В России за пять лет благоустроили 80 набережных
За последние пять лет было благоустроено более 80 набережных в административных центрах регионов России. Это стало результатом возросшего спроса на внутренний туризм, отмечается в исследовании консалтинговой компании Strategy Partners.
Результаты опроса показывают, что текущее состояние набережных в российских городах пока не в полной мере соответствует ожиданиям. Почти у половины опрошенных Strategy Partners россиян есть вопросы к качеству и наполнению городских набережных: 47% респондентов отметили, что им не хватает хорошо обустроенных пространств для спокойного отдыха и комфорта, например, укрытий от солнца, ветра и дождя, качелей, гамаков, мест отдыха у воды. Кроме того, 26% респондентов ощущали недостаток сервисной инфраструктуры, например питьевых фонтанчиков, пунктов проката и туалетов. У 15% есть претензии к недостатку локаций для активного отдыха, например спортивных и детских площадок, сезонной инфраструктуры (каток, лыжня). Около 12% участников опроса предпочли бы видеть больше киосков, ресторанов, аттракционов. Отсутствие названной инфраструктуры может снизить привлекательность таких пространств и их посещаемость, отмечают авторы исследования. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо пересмотреть подходы к благоустройству, делая акцент на тех элементах и услугах, которые важны для посетителей.
Анализ реализованных за последние пять лет проектов показал, что средние расходы на благоустройство всех набережных в крупных городах России составили от 47 до 493 млн руб. за гектар в ценах 2024 г., отмечается в исследовании. При этом стоимость обустройства туристических набережных варьировалось в диапазоне от 57 до 265 млн руб. за гектар.
Отличительная особенность туристических набережных от коммерческих – высокая доля территорий, отведенных под объекты привлечения туристов. Площадки для выставок, арт-объекты, открытые кинотеатры, лектории, пространства для сезонных мероприятий, как правило, занимают более 45% площади набережной. От 20 до 35% пространства на туристической набережной также уделяется зонам общественного обслуживания, таким как рестораны, информационные центры, прокат спортивного оборудования. Оставшееся пространство – зоны для спокойного или активного отдыха, например детские площадки, спортивная инфраструктура, променады. На коммерческой набережной половина территории выделяется под зоны обслуживания. От 20% до 40% – точкам притяжения туристов, это значительно ниже, чем на туристической.
При проектировании туристических набережных необходимо сочетать функциональность и эстетическую привлекательность, отмечают специалисты Strategy Partners. Около 40% средств финансирования уходит на создание пешеходных и автомобильных покрытий, рассчитанных на большой поток посетителей. Около 37% бюджета отводится на инфраструктуру для привлечения гостей, в том числе на объекты для проведения для мероприятий. Это сопоставимо с затратами на создание коммерческих набережных. По мнению авторов исследования, в первую очередь администрациям городов необходимо решить, нужна ли в городе набережная именно туристического типа. Этот формат подходит для городов, где туризм может стать одним из ключевых секторов экономики, считают они.