Как пандемия ускорила цифровизацию на рынке труда
Шеринг сотрудников, онлайн-собеседования и удаленное трудоустройствоТреть компаний за время пандемии нового коронавируса (подробнее о нем см. врез) отказались от постоянных сотрудников в пользу внештатных (например, фрилансеров или консультантов, нанятых временно на конкретный проект), сообщила в начале июня аналитическая компания Gartner (она опросила более 400 HR-руководителей, свыше 300 финансовых руководителей и больше 4000 сотрудников компаний). Из-за быстрого внедрения удаленных форм работы отрасли были вынуждены значительно превзойти прогнозы экспертов о скорости цифровизации, писала Джоан Реган-Илес, исполнительный директор по персоналу американской TTEC в регионе EMEA (Европа, Россия, Ближний Восток и Африка).
В конце 2019 г. в Китае был обнаружен вирус COVID-19. В начале 2020 г. эпидемия нового коронавируса началась во всем мире. Из-за пандемии многие страны ввели карантин, а Россия – – режим самоизоляции, подразумевающий запрет на выход из дома без крайней необходимости. С 30 марта регионы начали повсеместно вводить запрет на работу некоторых предприятий, например ресторанов, фитнес-центров, салонов красоты. А в июне – постепенно снимать ограничения. Но несмотря на это, россиянам по-прежнему нужно носить в общественных местах маски и перчатки.
«Ведомости&» выяснили, какие тренды на российском рынке труда появились во время самоизоляции, а какие – ускорились.
Собеседования в онлайне
Очные собеседования в онлайн перевели 43% компаний, говорится в исследовании KPMG «Действия HR в ситуации пандемии» (опросила в мае более 50 компаний из различных отраслей).
Во время карантина многие компании убедились: большая часть этапов отбора не требует личных встреч соискателя и рекрутера, рассказывает руководитель отделений по подбору персонала Kelly Services Ольга Копылова.
С апреля 2020 г. «Авито» с несколькими работодателями тестирует сервис видеособеседований, рассказывает руководитель направления «Временная занятость» «Авито Работы» Анна Ошарова. Он сразу оказался востребованным: дистанционный формат позволяет экономить время как компаниям, так и соискателям. Очное интервью занимает 30–40 минут, видеоинтервью – 15 минут, рассказывает Ошарова, а работодатель благодаря этому может еще и сокращать затраты на рекрутеров.
Как работает сервис видеособеседований «Авито Работы»
Работодатель присылает «Авито» вопросы, которые нужно задать соискателю. Потенциальный работник выбирает удобное для него время прохождения интервью на «Авито».
Во время интервью соискателю приходят вопросы в чате.
Затем записанное интервью отправляется работодателю.
Рекрутер может в удобное время посмотреть запись и поделиться с нанимающим менеджером.
Источник: «Авито»
Впрочем, онлайн-интервью подходит не для всех, отмечает владелец группы рекрутинговых агентств Business Connection Ильгиз Валинуров. Оно актуально для собеседований менеджеров среднего звена, но топ-менеджеров по-прежнему нанимают только после очных собеседований, знает он.
Основная аудитория «Авито Работы» – это массовые работники, они привыкли решать все вопросы, включая поиск работы, с помощью мобильного телефона, говорит Ошарова.
В удаленном режиме проходят не только собеседования. 52% респондентов KPMG смогли организовать в таком формате и процесс трудоустройства новых сотрудников: подписание документов проводится либо в электронном виде, либо курьер доставляет их домой. Среди клиентов Kelly Services более 70% оформляют сотрудников удаленно, говорит Копылова.
В крупных компаниях процессы цифровизации шли и раньше, коронавирус лишь ускорил их, отмечает Ошарова. Но благодаря «Авито» те инструменты, которые раньше были доступны только крупным компаниям, теперь могут использовать и представители малого бизнеса, добавляет она. Так, в мае компания запустила сервис, позволяющий автоматически загружать вакансии из CRM-систем (клиентских баз данных. – «Ведомости&») работодателей на «Авито», искать подходящие резюме и массово выгружать их в свою базу. Раньше работодатели делали это вручную, говорит Ошарова.
После того как работодатель выбрал подходящие ему кандидатуры, он назначает собеседование. Но тут есть другая проблема. «Среди синих воротничков велик процент тех, кто не приходит на собеседование после назначения встречи, – рассказывает Ошарова. – Мы сейчас тестируем сервис по записи на собеседование через «Авито». Он позволяет увеличить процент явившихся. Например, система отправляет соискателю напоминание, что он записан на собеседование, и уточняет у него, придет ли он на встречу».
