Краткосрочная аренда – спасательный круг для сферы туризма

Руководитель направления «Авито Путешествия» – о растущем спросе на аренду квартир и доходности этого вида бизнеса
Андрей Гордеев / Ведомости

В Москве 25 сентября прошла крупнейшая конференция «Авито Путешествий» для профессионалов рынка краткосрочной аренды недвижимости. Амбассадоры компании и участники рынка рассказали, как построить и расширить бизнес, повысить его эффективность и доходность, а также развить полезные для предпринимателя навыки. Мероприятие посетили более 400 гостей и 4000 онлайн-слушателей.

Руководитель направления «Авито Путешествия» Артем Кромочкин в беседе с «Ведомости. Туризм» рассказал, почему в России растет спрос на краткосрочную аренду, сколько на этом можно заработать и почему сдача квартир стала спасательным кругом для сферы туризма.

– Артем, прошлый год стал рекордным с точки зрения развития внутреннего туризма. По разным оценкам, внутренний турпоток составил от 50 до 75 млн человек. Это рекордные цифры. На этом фоне растет спрос на посуточную аренду, потому что россияне любят останавливаться в привычных для них квартирах и домах и снимать жилье посуточно. Какой рост спроса на краткосрочную аренду вы фиксируете?

‒ В 2024 г. относительно 2023 г. мы отметили рост спроса на 19% ‒ это 55 млн человек, которые выбирали для проживания именно квартиры, дома или комнаты. Если говорить в денежном выражении, то мы прогнозируем, что объем рынка аренды частной недвижимости перешагнет 300 млрд руб. и в этом году составит 337 млрд руб.

‒ Спрос продолжает расти. А что происходит с предложением? Насколько существующий объем предложения удовлетворяет тот запрос, который есть у россиян?

‒ Учитывая привлекательность самой ниши краткосрочной аренды с точки зрения инвестиций, предложение также растет. Например, в этом году количество новых арендодателей, которые сдают жилье посуточно на нашей платформе, выросло на 20% и сейчас составляет 212 000. Это порядка 400 000 объектов, которые сдаются по всей России: и квартиры, и дома, и комнаты.

‒ Есть ли какая-то региональная специфика рынка краткосрочной аренды: в каких регионах он более развит?

‒ Безусловно, есть региональная специфика с точки зрения сезона. Например, есть горнолыжный сезон, в таких регионах основной пик спроса приходится на зиму. Есть регионы «летние». Но на самом деле прелесть этой отрасли в том, что практически во всех населенных пунктах, даже самых удаленных, можно заниматься этим бизнесом и сдавать жилье посуточно. Куда-то приезжают туристы, куда-то ‒ командировочные, куда-то люди едут на лечение или для поступления в вузы. И в каждой локации можно найти свой спрос.

Краткосрочная аренда в целом для сферы туризма является сейчас таким спасательным кругом. Отельные объекты строятся дольше, они требуют больших инвестиций. А краткосрочная аренда может очень быстро удовлетворять возросший спрос.

‒ Сегодня сфера посуточной аренды становится заметным сегментом бизнеса на рынке недвижимости. В нем уже работают крупные управляющие компании и становится все больше самозанятых. Как вы считаете, с чем связан такой стремительный рост?

‒ По некоторым факторам, если мы сравним краткосрочную аренду частной недвижимости с другими нишами – с общественным питанием, с салонами красоты, пунктами самовывоза и прочим, действительно, краткосрочная аренда выглядит очень привлекательно. При удачно подобранном объекте предприниматель может всегда рассчитывать на стабильный спрос.

При этом для того, чтобы заняться этим бизнесом, не нужны огромные инвестиции. По сути, нужно иметь несколько сотен тысяч рублей, чтобы взять объект в управление и начинать сдавать его уже со следующего дня.

‒ Чтобы этот бизнес развивался, важно, чтобы в России для собственников жилья был доступен инструментарий – соответствующие платформы. Как мы знаем, несколько лет назад с российского рынка ушли известные мировые платформы. И сегодня их заместили российские предприниматели со своими продуктами. По вашей оценке, уже произошло полное импортозамещение? Насколько рынок сформировался, есть ли на нем заметные лидеры и стоит ли ожидать появление новых игроков?

‒ Если мы посмотрим на рынок со стороны гостей, для них ситуация действительно выглядит очень привлекательно. Сейчас в России на рынке аренды туристической недвижимости действует большое количество онлайн-платформ. В эту отрасль идут крупные ИТ-компании, банки, маркетплейсы и проч. И действительно, есть из чего выбрать. У каждой системы свой функционал, свои «фишки».

На мой взгляд, рынок пока еще продолжает формироваться, продолжают появляться новые игроки. Но на горизонте нескольких лет, я думаю, что основные доли займут два, три, четыре ключевых игрока и будут конкурировать между собой сервисом, предложением, ценой и т. д.

‒ Мало импортозаместить. Хочется еще и предложить что-то новое. Можете привести примеры, какие сервисы раньше не были доступны на иностранных платформах, но сегодня появились на российских сайтах посуточного бронирования?

‒ На ум сразу приходит страхование объектов недвижимости для арендодателей. И здесь речь не только о создании дополнительных сервисов для гостей, но также для арендодателей. Например, когда мы запускали свой сервис онлайн-бронирования, мы создали новый продукт, которого не было на рынке, – это страхование частного жилья при краткосрочной аренде. Мы сделали это в партнерстве со страховыми компаниями, которые объясняли, как это работает. И за два года это, по сути, стало нормой рынка. Сейчас подобный инструмент предлагают и другие платформы, а такой продукт появился у многих страховых компаний.

‒ Какую среднюю доходность сегодня способен приносить данный вид бизнеса арендодателям? И насколько в целом выросла стоимость аренды за последний год?

‒ Если разделять квартиры и дома, то средний чек в квартирах в этом году относительно 2023 г. вырос на 17%, а в домах – на 9%. С точки зрения доходности, краткосрочная аренда показывает выгодные цифры: в среднем это 20% и больше годовых. Это действительно хороший, устойчивый бизнес.

‒ Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития рынка краткосрочной аренды? Будет ли это все же рынок профессиональных игроков, или всегда на нем останется место для частных лиц, которые будут сдавать свои объекты?

‒ Я думаю, что и профессиональные игроки продолжат развиваться на этом рынке, это действительно стабильный и инвестиционно привлекательный бизнес. И всегда будет место для частных арендодателей, потому что это в первую очередь сфера гостеприимства. Многим людям нравится принимать у себя гостей: встречать их, общаться, рассказывать что-то про свой город, подсказывать какие-то места. Для этой ниши тоже всегда будет свой спрос.