Спортзал для двоих: как пандемия изменила спортивные привычки и фитнес-индустрию
Четыре тренда, которые останутся с нами надолгоКарантинная изоляция сжала привычную среду обитания горожанина до квартиры: офис, спортзал и бар начали запросто уживаться в границах одной комнаты. Пусть ограничения сняты, но мир изменился – бизнес массово переводит сотрудников на удаленную работу, а люди по инерции избегают лишних контактов и чаще тренируются онлайн или на свежем воздухе. «Ведомости&» выбрали четыре главных тренда фитнес-индустрии, которые останутся с нами надолго.
Тренд 1: Онлайн
Классические фитнес-клубы в большинстве своем не верили в силу соцсетей и не стремились выйти в онлайн до 2020 г. Все изменилось 21 марта, когда российским фитнес-центрам предписали закрыться на время самоизоляции. Уже через день World Class перевел групповые тренировки в онлайн-формат на YouTube и в Instagram. «Мы думали об онлайне и раньше, но пандемия ускорила развитие в этом направлении, – говорит генеральный директор «Русской фитнес группы» (РФГ; управляет сетью World Class, World Class Lite и UFC Gym) Николай Прянишников. – Когда все клубы оказались закрыты, нам пришлось очень быстро перестроиться на онлайн».
Результат превзошел все ожидания, признает он: при том что в клубы сети ходит около 115 000 человек (не считая франчайзинговых), онлайн-тренировки World Class во время самоизоляции смотрели по 1 млн человек в день. Аудитория YouTube-канала за время карантина выросла в 50 раз и сегодня составляет 79 000 подписчиков, а аккаунта в Instagram – с 78 000 до 292 000 человек. «Результат фантастический: 62 млн совокупных просмотров контента в Instagram и более 5,5 млн – на YouTube», – комментирует Прянишников.
Многие любители фитнеса в период пандемии ушли тренироваться в парки, констатировал гендиректор X-Fit в России Виктор Пилипчук на заседании комитета по физической культуре при Общественной палате. Сама сеть X-Fit на время карантина стала сдавать в аренду студийное оборудование: велотренажеры, беговые дорожки, гребные тренажеры, штанги и даже столы для настольного тенниса. Так же поступили многие небольшие студии. Например, Rock the Cycle, специализирующаяся на велотренировках, после закрытия студий в Москве и Санкт-Петербурге перешла в онлайн и сдала в аренду своим клиентам тренажеры для сайклинга и дополнительное оборудование для тренировок: велотуфли и датчики пульса. Это помогло частично покрыть расходы на аренду помещений.
Онлайн-тренировки – долгосрочный тренд, уверена тренер студии Pro.Trener Евгения Богдяж. Хотя фитнес-клубы и студии уже открылись, часть ее постоянных клиентов продолжает заниматься с тренером удаленно. Многие оценили удобство таких тренировок, особенно в Москве, где дорога съедает много времени, объясняет она.
Так решили и в World Class – по итогам карантина компания выделила онлайн-тренировки в новое направление, чтобы в дальнейшем монетизировать его работу. «Монетизация состоит из трех частей, – объясняет Прянишников. – Первая – заработок на рекламе. Вторая – занятия с тренером онлайн через наше приложение World Class 2.0. Это в 2 раза дешевле, чем тренировки в самих клубах. И наконец, третья часть – заработок на новом приложении, которое будет подстраиваться под требования клиентов. Устроено это так: вы вводите свои данные и цели, а приложение предлагает вам программу тренировок. В начале следующего года мы выведем его на рынок и будем зарабатывать на подписке».
Новые форматы ЗОЖ-активности, выстрелившие во время пандемии, – это дополнительные возможности: для новичков – заняться своим здоровьем, для тренирующихся – не прерывать привычный ритм занятий, отмечает заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре Елена Истягина-Елисеева (ее слова приведены на сайте Общественной палаты).
После окончания пандемии клиенты фитнес-клубов будут чередовать занятия онлайн и офлайн, уверен Прянишников: «Такое сочетание будет наиболее оптимальным – когда нет времени на посещение клуба, можно потренироваться и дома».
Тренд 2: Гаджеты и геймификация
Умные часы, фитнес-трекеры и другие интерактивные гаджеты, способные отслеживать пульс, расстояние и другие показатели тренировок, – главный фитнес-тренд 2020 г., заявил Американский колледж спортивной медицины (ассоциация, объединяющая специалистов по спортивной медицине и врачей разного профиля) по результатам ежегодного опроса 3000 профессионалов из мира фитнеса. Опрос проходил в декабре 2019 г. – до первой вспышки коронавируса. Мировая пандемия заставила людей больше времени проводить дома, а производителей фитнес-гаджетов, наоборот, трудиться. Спрос на высокотехнологичные решения для спорта превысил все прогнозы.