До 2000-х синие воротнички и массовые профессии считались одним и тем же – сотрудники, занятые физическим трудом, рассказывал «Ведомости&» управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель. Сейчас рынок массовых профессий делится на три категории: низкоквалифицированные синие воротнички (грузчики, охранники), квалифицированные синие воротнички (инженеры, архитекторы) и серые воротнички (работники колл-центров, бухгалтеры).
Помощь наиболее пострадавшим
70% работающих в России компаний приостановили наем сотрудников во время самоизоляции, следует из совместного опроса «Авито Работы» и Kelly Services (речь о компаниях, в которых работают респонденты). Они с 13 апреля по 6 мая 2020 г. опросили более 66 000 работников из разных сфер деятельности в восьми федеральных округах России.
Но это верхушка айсберга. Ограничения на работу предприятий привели к тому, что 56% российских компаний временно приостановили свою деятельность, говорил в конце апреля бизнес-омбудсмен Борис Титов. А их сотрудники остались без работы.
На помощь пришли другие компании – они предложили пострадавшим предприятиям временно принять их работников. Так, ритейлер Metro трудоустроил на должность сотрудников торгового зала более 100 человек из «Спортмастера», McDonald’s, KFC и «Шоколадницы», рассказывает HR-директор Metro Александр Подольчак. «Магнит» принял на работу свыше 2200 сотрудников около 20 временно ограничивших работу компаний, среди них – Burger King, KFC, «Шоколадница», «Спортмастер», рассказывает представитель продуктового ритейлера. Это помогло снизить возросшую на постоянный персонал нагрузку, объясняет он.
Сейчас часть временных сотрудников обоих ритейлеров вернулись на свои постоянные места работы. 23 июня, в день открытия ресторанов в Москве, все сотрудники «Шоколадницы» вернулись на работу в сеть, говорит руководитель направления по коммуникациям департамента маркетинга и рекламы компании Валерия Сливка.
В марте рейтинговое агентство Moody’s выпустило прогноз, в котором отнесло продуктовый ритейл к секторам экономики, которые меньше всего пострадают от эпидемии. Но по-настоящему взрывной рост испытал сегмент онлайн-торговли, свидетельствуют данные EY. Многие компании сообщают, что с трудом справляются с ростом заказов через интернет, писал в конце апреля партнер EY Дмитрий Халилов в статье «COVID-19: влияние на сектор потребительских товаров».
В марте – апреле спрос на услугу курьерской доставки у онлайн-ритейлера Wildberries вырос более чем в 3 раза, рассказывает директор по персоналу компании Максим Бешкета. Это потребовало увеличения численности сотрудников курьерской службы и распределительных центров. С конца марта Wildberries трудоустроила около 23 500 человек на временные и постоянные позиции, говорит Бешкета. Ритейлер нанимал сотрудников в том числе с помощью ресурса «Всемработа», который сам же и создал. По данным «Авито Работы», количество вакансий курьеров только в Москве увеличилось на 12% в марте – апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (при том что и в 2019 г. спрос на курьеров стабильно рос).
Анализ Gartner показывает: после COVID-19 организации рассмотрят вопрос о внедрении моделей работы, которые они наблюдали во время пандемии, например обмен талантами, пишут аналитики. Работает это так: руководитель подразделения не нанимает нового сотрудника или фрилансера для решения задачи, а формулирует ее в специальной внутренней социальной сети компании, описывая необходимые знания и навыки. Откликнувшийся работник получает вознаграждение. Распределенная рабочая сила победит, уверена Реган-Илес, децентрализация позволяет максимально диверсифицировать навыки, ресурсы и локации.
Подработка и смена сферы деятельности
Работники со своей стороны стали больше ориентироваться на несколько источников дохода, рассказывает Валинуров из Business Connection. Те, кто перешел на удаленную работу, теперь не тратят время на дорогу до офиса и могут направить его на подработку, объясняет он. А сотрудники, которым компании сократили рабочие часы и зарплату, вынуждены искать дополнительный заработок.
Шестая часть населения страны уже подрабатывают, еще 57% активно ищут варианты дополнительного заработка, сообщала «Авито Работа» в апреле (она провела опрос представителей массовых профессий по стране).
Работники стали чаще задумываться о смене профессии, продолжает Валинуров. «В первую очередь это касается тех, кто работает в туризме, недвижимости, организации мероприятий», – объясняет он. Среди его клиентов есть те, кто уже ищет работу в других отраслях, и те, кто проходит курсы профессиональной переподготовки.
«Мы предлагаем в помощь соискателям чат-бота – ассистента «Авито», – рассказывает Ошарова из «Авито Работы». Он задает вопросы кандидату и на основе его ответов рекомендует ему подходящие вакансии. «Соискатель также может разрешить нам сформировать на основе своих ответов резюме, которое будет доступно работодателю», – говорит Ошарова. Обычно на «Авито» ищут работу представители рабочих профессий, у которых, как правило, нет резюме, объясняет она.