Автопутешествия становятся основным драйвером роста внутреннего туризма

Россию ждет взлет популярности автотуризма благодаря госпрограммам и бизнесу
По результатам исследования внутреннего туризма АСИ, в 2023 г. 63% опрошенных предпочитали путешествовать на автомобиле /Dmitry Ageev / iStock

В июле 2024 г. на национальном туристическом портале «Путешествуем.РФ» появилась информация о наиболее популярных туристических маршрутах для автопутешественников. Сейчас их 50 в 47 регионах России. Туристам предлагается изучить центр России, север и юг страны, а также Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Маршруты проложены по Алтаю, Камчатке, Карелии, Архангельску, Пскову, Великому Новгороду, Золотому кольцу, из Москвы в Санкт-Петербург, в Ростов-на-Дону и Крым. Размещенные на сайте подробные путеводители содержат всю информацию о пути и находящихся на нем достопримечательностях. В описании каждого маршрута есть информация о стоянках, отелях, заправках и т. д.

Опросы подтверждают интерес россиян к этим направлениям. Наиболее привлекательными для автотуризма жители России назвали Краснодарский и Алтайский край, Крым, Санкт-Петербург, Карелию и Сочи. При этом подавляющее большинство путешественников выбирают маршруты протяженностью не более 1000 км в одну сторону. Преодолевать расстояния до 250 км до места назначения предпочитают 29%, до 500 км в одну сторону – 33%, до 1000 км – 21%, свидетельствуют данные исследований аналитического центра НАФИ.

На предложенных правительством маршрутах планируется строительство дополнительных стоянок, кафе и гостиниц, а также улучшение качества сотовой связи и дорожного покрытия, говорится в сообщении Министерства экономического развития РФ.

22 июля 2024 г. на сайте Кремля был опубликован ряд поручений президента РФ, касающихся развития автомобильного туризма в России. Они являются частью перечня, утвержденного по итогам совещания с членами правительства от 4 июня 2024 г. Среди поручений – создание и развитие автомобильных туристских маршрутов, в первую очередь тех, в состав которых входят автомобильные дороги М4 «Дон», М8 «Холмогоры», М11 «Нева», М12 «Восток».

До 1 сентября 2024 г. должны быть «приняты меры по обустройству участков автомобильных дорог, входящих в состав автомобильных туристских маршрутов». В частности, планируется обустроить места для отдыха с санитарными модулями для обслуживания экскурсионных автобусных групп, а также создать площадки для размещения автодомов и мобильных торговых объектов. Кроме того, планируется оснастить туристическую отрасль автобусами отечественного производства.

Правительству также поручено обеспечить выделение субсидий на производство модульных отелей в регионах. Отбор инвестиционных проектов по их строительству должен состояться уже в этом году. Приоритет будет отдан объектам вблизи автомобильных туристических маршрутов. В 2025–2027 гг. на эти цели предусмотрено выделять не менее 5 млрд руб. ежегодно. Финансирование планируется из средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию госпрограммы «Развитие туризма».

Все это тезисы принятой в апреле 2024 г. концепции развития автомобильного туризма до 2035 г. По мнению президента ОААК Сергея Лобарева, благодаря реализации концепции к 2030 г. количество поездок вырастет в 2 раза: с нынешних 25 млн до 50 млн автопутешествий в год.

Потребности и возможности

Правительственная концепция предполагает разработку схемы автомобильных туристических маршрутов, в том числе пилотного направления Санкт-Петербург – Владивосток, говорится на сайте Министерства транспорта РФ. Подобный маршрут в такой большой стране, как Россия, диктует создание новых схем передвижения, а именно мультимодальных транспортных систем, утверждает Лобарев. «Опросы нашей ассоциации определили, что многие водители европейской части России желают ездить за Байкал, на Алтай, на Дальний Восток», – сообщил он. Но, как пояснил эксперт, учитывая, что отпуск часто ограничен двумя неделями, а только до Алтая в одну сторону путь по трассе займет неделю, то выходом станут мультимодальные путешествия. Турист может попасть в тот или иной регион на поезде или самолете, а далее путешествовать на арендованном автотранспорте.

В Европе автомобильный туризм является драйвером туристической отрасли, утверждает Лобарев. По его словам, ежегодно страны Европейского союза (ЕС) получают от автотуризма совокупно более 50 млрд евро дохода, только караванинг – путешествия с автоприцепами или автодомами – приносит 37 млрд евро годового дохода. Этот способ поездок по стране выбирают почти 25% европейцев. Для таких путешественников организовано более 4500 кемпингов.

«Одним из интересных мировых трендов является рост рынка автодомов: в 2024 г. он уже составил около 3%, а к 2029 г. рост прогнозируется на 9%, – рассказала руководитель проектов в бюро территориального развития Atlas Дарья Коваленко. – Объем рынка автодомов в 2023 г. был $12,8 млн, а в 2024 г. он уже достиг $13,17 млрд. Лидеры рынка – страны Северной Америки, по данным Mordor Intelligence».