«Тренд на использование гаджетов был еще до пандемии, и сейчас он продолжает набирать обороты, – комментирует Прянишников из РФГ. – Мы стараемся использовать фитнес-гаджеты в наших клубах. Например, на групповых тренировках часто используем или систему Polar, или MyZone, для того чтобы видеть частоту пульса и выводить на экран показатели клиентов. Это дает им дополнительный стимул к занятиям и обеспечивает контроль за их состоянием». Кроме того, клиенты могут синхронизировать свои гаджеты с тренажерами и таким образом отслеживать весь процесс тренировки, добавляет Прянишников.
Один из фитнес-«единорогов», как называют стремительно растущие стартапы, – американская Peloton. Компания продает интерактивные велотренажеры с огромным экраном за $2245 и беговые дорожки за $4295. В комплекте с ними идет приложение с видеотренировками и абонентской платой $39 в месяц. Компанию создал сын пилота и домохозяйки Джон Фоули. В юности он трудился в McDonald’s, а после университета, в начале 1990-х, работал над Pedigree и другими марками собачьего корма на фабрике Mars в Лос-Анджелесе.
Когда Peloton провела первичное размещение акций (IPO) на бирже NASDAQ в сентябре 2019 г., Фоули признался в интервью Bloomberg, что испытал «некоторое разочарование». За первые два дня торгов акции компании подешевели с $29 до $25, а к середине марта – и вовсе до $19. Скоро Фоули предстояло испытать совсем другие чувства: с середины марта падение сменилось ростом – и таким стремительным, что акции производителя пробили $72 за бумагу.
Ставку Peloton делает не на гаджеты, а на сервис и геймификацию. Платформа подбирает тренировки индивидуально, с учетом спортивной формы и предпочтений владельца девайса, занятия ведут фитнес-звезды с раскрученными Instagram-аккаунтами, а пользователи могут соревноваться друг с другом и собирать команды.
На пятки Peloton наступает другой фитнес-гаджет из будущего – зеркала Mirror, придуманные бывшей балериной Бринн Патнэм. Зеркало высотой 132 см и стоимостью $1500 – это огромный дисплей, на котором транслируются домашние тренировки: интервальные, силовые, по йоге, боксу и другим дисциплинам. Доступ к тренировкам, как и у Peloton, стоит $39 в месяц.
Зеркало в продаже с 2018 г., и, по оценкам Forbes, в 2019 г. выручка Mirror достигла $45 млн. Во время режима самоизоляции продажи интерактивных зеркал превзошли даже самые смелые прогнозы и выручка по итогам года может превысить $100 млн, писал Forbes со ссылкой на основательницу фитнес-стартапа. Пока его акции не торгуются на бирже, и компания дважды обращалась за финансированием к сторонним инвесторам. Компании Lerer Hippeau и Spark Capital, хедж-фонд Point72 Ventures, бренд одежды Lululemon и супермодель Карли Клосс в сумме вложили в проект около $72 млн (на каких условиях инвесторы профинансировали стартап, не сообщалось).
Тренд 3: Спорт для здоровья, а не внешнего вида
Спортивная форма перестала быть самоцелью тренировок, границы между фитнесом и самосовершенствованием размыты и люди тренируются не только ради красоты тела и здоровья сердца, но также ради душевного равновесия и здоровья, цитирует BBC профессора антропологии Бруклинского колледжа Кети Роуз Хейтманек, специализирующуюся на исследованиях в области спорта и фитнеса.
С ней соглашается директор направления франчайзинга сети World Class Игорь Шашкин: «Если раньше люди шли в фитнес исключительно за красотой, чтобы похудеть и подкачаться, то сейчас – еще и за тем, чтобы отдохнуть, пообщаться, расслабиться».
Шашкин уверен, что в будущем – с ростом числа сотрудников, постоянно работающих на удаленке, – фитнес-центры эволюционируют из залов для групповых занятий в коворкинг, где люди смогут тренироваться, общаться, работать, есть и снова тренироваться. Офисы все равно себя изживают, объясняет он, мы можем работать откуда угодно и не обязательно оставаться дома. Сейчас человек в среднем проводит в клубе около двух часов, а мог бы оставаться и дольше.
Возможно, это позволит привлечь к занятию спортом больше людей. Главные причины, по которым россияне не занимаются спортом, – нехватка времени и большая нагрузка на работе и дома, выяснил в конце прошлого года ВЦИОМ. Всего, по его данным, физической активностью занимаются 63% россиян от 3 лет, но регулярно – только 38%. Большинство россиян говорят, что занимаются спортом, чтобы укрепить здоровье (70%), показал этот опрос.
