Новый нефтяной путь
Почему Азиатско-Тихоокеанский регион становится главным рынком для российских нефти и газаРоссийский нефтегазовый сектор переориентирует экспортные поставки углеводородов на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По всем прогнозам, именно там ожидается рост спроса на энергоносители, а Старый Свет будет сокращать потребление. Российские компании уже сейчас стремятся отвоевать максимальную долю азиатского нефтегазового пирога. Локомотивом российской экспансии в страны АТР стала компания «Роснефть».
Завоевание Китая
К 2040 г. потребление нефти вырастет до 106,3 млн баррелей в сутки – таков базовый прогноз Международного энергетического агентства. Это на 11,5 млн баррелей больше, чем в 2017 г. Весь прирост обеспечат Китай и другие страны АТР. В Европе и США спрос будет сокращаться. Такая же тенденция и в потреблении газа.
отгрузила «Роснефть» в Азию в апреле – июне 2019 г. Это абсолютный рекорд для компании: по сравнению с январем – мартом отгрузки сюда выросли на треть – с 15,9 млн т, а по сравнению с теми же месяцами 2018 г. – в 1,5 раза
Азиатские страны лидируют по темпам прироста ВВП и – опосредованно – спроса на нефть в мире, говорит Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом финанс». Китай и Индия в 2018 г. обеспечили 40% прироста мирового спроса, по данным Wood Mackenzie.
Но азиатские потребители, как и остальные, не готовы получать нефть от одного производителя, поэтому они будут диверсифицировать импорт, полагает Екатерина Грушевенко, эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково».
Россия уже три года подряд крупнейший поставщик нефти в Китай. По итогам 2018 г., по данным китайской таможенной статистики, поставки российской нефти в Поднебесную составили 71,5 млн т – на 20% больше, чем годом ранее. Еще более 23 млн т было экспортировано в другие страны АТР. В этом году Россия продолжает наращивать поставки: за пять месяцев объем импорта российской нефти вырос почти на 10% до 30,54 млн т. За Россией в рейтинге поставщиков идут Саудовская Аравия, Иран, Ирак и другие традиционные нефтедобывающие страны.
Эти результаты впечатляют, особенно если вспомнить стартовые позиции. По итогам 2010 г., поданным BP Statistical Review of World Energy, все страны бывшего Советского Союза отправили в Китай 33,3 млн т нефти. В 2014 г. экспорт этой группы стран вырос до 45,8 млн т. А дальше Россия забрала лидерство и пока никому его не отдает.
составила выручка «Роснефти» от поставки сырья в Азию во II квартале 2019 г.
Труба помогла
Десятилетие постоянного роста экспорта в китайско-азиатском направлении стало возможно благодаря строительству транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В конце 2009 г. запущена трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), спустя три года введен участок до нового нефтепорта Козьмино. Ответвление в Китай (Сковородино – Мохэ) построили в 2010 г., а в 2017 г. мощности трубопровода расширили в 2 раза до 30 млн т в год.
Поскольку ВСТО заполняется в основном с новых восточносибирских и северных месторождений, нефть с которых отличается высоким качеством и малой сернистостью, получилось сформировать новый экспортный сорт нефти – ВСТО (ESPO). Восточносибирский сорт ESPO считается премиальным, говорит Осин. Цена этой смеси ориентируется на дубайский бенчмарк и продается со значительной премией к традиционному российскому сорту Urals и североморскому Brent.
потреблял Китай в 2018 г., из них 11,04 млн страна импортировала. За 10 лет потребление удвоилось. США в 2018 г. потребляли 20,46 млн баррелей в сутки, из которых 9,93 млн импортировали Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019
Азия перевесила Европу
Отгрузки через порт Козьмино в первом полугодии этого года увеличились на 1,5 млн т до максимального исторического уровня – почти 16,3 млн т, говорит Сергей Рыжкин, старший редактор издания «Argus Нефтетранспорт». Если такая же динамика сохранится во втором полугодии, то по итогам 2019 г. экспорт из Козьмина составит более 32 млн т.
Экспорт в Китай по ответвлению из Сковородина увеличился на 1,38 млн т по сравнению с результатом января – июня прошлого года почти до 14,85 млн т. «Это максимальный уровень прокачки за историю мониторинга Argus», – подчеркивает эксперт. По итогам года отгрузки из Сковородина должны увеличиться до проектной мощности в 30 млн т, прогнозирует он.
Рост поставок – следствие повышения объема добычи сырья в Восточной Сибири, а также отгрузки дополнительных партий из Западной Сибири после приостановки «Дружбы», добавляет Рыжкин. «Благодаря долгосрочному партнерству с КНР и строительству новых экспортных маршрутов Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Поднебесную», – подтверждает представитель «Роснефти».
