Кому выгодно расширение несырьевого экспорта
Мороженое для Си Цзиньпина и другие способы завоевать внешние рынки для российских товаровРоссия планирует практически удвоить несырьевой неэнергетический экспорт – за шесть лет он должен вырасти до $250 млрд. Где главные рынки для российских товаров и услуг сегодня и что будет made in Russia завтра?
«Я обещал вам его привезти. Я в подарок вам привез целую коробку мороженого» – с этими словами президент Владимир Путин в сентябре 2016 г. вручил китайскому лидеру Си Цзиньпину коробку с мороженым. Си в ответ признался, что при каждой поездке в Россию просит, чтобы ему купили мороженое, и возит его домой.
Какое именно мороженое Путин подарил Си, наблюдателям тогда разглядеть не удалось. Но спрос на российское мороженое в Китае моментально вырос, говорила РБК Ольга Степико, директор томского производителя «33 пингвина», который пытался наладить регулярные поставки в Китай еще с 2014 г. После промо от первых лиц производитель договорился о прямых поставках с китайским дистрибутором Richness, а в этом году в китайском городе Сучжоу открылось первое франчайзинговое кафе «33 пингвина».
Не каждый продукт российских экспортеров может похвастаться рекламой на таком высоком уровне. Но в майском указе Путин поручил в ближайшие шесть лет удвоить объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) и довести его до $250 млрд.
Новый друг лучше старых двух
Для поддержки экспорта готовится национальный проект «Международная кооперация и экспорт» – предполагается, что он поможет более чем на 60% увеличить объемы производства продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной на зарубежных рынках. «Это будет способствовать структурным реформам нашей экономики в целом, увеличению <...> объема производства несырьевой продукции и ее поставки как на внутренний рынок, так и на внешние рынки», – говорил вице-премьер Дмитрий Козак в октябре.
«Многие международные клиенты Райффайзенбанка инвестировали в локальное производство, – рассказывает руководитель управления по работе с международными компаниями Райффайзенбанка Мария Маевская. – Если изначально целью был российский рынок, то сейчас мы находимся в той стадии, когда российские дочерние компании международных групп начали экспорт, причем как в страны ближнего зарубежья, так и в Европу и даже Азию. Некоторые уже поставляют свои товары на центральные склады материнских компаний, таким образом участвуя в групповой производственной цепочке на равных правах. Это может быть как готовая продукция, так и комплектующие или сырье». По ее словам, речь идет о компаниях в самых разных областях – от автопроизводства до сельского хозяйства, от фармацевтической продукции до строительных материалов, от парфюмерии до IT.
За первое полугодие Россия продала на зарубежные рынки несырьевых товаров на $70,3 млрд, и это лишь треть от общего экспорта за январь – июнь 2018 г., подсчитали аналитики Российского экспортного центра (РЭЦ) на основе данных ФТС.
За последнее время многое сделано для создания конкурентоспособной системы поддержки экспорта, но все же остается еще ряд нерешенных вопросов, говорилось в апрельском докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) «Перспективы несырьевого экспорта». Широкий круг предпринимателей не включен в глобальные цепочки стоимости и поставок, спектр конкурентоспособной продукции сильно ограничен, административные и регуляторные барьеры сохраняются, перечисляют авторы доклада.
Все это ограничивает возможности для взрывного роста российского несырьевого экспорта, резюмировали эксперты ЦСР.
Несырьевые компании, работающие на экспорт, производят разную продукцию – от полуфабрикатов до высокотехнологичного оборудования и наноматериалов, говорит управляющий директор по корпоративной работе «Абсолют банка» Максим Грошев. Самые востребованные российские товары в несырьевом неэнергетическом экспорте по итогам 2017 г. – алюминий, полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, пшеница, лесоматериалы, медь, платина, горячекатаный прокат, а также комплексные, азотные и калийные удобрения, перечисляет ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Гнидченко. Все это, кроме проката, товары нижнего передела по классификации РЭЦа (всего существует три группы по степени передела. – «Ведомости&»), т. е. простые продукты с невысокой степенью переработки.
Китай, лидера которого Путин кормил мороженым, – крупнейший покупатель российской продукции, в том числе и несырьевой. По данным РЭЦа, в первом полугодии 2018 г. Россия экспортировала в Поднебесную товары на сумму около $26 млрд, из которых $5,9 млрд пришлось на несырьевой экспорт. После введения санкций стал проявляться «мягкий поворот» российского экспорта на Восток. Доля китайского направления в ННЭ выросла с 5,5% в 2013–2014 гг. до 7–8% в 2015–2016 гг., говорит Гнидченко. Выросла и доля других азиатских стран – в первую очередь Японии и Южной Кореи.
Обогнать Шакиру
Мечты многих блогеров и поп-звезд набрать 1 млрд просмотров на YouTube и добиться мировой известности воплотила в жизнь девочка Маша – героиня мультфильма студии «Анимаккорд». Серию «Маша и Медведь» про кашу на YouTube к моменту подготовки материала посмотрели 3,3 млрд раз – этот ролик на 5-м месте по числу просмотров за всю историю платформы. «Маша и Медведь» обгоняют по популярности Psy, Джастина Бибера, Maroon 5, Adele, не говоря уже про Энрике Иглесиаса и Шакиру. Права на показ сериала про приключения непослушной девочки и бывшего циркового медведя купили американский канал NBC Universal, видеосервис Netflix, британская Turner, немецкий KiKA, французский France 5. «Анимаккорд» можно было бы назвать типичным средним бизнесом: Forbes оценивал его выручку в 2017 г. в $20 млн. Если бы не одно нетипичное для российского среднего бизнеса «но»: зарубежные рынки приносят студии 75% доходов.