Ментальное благополучие стало главным мотиватором для тренировок в период коронавируса, говорится в опубликованном в августе исследовании британского агентства Design Partners «Новый мир домашнего фитнеса», для которого опросили 1000 британцев в возрасте от 18 до 74 лет. Большинство (75%) участников этого опроса ответили, что с начала локдауна фитнес стал главным способом для поддержания бодрого расположения духа и крепкого сна.
«Тренировки помогают сохранять оптимизм и повысить уверенность в себе, – комментирует Прянишников из РФГ. – А это очень важно в кризис. Мы заметили, что с открытием клубов после самоизоляции многие клиенты стали тренироваться чаще, чем раньше. Это здорово».
То, что во время пандемии люди стали тренироваться чаще, подтверждает исследование аналитиков агрегатора онлайн-тренировок Mindbody. Больше половины (56%) пользователей сервиса с марта 2020 г. перешли на тренировки более 5 раз в неделю, пишет Forbes со ссылкой на Амайу Уидл, вице-президента Mindbody по исследованиям и маркетингу. Самым популярным направлением у агрегатора стала йога – занятия по йоге покупали 36% пользователей сервиса.
World Class создает «правильную» атмосферу, привлекая к себе людей с определенным социальным статусом, говорит Прянишников. «В фитнес-клубе можно познакомиться с каким-нибудь бизнесменом и договориться с ним о совместных проектах, – рассуждает он. – Но даже то, что ты приходишь на переговоры и тебя там в лицо узнают, уже очень помогает. Помогает карьере, бизнесу, контактам. В наших современных реалиях это важно».
Тренд 4: Смена лидеров фитнес-рынка
В середине июля Ассоциация операторов фитнес-индустрии обнародовала обращение к президенту России. «Индустрия уже потеряла 20% игроков <...> если ситуация не изменится, к концу 2020 г. от 70% отрасли не останется и следа». До пандемии в России работало 13 000 фитнес-объектов, в том числе около 1700 – в Москве. За март – июнь все они потеряли почти треть годового оборота – около 50 млрд руб. при годовом обороте более чем 167 млрд руб.
Исходя из оценок ассоциации всего в стране могло закрыться свыше 2000 клубов и фитнес-студий. Это как минимум вчетверо больше, чем год назад. С середины 2018 г. до лета 2019 г. в России закрылся 581 фитнес-объект почти из 10 000, включая фитнес-центры, студии и залы, писал MarketMedia со ссылкой на РБК.
Прянишников из РФГ более оптимистичен: по его мнению, этот год не переживет 30% фитнес-клубов. «Те клубы, которые были в небольшом плюсе или работали в ноль, теперь ушли в минус, и, соответственно, они не смогут долго просуществовать, – объясняет он. – Выживаемость будет зависеть и от того, получается ли у операторов договориться с арендодателями. Если арендодатель подходит по-партнерски, разрешает не платить за простой и дает скидку, фитнес-клуб выживет. А если он требует платить так же, как до пандемии, клуб, скорее всего, закроется».
Последние новости показывают, что смена лидеров на рынке фитнеса – глобальная тенденция. В мае, после двух месяцев простоя, объявила о банкротстве одна из крупнейших в мире сетей – Gold’s Gym, управляющая 700 клубами по всему миру (100 собственных в США и еще 600 франчайзинговых в других странах). В июле на аукционе в рамках процедуры банкротства Gold’s Gym купила немецкая RSG Group, управляющая сетями McFit, High5 Gym и John Reed Fitness.
Но фитнес-индустрия остается привлекательной областью для инвестиций – с открытием одного клуба все только начинается, уверен Шашкин из World Class. Открытие клуба для его владельца – это вход в растущую индустрию, где для успеха нужны «постоянное развитие, динамика, новые и новые клубы».
Инвесторам, которые открывают фитнес-клуб по франшизе известного бренда, вести бизнес проще, чем тем, у кого нет опыта в этой деятельности, уверен Шашкин. «Многие наши франчайзи приходят из других сфер: они хорошие бизнесмены, но не знакомы со спецификой фитнес-индустрии, – объясняет он. – Мы даем нашим франчайзи технологии, которые работают, поэтому им не нужно самим ничего придумывать. По сути, мы деньгами инвестора строим наш будущий клуб: он инвестирует, а мы помогаем ему вести этот бизнес».
В докризисные годы рынок рос на 20–25% год, при текущем уровне экономического развития можно рассчитывать на 8–10% прироста рынка каждый год, говорил Максим Боровиков из Ассоциации операторов фитнес-индустрии (цитата с сайта ассоциации). Имея один клуб, становишься заложником ситуации: конкурент может открыть похожий объект рядом и продавать услуги в 2 раза дешевле. Имея сеть, можно предложить потребителю выбор, отмечает Шашкин.