Тембот Керефов: «Мы хотим, чтобы клиент мог получить товар в течение часа»

Глава направления «Логистика» в «Яндекс.Такси», о доставке, которая «сама находит» клиента
«Яндекс.Такси»

До 2020 г. рынок онлайн-продаж значительно уступал офлайну. Пандемия изменила нашу жизнь: люди стали реже выходить на улицу, многие стали чаще заказывать товары в интернете, некоторые впервые открыли для себя такую возможность. 

По оценкам многих исследовательских компаний, этой весной онлайн-продажи в России увеличились в 3–4 раза. Благодаря этому выросла потребность бизнеса в курьерах. Одновременно упал спрос на услуги такси. Поэтому к началу лета 65% водителей наших партнеров в 12 странах подключили услугу доставки (всего в «Яндекс.Такси» зарегистрировано более 700 000 активных водителей в 17 странах. – «Ведомости&»). На фоне пандемии небольшой логистический эксперимент «Яндекс.Такси» стал расти настолько быстро, что теперь имеет хорошие перспективы стать отдельным бизнес-направлением внутри компании. 

63%

составило снижение спроса на услуги такси, по данным департамента транспорта Москвы на 2 апреля. В некоторых регионах России, по оценкам разных компаний, количество поездок снижалось на 50–80%.

Сейчас мы активно развиваем три направления логистики: частные заказы от человека к человеку, корпоративные доставки от бизнеса к человеку и заказы от бизнеса к бизнесу. Еще в начале года мы работали в основном с частными клиентами, люди передавали друг другу ключи, документы, зарядки от ноутбука и т. д. Такие заказы сильно зависят от привычек, но в наших силах влиять на них (например, я думаю, что сервис мог бы напоминать и подсказывать, что поздравить друзей можно, отправив с водителем реальный подарок).

Пандемия мгновенно все изменила: сейчас почти половина наших заказов в доставке – это корпоративные клиенты. С начала весны постоянно растет число заявок на подключение к доставке от самых разных компаний, к началу лета количество подключений увеличилось в 5,5 раза. Это и большие сетевые компании, и компании малого и среднего бизнеса.

Мы быстро «пересобрали» все процессы, чтобы компании могли как можно быстрее подключать водителей к доставке своих грузов. Если речь о маленьких объемах заказов, поставщикам достаточно привязать карту к бизнес-аккаунту в «Яндекс.Такси». Если объемы больше, требуется интеграция через API (программный интерфейс приложения. – «Ведомости&»), это занимает несколько дней. Для водителей все перемены тоже происходили быстро – им надо было в кратчайший срок пройти обучение, иначе система не открыла бы им доступ к доставке, но большинство из них отлично справились.

В конце 2019 г. в Китае началась эпидемия нового коронавируса COVID-19, которая затем распространилась на весь мир. Из-за эпидемии многие страны ввели карантин, а Россия – режим самоизоляции. Это значит, что люди не могут выходить из дома без крайней необходимости, многие предприятия временно прекратили работу или перевели сотрудников на удаленную работу. К концу марта на карантине оказалась треть населения планеты – свыше 2,6 млрд человек, сообщало агентство «Франс-пресс». В России в начале апреля на карантине находилось около 3,3 млн человек (примерно 2,2% от общего населения страны), говорил президент Владимир Путин, подводя промежуточный итог российской самоизоляции.

Доставка на такси поменяла представление о темпах масштабирования бизнеса. Передав часть доставки водителям, «Яндекс.Лавка» заработала в круглосуточном режиме и расширила географию сразу на всю Москву и почти на весь Петербург. Рестораны, сотрудничающие с «Яндекс.Едой», сначала дотянулись до спальных районов (во время самоизоляции там была большая часть спроса), а потом достаточно быстро начали доставлять заказы за город. Такому быстрому развитию помогла простая особенность: водитель такси может возить заказы за то же время, но на более длинные расстояния, чем курьер пешком или на велосипеде. Параллельно сама «Яндекс.Еда» меньше чем за месяц вышла в 79 новых городов и увеличила свою географию в 3 раза, при этом минимум вложив в свое расширение.

/«Яндекс.Такси»

Скорость и гибкость

Мы хотим, чтобы в любом городе клиент мог получить товар уже в течение часа от момента оформления заказа. С нами покупатель сможет и самостоятельно выбирать время доставки, и при желании менять адрес. Водители, выполняющие заказы «Яндекс.Такси», в отличие от традиционных курьеров не ограничены определенными районами города и могут легко подстраиваться под ситуацию. Экспресс-доставка как бы «сама находит» адрес клиента. Мы сейчас активно прорабатываем сотрудничество с пунктами выдачи заказов, складами на основе магазинов и dark stores (торговыми помещениями, которые открыты только для курьеров и в которых собираются онлайн-заказы для дальнейшей доставки. – «Ведомости&») – это направление добавит нашей логистике еще больше гибкости.

Сейчас «Яндекс.Такси» адаптирует свое основное приложение так, чтобы клиент мог на одной платформе отслеживать, какие заказы он ожидает от разных сервисов «Яндекса», и это не только «Яндекс.Лавка» или «Яндекс.Еда». «Не надо караулить письма и эсэмэски, не надо будет постоянно созваниваться с магазином и курьером. Вы будете видеть статус заказа прямо в приложении и в режиме реального времени», – объясняет Тембот Керефов. 

После карантина

Каждый день я слышу вопрос от коллег: «Когда вирус исчезнет и люди снова смогут ходить в магазины, будет ли востребован наш бизнес по доставке?»

Мы видим, что на международных рынках ограничения в связи с пандемией уже сняты в мае и там никакой драматической «просадки» в доставке не происходит. Причем этот тренд действует без исключения во всех странах, где мы работаем: и в СНГ, и в Прибалтике, и в Восточной Европе, и в Израиле. Клиенты привыкают быстро получать свой заказ и не готовы от этого отказываться даже после снятия режима самоизоляции. Для них доставка уже не будет прежней. 

Есть уверенность, что в России после отмены всех ограничений на передвижения спрос на экспресс-доставку тоже сохранится, по скорости она сможет конкурировать с поездками в магазины. Не хочу загадывать, но мне кажется, что даже после отмены всех ограничений люди еще не скоро будут готовы выходить в большие торговые центры и смешиваться с толпой. 

Коронавирус стал стимулом к развитию экспресс-доставки. Мы даже не подозревали, что у нас есть потенциал дойти до каждого магазинчика в городе и до каждого человека, которому важно быстро и дешево получать заказы. Теперь мы считаем, что у людей должен быть гарантированный способ получать то, что они хотят, вне зависимости от того, где они находятся. В этом сейчас наша основная задача.