По оценкам ОААК, в России зарегистрировано всего 200 кемпингов, из них европейским стандартам отвечают не более 15. При этом ежегодно производится около 300 автодомов и прицепов, а всего в эксплуатации их находится 25 000.

Исследования показывают, что отечественный автотуризм сегодня находится на взлете популярности и имеет большой потенциал для развития, утверждает исполнительный директор аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова. «Согласно опросам, путешествия на автомобилях являются одним из наиболее популярных видов туристического отдыха среди жителей России», – сообщила она. Более 80% россиян когда-либо отправлялись на автомобиле в другой город или регион для культурных, развлекательных или рекреационных целей, отметила эксперт.

В Atlas рассказали, что в нашей стране зарегистрировано 44,1 млн легковых автомобилей, т. е. автотранспортом обеспечена треть населения страны. При этом по результатам исследования внутреннего туризма АСИ, в 2023 г. 63% опрошенных предпочитали путешествовать на автомобиле.

Препятствия и точки роста

Проблема отечественного автотуризма – дефицит придорожной инфраструктуры, особенно такой, которая соответствовала бы современным стандартам, считает Коваленко. То есть многофункциональной, безопасной, инклюзивной, с акцентом на детей. «Портрет туриста меняется, необходимо актуализировать запросы и делать ставку на будущих пользователей, современные технологии и новые сценарии поведения», – уверена она.

Еще одно препятствие для развития автотуризма – отсутствие агрегированной информации о маршрутах, отмечают специалисты. «Туристы хотят получать информацию здесь и сейчас и не тратить много времени на самостоятельную аналитику», – обратила внимание Коваленко. По ее мнению, решением могут стать новые цифровые сервисы: приложения с картами маршрутов, кемпингов, многофункциональных придорожных комплексов, тематических маршрутов. А природные, культурные, исторические места по пути сделают путешествие максимально разнообразным.

Основное, на что жалуются туристы, – это плохое качество дорог, недостаточное освещение на трассах, невозможность сохранять одинаковую скорость на протяжении всей поездки, отсутствие мобильной связи и интернета на многих участках пути, перечислила Спиридонова. По данным НАФИ, треть опрошенных отмечают, что вдоль трасс между населенными пунктами встречается мало кафе, ресторанов, столовых и магазинов.

Бизнес находит решения

Большой потенциал автотуризма и необходимой для него инфраструктуры первым оценил крупный бизнес. «Роснефть» уже реализовала ряд проектов развития автотуризма в регионах своего присутствия. Компания совместно с властями Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежской, Тульской, Ульяновской и Архангельской областей разработала туристические маршруты, пролегающие через инфраструктуру придорожных сервисов и автозаправочных станций (АЗС) «Роснефти» в этих регионах. Компания запустила специальную информационно-сервисную платформу «Горизонты России: Поехали с нами!» (состоит из одноименного сайта russianhorizons.ru и мобильного приложения), которая позволяет автотуристам выбрать и спланировать маршрут по интересным местам с учетом этих сервисов и АЗС. На сайте проекта размещена информация как о магистральных туристических маршрутах, так и о локальных – в рамках одного региона.

Один из модулей предлагает автопутешественникам познакомиться с достопримечательностями трассы М10 «Россия» – по пути между двумя столицами. Второй маршрут проложен по трассе М4 «Дон» из Москвы до Сочи и горного кластера агломерации Красной Поляны. Доступен маршрут Москва – Воронеж – Москва, а также локальные модули, которые охватывают Воронежскую, Тульскую, Ульяновскую и Архангельскую области.

Туристы могут сами строить план своей поездки с учетом расстояния и наличия необходимых услуг и сервисов. Все разработанные «Роснефтью» магистральные маршруты проходят независимый технический аудит ОААК.

Партнером проекта стал сервис планирования путешествий по стране RussPass. Бонусная программа «Роснефти» «Семейная команда», участники которой могут копить баллы вместе с семьей и друзьями, а потом расплачиваться ими на АЗС, открывает доступ к предложениям от партнеров RussPass по всей стране. Например, в Москве и Туле предоставляются скидки при бронировании отелей и посещении культурных достопримечательностей, а также бонусы и комплименты от шеф-поваров в ресторанах.

Субъекты малого и среднего предпринимательства также не останутся в стороне при реализации проектов, связанных с инфраструктурой для автопутешественников. В июле 2024 г. было объявлено, что Корпорация МСП с Министерством экономического развития РФ и регионами в сентябре запустят специальную программу поддержки для предпринимателей, которые хотят открыть свой бизнес по пути следования туристических автомаршрутов. Планируется оказывать содействие строительству многофункциональных зон, гостиниц, глемпингов, точек питания и других объектов инфраструктуры, необходимость которых определят регионы. МСП и регионы полностью структурируют проект для привлечения банковского финансирования и помогут подобрать и оформить площадки для реализации проектов.