экспортировала в 2018 г. Россия Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019
Главный поставщик
Главный поставщик российской нефти в Китай и другие страны АТР – «Роснефть». В 2013 г. «Роснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали первый в истории двух стран долгосрочный контракт на поставку 325 млн т нефти, эксперты назвали его «сделкой века». А в 2016 г. компании заключили дополнительное соглашение об увеличении поставок еще на 91 млн т нефти. По итогам 2018 г. «Роснефть» обеспечила около 6,5% общей потребности страны в нефти, поставив почти 50 млн т.
30,9 млн т в Китай компания поставила трубопроводным транспортом. Через порт Козьмино в страны АТР и другим потребителям ушло еще 9,5 млн т, и 2,5 млн т было экспортировано через порт Де-Кастри, который обслуживает проект «Сахалин-1», в котором у «Роснефти» 20% (у ExxonMobil и Sodeco – по 30%, у ONGC – 20%). Еще около 10 млн т было поставлено транзитом через Казахстан.
География поставок «Роснефти» охватывает не только Китай, говорит представитель компании: за последние годы компания экспортировала нефть и нефтепродукты в большинство стран АТР, в том числе в Японию, Индию, Индонезию, Сингапур, Вьетнам, Монголию, Таиланд, Южную Корею.
Восток для «Роснефти» стал в прошлом году ключевым рынком, говорит представитель компании: сюда было поставлено 59,2 млн т – на 24% больше, чем годом раньше. В Северо-Западную, Центральную и Восточную Европу, страны Средиземноморья и на другие направления дальнего зарубежья было поставлено 55,8 млн т нефти, в страны СНГ – 8,7 млн т.
Бензин и этилен
«Роснефть» видит потенциал развития нефтепереработки в АТР, говорит представитель «Роснефти».
У компании два ориентированных на Поднебесную проекта в сфере нефтепереработки. Китайско-российская Восточная нефтехимическая компания рассматривает возможность строительства в Тяньцзине комплекса по переработке и производству нефтехимической продукции (в этом СП у «Роснефти» – 49%, у CNPC – 51%). Планируемая мощность предприятия – 16 млн т в год. Еще один проект – Восточная нефтехимическая компания – предусматривает создание крупнейшего нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Дальневосточном федеральном округе.
Кроме того, «Роснефть» является совладельцем индийской компании Nayara Energy, которой принадлежат один из крупнейших индийских НПЗ в г. Вадинаре (мощность – 20 млн т), нефтехранилище, порт и почти 5300 станций. Nayara Energy планирует с 2022 г. организовать производство нефтехимической продукции.
Совместно с компанией Pertamina «Роснефть» рассматривает возможность строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов в г. Тубане на острове Ява в Индонезии, говорит представитель компании. Мощность НПЗ может составить около 15 млн т в год, а производство этилена – более 1 млн т этилена в год.
Газовый блицкриг
В России практически все нефтегазовые компании увеличивают экспорт углеводородов в страны АТР. Причем как нефти, так и газа. Первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), построенный компанией Sakhalin Energy в рамках проекта «Сахалин-2» (контрольный пакет принадлежит «Газпрому»), был изначально ориентирован на этот регион.
Туда же, в Азию, в основном идет СПГ с ямальского завода «Новатэка», запущенного в 2017 г. В проекте «Ямал СПГ» российской стороне принадлежит 50,1%, по 20% – у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% – у фонда «Шелковый путь».
Собрать в кластер
«Роснефть» при освоении ресурсов Восточной Сибири реализует кластерный подход. Освоение группы месторождений, объединенных производственной инфраструктурой, в едином кластере позволяет экономить средства и время, эффективнее использовать оборудование и персонал. Это позволило добиться значительной экономии при разработке месторождений, говорит представитель «Роснефти», а операционные расходы на добычу у «Роснефти» составляют порядка $3,1 на баррель – это один из лучших результатов в мире среди публичных компаний. Самый крупный кластер компании – Ванкорский. Он сформирован Ванкорским (запущено в 2009 г.), Сузунским, Тагульским и Лодочным месторождениями. В 2017 г. началась разработка Эргинского кластера, в основе которого Эргинский лицензионный участок и Кондинская группа месторождений, кластер на основе Юрубчено-Тохомского месторождения, кластер Таас-Юрях (Тагульское, Куюмбинское и Среднеботуобинское месторождения), а также новый кластер на базе Северо-Даниловского месторождения. В мае 2019 г. «Роснефть» объявила о планах создать новый сверхкластер – Арктический. «Мы рассматриваем возможность создания Арктического кластера, который в полном объеме будет работать на решение поставленной вами задачи – достижения до 2024 г. 80 млн т грузопотока по Северному морскому пути», – говорил глава компании Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным. По его словам, новый сверхкластер будет создан на основе собственных и перспективных проектов компании в Арктическом регионе, которые могут включать в себя Ванкорский кластер, перспективный Западно-Иркинский участок, ряд геолого-разведочных проектов Южного Таймыра, а на следующем этапе – и Восточного Таймыра (в частности, Центрально-Ольгинское месторождение с запасами около 80 млн т по категориям С1 + С2).
По данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта СПГ Sakhalin Energy и «Ямал СПГ» за первые шесть месяцев этого года вырос на 54,5% и достиг 29,4 млрд куб. м, выручка от продаж увеличилась на 70% до $4,5 млрд. К концу года эти показатели должны вырасти еще больше – должна быть введена четвертая очередь ямальского завода. «Новатэк» вместе с зарубежными партнерами уже приступил к реализации нового проекта – «Арктик-СПГ».
Следующий шаг по завоеванию китайского рынка голубого топлива – ввод в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири». Мощность этой системы составит 38 млрд куб. м в год. Он должен быть запущен в конце 2019 г., и уже сейчас идет речь о расширении возможностей трубопровода, а также о сооружении новых газовых коридоров, например газопровода «Алтай».
Новая трудная нефть
Переориентация нефтяного экспорта на рынки АТР вполне оправданна и курс на нее был взят уже давно – именно поэтому расширялись мощности ВСТО, напоминает Грушевенко. Причины – и в прогнозируемом снижении спроса на нефть в Европе, и в том, что для ресурсов Восточной Сибири азиатский рынок перспективнее.
Восточносибирские нефтегазовые провинции разрабатывают практически все крупнейшие российские компании – «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и проч. Крупнейшее из открытых и введенных в эксплуатацию месторождений в России за последние 25 лет (так его называла «Роснефть» в 2009 г., когда оно запускалось) – Ванкор, его разрабатывает «Роснефть». По итогам 2018 г. с момента начала добычи в августе 2009 г. здесь добыли около 170 млн т нефти.
«Роснефть» использует на своих лицензионных участках самые передовые технологии добычи. Например, бурение многозабойных скважин по технологии Fishbone, когда от одного горизонтального ствола отходят многочисленные ответвления. В мае этого года якутская «дочка» «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» установила новый рекорд проходки: общая длина горизонтального ствола в пласте составила 6052 м. Это самый протяженный горизонтальный участок многозабойной скважины на суше.
Перспективными отечественные компании считают и трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ). «Газпром нефть» работает на баженовской свите, отрабатывая технологии, которые помогут сделать разработку ТРИЗ экономически оправданной. «Роснефть» также работает на бажене, всего же у компании около 0,5 млрд т доказанных ТРИЗ.
В прошлом году «Роснефть» пробурила 820 скважин на участках с трудной нефтью, добыв на них 18,5 млн т (это более чем в 2 раза превышает уровень 2014 г.). При работе с ТРИЗ и высоковязкой нефтью «Роснефть» тоже использует инновационные технологии: например, метод повторного гидроразрыва пласта (рефракам) и технологии парогравитационного воздействия (SAGD).
В целом запасы трудноизвлекаемой нефти дороже традиционных запасов, отмечает Грушевенко, но основную стоимость добавляют налоги, именно поэтому для нефти Восточной Сибири предусмотрены льготы.
Звездный час
У России достаточно ресурсов, чтобы удовлетворить растущий спрос на энергоносители в странах АТР, уверены опрошенные «Ведомости&» аналитики.
Переориентация продаж с Европы на Азию сейчас не потребует дополнительной добычи, но могут возникнуть определенные сложности с транспортировкой из-за ограниченной емкости трубопроводов, предупреждает Кирилл Таченников, старший аналитик BCS Global Markets.
Плановые мощности ВСТО скоро будут достигнуты, отмечает Рыжкин. По его словам, в текущем году «Транснефть» планирует завершить проект ВСТО, повысив пропускную способность маршрута Тайшет – Сковородино до плановых 80 млн т, а участка Сковородино – Козьмино – до 50 млн т в год с текущих 72 млн и 45 млн т в год.
Он также напоминает, что еще в начале 2017 г. старший вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин признавал, что порту Козьмино не хватает мощностей. «Чтобы кардинально увеличить пропускную способность, нужен еще один причал», – заявлял топ-менеджер. Но о планах реализации соответствующего проекта ничего не известно, подчеркивает эксперт.
Большие запасы углеводородов скрыты в арктической зоне России. Часть компаний уже работает там, например «Новатэк» и «Газпром нефть», часть только планирует расширять свое присутствие. Развитию нефтегазодобычи в Арктике должны помочь планы правительства по развитию Северного морского пути. В планах «Роснефти» – сформировать Арктический кластер нефтегазодобычи.
«Роснефть» поддерживает арктический проект, не только работая на шельфе. Компания в консорциуме с «Роснефтегазом» и Газпромбанком владеет дальневосточной судоверфью «Звезда». Сегодня это предприятие строит суда арктического класса, в том числе для ямальских СПГ-заводов «Новатэка» (подробнее см. статью на стр. 03). &