет решающую роль в борьбе с изменением климата, считает Всемирный банк.
Больше половины выбросов транспортной отрасли приходится на частные легковые автомобили, подсчитал Научный консультативный совет европейских академий EASAC. Согласно его исследованиям, для снижения карбонового следа от транспорта нет волшебного решения, нужно предпринимать усилия сразу в нескольких сферах: делать экономичные двигатели, развивать гибридный и электрический транспорт, оптимизировать логистику грузов, пересаживать людей в городах с личных автомобилей на велосипеды и общественный транспорт.
Недавно японская Honda заявила, что к 2040 г. будет производить только электрокары, Volvo планирует сделать то же к 2030 г. В России пока нет серийного производителя электрокаров: «АвтоВАЗ» за 10 лет выпустил только 100 электромобилей пилотной партии, «Онэксим» Михаила Прохорова отказался от гибридного «Е-мобиля», а претендовавшая на производство первого серийного автомобиля компания Zetta перенесла старт проекта, потому что в прошлом году не смогла получить заем от Фонда развития промышленности.
Экологичную трансформацию транспортной отрасли стимулируют не только автопроизводители, инвестирующие в электромобили, но и города. Москва, например, размещает зеленые облигации для развития сети метро и замены автобусов на электробусы. Сегодня в городе работает около 600 электробусов, а к 2023 г. город планирует закупить еще 1675 машин.
Коровы и сопутствующий газ
Сельское хозяйство не такой безобидный сектор экономики, как может показаться: производство продуктов питания добавляет ежегодно около 18,4% мировым выбросам парниковых газов, по оценкам World Resources Institute (16% – по оценкам «Сколково»).
По оценкам ФАО, выбросы парниковых газов в секторе сельского, лесного и рыбного хозяйства практически удвоились за последние 50 лет и могут вырасти еще на 30% к 2050 г., если не будет принято никаких мер по их снижению. Крупнейшим источником выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве ФАО называет кишечную ферментацию в ходе пищеварения у животных – в 2011 г. на этот процесс приходилось 39% от общего объема эмиссий парниковых газов в секторе. Другой крупный источник (13% эмиссии в секторе) – применение синтетических удобрений при выращивании растений.
К 2030 г. миру необходимо сократить прямые выбросы в сельском хозяйстве до 1 Гт в год, но уменьшение площади пахотных земель и поголовья скота идет вразрез с целями продовольственной безопасности, говорится в докладе ОЭСР. Поэтому необходимо удерживание углерода в почве через улучшение пахотных земель и пастбищ, а также восстановление истощенных земель и снижение доли животной пищи в рационе.
Крупнейший российский производитель минеральных удобрений – «Фосагро», занимающая, по данным Российской ассоциации производителей удобрений, 24% рынка. «Фосагро» к 2028 г. планирует снизить выбросы парниковых газов на 14% по сравнению с 2018 г. Для этого у нее, например, есть программа энергоэффективности для энергосбережения, сокращения потребления и потерь, говорится на сайте компании.
Как теперь закаляется сталь
Промышленные компании оставляют огромный углеродный след – на производственные и логистические операции в промышленности приходится существенная часть мировых выбросов CO2, говорится в исследовании Boston Consulting Group «Зеленая фабрика будущего».
По данным российского кадастра антропогенных выбросов, лидерство по генерации парниковых газов в нашей стране – у черной и цветной металлургии: на них приходится 28% выбросов. В мире, по разным оценкам, – 7–9%.
Российские металлурги стараются идти в зеленом направлении, модернизируя отдельные производства. «Евраз» еще в 2018 г. запустил самую чистую доменную печь в Европе на Нижнетагильском металлургическом комбинате – ее система аспирации с помощью 5900 фильтров очищает отходящие при выплавке чугуна газы.
Трубная металлургическая компания (ТМК) модернизировала Северский трубный завод на Урале так, что теперь его воздействие на природу близко к нулю, говорил в интервью «Ведомости&» гендиректор ТМК Игорь Корытько. Он объяснил, что фабрика заменила мартеновские печи на электросталеплавильные и вместо обычного сырья стала использовать металлолом.
А один из крупнейших в мире производителей алюминия UC Rusal объявил, что выделит активы, требующие дорогостоящей модернизации для снижения выбросов, в отдельную структуру. Она будет поставлять продукцию на внутренний рынок. Экспортом алюминия с низким углеродным следом займется новая структура Al+. Дело в том, что Евросоюз планирует обсуждать этим летом пограничный углеродный сбор – дополнительный налог на импорт товаров с высоким углеродным следом. Это один из нескольких механизмов «Европейского зеленого курса», призванного превратить Европу в первый в мире «углеродно-нейтральный континент». С помощью нового налога ЕС хочет подтолкнуть торговых партнеров переключаться на более зеленые технологии.
Нефть в обмен на удовольствия
Природный газ и нефть еще долго будут оставаться основой мировой экономики, пишет исследовательская группа BloombergNEF в отчете New Energy Outlook 2020. Спрос на нефть достигнет пика в 2035 г., а в следующие 15 лет будет снижаться на 0,7% в год, пока в 2050 г. не вернется на уровень 2018 г. Потребление газа будет увеличиваться на 0,5% в год вплоть до 2050 г., прогнозирует BloombergNEF.
Нефтегазовая отрасль оказалась в авангарде развития альтернативной энергетики и инвестиций в сокращение углеродного следа от своей деятельности. В 2016 г. 10 крупных нефтяных компаний (в том числе Shell, BP, Saudi Aramco, Total, Eni и др.) создали «Нефтегазовую климатическую инициативу» (The Oil and Gas Climate Initiative, OGCI) и пообещали вложить $1 млрд в течение 10 лет в разработку и продвижение технологий с низким выбросом парниковых газов.
К примеру, альянс инвестирует в программу строительства космических спутников для мониторинга выбросов метана в местах добычи угля и нефти, а также в стартап по созданию дронов для измерения уровня метана на месторождениях. Один из проектов OGCI – искусственный интеллект для управления грузовым транспортом, который позволяет грузовикам экономить до 50% топлива (и сокращать выброс парниковых газов от транспорта) за счет оптимизации логистики.
Российские нефтегазовые компании инвестируют в собственные высокотехнологичные разработки. «Роснефть», например, первой в Европе запустила производство топлива «Евро-6», которое снижает токсичность выхлопов автотранспорта. Содержание угарного газа при сгорании такого топлива на 9,5% ниже, чем при использовании обычного, углеводородных соединений – на 3,6%, оксидов азота – на 3,9%.
Кроме того, «Роснефть» первой из российских нефтяных компаний обратилась к водородной энергетике. В феврале она договорилась с британской BP начать разработку проектов с применением ВИЭ и развивать технологии улавливания, утилизации и хранения СО2. К 2035 г. «Роснефть» планирует предотвратить прямые и косвенные выбросы парниковых газов в объеме 20 млн т CO2-эквивалента. &