По подсчетам Минэкономразвития, в прошлом году свои товары экспортировало чуть больше 30 000 малых и средних предприятий, из них только 2000 компаний относятся к среднему бизнесу (подробнее об оценках см. статью «Точки роста»).
Структура экспорта клиентов среднего бизнеса отличается от крупных компаний, говорит руководитель управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка Евгений Богачев. Большая часть средних компаний – экспортеров занята в нишевых сегментах: например, это может быть сырье для производства литиевых аккумуляторов или специализированные химические реагенты для нефтедобывающей отрасли.
Едва ли не самый известный на мировом рынке пример нишевого экспорта – ставропольская компания «Монокристалл»: 98% ее продукции экспортируется в 29 стран мира. «Монокристалл» выращивает искусственные сапфиры – их используют при производстве светодиодов, стекол для смартфонов, часов, планшетов. Сырье «Монокристалла» есть в каждой второй светодиодной лампочке в мире, в AppleWatch и в камерах iPhone. У компании три завода в России и Китае, она один из крупнейших производителей сапфиров в мире, но по выручке «Монокристалл» – средний бизнес: 3,2 млрд руб. за 2017 г.
Кредиты на экспорт
Для банков экспортеры – привлекательные заемщики. Как правило, их финансовое положение более устойчиво, они меньше подвержены кризисным явлениям в экономике, отмечает Грошев из «Абсолют банка». «Во-первых, они производят качественный конкурентоспособный товар, – объясняет он. – Во-вторых, выручку получают в иностранной валюте. В случае ослабления рубля они оказываются даже в плюсе. Наконец, бизнес их диверсифицирован и при изменении конъюнктуры компании могут перестроиться, поскольку каналы сбыта у них стабильнее».
$100 млн
планировал вложить в развитие розницы за рубежом Андрей Трубников, создатель косметики Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи». Сейчас у Natura Siberica 11 собственных магазинов за рубежом. Продукция компании поставляется более чем в 60 стран мира и представлена в сетях Monoprix (Франция), Esselunga (Италия), Marks & Spencer (Великобритания), Whole Foods (Великобритания), Stockmann (Финляндия, Эстония, Латвия), DM (Германия, Сербия, Румыния), Druni (Испания), Lillapois (Италия), Tomod’s (Тайвань), Wholesale Chemical (Австралия) и др. На экспорт приходится около 20% от общей выручки группы компаний
Банки могут дополнительно заработать на экспортерах, продавая им услуги по конвертации, валютному хеджированию, валютному контролю, торговому финансированию. «При финансировании таких клиентов можно привлекать связанное финансирование от западных контрагентов, что позволяет эффективно работать с собственной ликвидностью, можно применять разные формы страхования и продуктов торгового финансирования», – добавляет зампред правления Экспобанка Алексей Федоткин.
Условия финансирования для экспортеров, по словам Богачева из Райффайзенбанка, не отличаются от условий для других клиентов, «разве что они пользуются некоторыми специальными продуктами вроде экспортных аккредитивов». Экспортерам в отличие от остальных заемщиков доступны кредиты в валюте – а значит, ставка ниже, чем в рублях, указывает Федоткин. «Как правило, риски по компаниям, занимающимся несырьевым экспортом, оцениваются ниже, – говорит Грошев. – Во-первых, риски компании застрахованы экспортными агентствами либо они используют аккредитивную форму расчета. Во-вторых, на экспорт ориентируются компании с устойчивым финансовым положением. В-третьих, в основном экспортные компании имеют многолетнее сотрудничество со своими партнерами». Поэтому ставка по кредитам для экспортеров может быть на 0,5–1 п. п. ниже, чем по стандартным продуктам.
Главная трудность для банков – кредиторов экспортной компании – верно оценить рынок сбыта и финансовое состояние покупателя, отмечает Грошев, особенно если речь идет об азиатских странах, где не всегда можно оперативно разобраться в системе расчетов и балансе покупателя. Но для снижения рисков российские экспортные компании используют аккредитивы либо гарантии страховых экспортных агентств.
Что экспортировать
К 2024 г. Россия должна увеличить ННЭ до $250 млрд со $149 млрд в 2018 г. Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» предусматривает, что к его окончанию экспорт услуг должен вырасти с $64 млрд до $100 млрд, сельскохозяйственной продукции – с $23 млрд до $45 млрд (на экспорт должно отправляться 20% от валового производства в секторе), продукции машиностроения – с $34 млрд до $60 млрд, сообщили изданию «Ведомости&» двое чиновников, знакомых с ходом подготовки нацпроекта.
В промышленности особое внимание планируется уделить ускоренному экспортному развитию машиностроения, металлургии, химической промышленности, лесопромышленного комплекса, фармацевтики (в том числе косметики и парфюмерии) и производства медицинских изделий, легкой и текстильной промышленности и производства товаров народного потребления.
В АПК акцент планируется сделать на развитии экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, создании экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранении торговых барьеров, создании системы продвижения российской продукции.
Чтобы расширить экспорт услуг, планируется либерализовать визовый режим для туристических и деловых поездок, минимизировать требования валютного контроля для экспортеров, решить вопросы сертификации и адаптации услуг для внешних рынков. Отдельно чиновники собираются сосредоточиться на увеличении экспорта в транспортных и финансовых услугах, IT, строительстве и медицине. &
Текст: Татьяна Павлова