Маяки укажут путь: на Сахалине появится новое туристическое направление
Известный байкер видит потенциал в путешествиях по навигационным башням островаВ сентябре текущего года состоялся первый этап проекта «Маяки Сахалина», организованного общественным деятелем, мотопутешественником, режиссером-документалистом, писателем Максимом Привезенцевым. С 5 по 19 сентября команда из 11 мотоциклистов проехала по 17 навигационным башням южной части острова. Задачи мотопробега – оценить потенциал подобных путешествий и обратить внимание властей на необходимость сохранения исторического наследия региона.
Второй этап намечен на 3 – 17 марта следующего года. В этот период путешественники собираются совершить поездку к маякам северной части острова – увидеть зимнюю эстетику и получить полное представление о состоянии сооружений. По итогам экспедиций Привезенцев планирует создать документальный фильм, выпустить роман «Маяки Сахалина: одиночество под звездами». А главное, разработать концепцию развития туристического потенциала региона, решающая роль в которой будет отведена именно навигационным башням. Представить ее он планирует в июле 2025 г.
На Сахалине насчитывается более 30 маяков, отмечает путешественник. Это сооружения, построенные в три разные исторические эпохи: во времена царской России, в японский период правления южной частью Сахалина [с 1905 по 1945 гг.], а также при советской власти.
Отойти от клише
Идея проекта родилась у Привезенцева в августе прошлого года, когда журналист одной из сахалинских газет обратился к нему с просьбой выразить свое отношение к маяку Анива. В ходе дискуссии путешественник высказал мысль, что этот, несомненно, достойный объект превратился в одно из клише, отвлекающих от богатой истории и красоты острова, мешающих развивать его туристический каркас. Маяк, оставшийся от японцев, в силу относительной доступности локации [четыре часа езды от Южно-Сахалинска] часто посещают блогеры и другие гости региона. Но есть и другие, не менее яркие объекты, подчеркивает Привезенцев.
«Клише Сахалина – это маяк Анива, Чехов, каторга [во второй половине XIX – в начале XX вв. сюда ссылали каторжников, писатель приезжал на остров в 1890-м году с целью исследований и литературного труда]. Причем я сам попался на них, когда в 2015 г. организовал путешествие на мотоцикле от Сахалина до Санкт-Петербурга по следам своего дедушки», – рассказывает мотопутешественник.
Дед байкера – Владимир Привезенцев – являлся сотрудником Дальневосточной киностудии. Написал книгу «Сахалинский репортаж. Вокруг острова на мотоциклах» (1957 г.), снимал документальные фильмы о Сахалине. В 1967 г. руководил мотопробегом «Ралли Родина» Южно-Сахалинск – Ленинград, по итогам которого создал документальный фильм «От Тихого океана до Балтики». Повторив маршрут родственника, Привезенцев выпустил книгу под названием «Ралли Родина. Остров каторги». Отдельная линия повествования в ней отводится пребыванию Чехова на Сахалине.
«Размышляя на тему клише и будущего острова, я пришел к выводу, что сегодня ему не хватает более многогранной визитной карточки. Мне показалось интересным рассказать людям о маяках Сахалина», – поясняет Привезенцев.
На подготовку проекта ушел год. Привезенцев подключил к нему научных консультантов – сотрудников институтов этнографии, языкознания. Путешественник планирует не только показать маяки и их расположение, но и изучить коренные народы, этнические особенности этих мест. За планировку маршрута, включая безопасность, логистику, обеспечение потребностей участников, стала отвечать команда из организации «Сахалин эндуро парк».
Все по плану, даже лучше
«Мы ехали без поломок. Изначально планировали посетить 16 маяков, но в итоге доехали до 17-го – до Анивы», – отмечает путешественник. Одно из самых ярких впечатлений во время мотопаломничества, по словам Привезенцева, оставил маяк Жонкиер. Это первая навигационная башня Сахалина, впоследствии трижды перестроенная.
Привезенцев выделяет также маяки Крильон и Тонин. Первому в этом году – 130 лет. Его уникальность в сохранившейся с первого дня французской линзе из горного хрусталя [элемент осветительного прибора маяка]. А еще сооружение находится на самом южном мысе Сахалина, с него видно японские острова. Маяк Тонин, расположенный на восточном побережье так же, как и Анива, представляет собой образец японской архитектуры. Он был построен в 1935 г. Это одно из немногих навигационных сооружений, оснащенных пневматическим звуковым сигналом. По словам путешественника, маяк остается в хорошем состоянии.
Сентябрьская экспедиция омрачилась лишь одним происшествием: Привезенцев упал с мотоцикла и сломал ключицу. Несмотря на это, руководитель проекта не сошел с дистанции, а последние три маяка проехал пассажиром в машине сопровождения.
«Первый этап прошел так, как планировали, даже лучше», – подчеркивает путешественник. Набралось много фото- и видеоматериалов. После общения со смотрителями маяков и более глубокого погружения в историю сооружений, Привезенцев даже пересмотрел структуру будущей книги. Главное – первая экспедиция дала уверенность в жизнеспособности проекта, отмечает его руководитель.
Брать и сохранять
Наиболее полное понимание о потенциале идеи даст второй этап путешествия, в который участники отправятся на сноубайках. В силу непростых погодных условий, характерных для сахалинского марта, он будет чуть скромнее по масштабам. Байкеры планируют посетить до семи маяков. Участников тоже будет меньше – до 10 человек. Но цель большая – не только познакомиться с башнями северной части острова, но и убедиться в том, что туристический сезон здесь может быть круглогодичным.
«Одно дело, когда ты сидишь дома и листаешь альбомы, книги, каталоги о Сахалине, Другое дело – когда стоишь на мысе, где расположен маяк, и видишь неповторимую красоту этих мест, которую нужно сохранять», – размышляет Привезенцев.
По его словам, оптимизм внушает и поддержка региональных властей.
«Надо предложить такую концепцию, чтобы она была интересна властям», – подчеркивает Привезенцев. Необходимо, по мнению мотопутешественника, сформировать предложения по пакетному туризму. Команда «Сахалин эндуро парка» уже готовит такой продукт для любителей мотоциклов и сноубайков. Автор проекта ожидает также повышения интереса со стороны автотуристов. Часть маяков, по его словам, можно показывать с кораблей, лодок, а также с помощью малой авиации. Необходимо будет вместе с властями выработать процедуру, позволяющую верифицированным турагентам уже сейчас проводить экскурсионные группы на маяки, добавляет Привезенцев.
Рост турпотока должен повысить интерес инвесторов к региону, а значит к маякам будут прокладываться дороги, сами сооружения – реконструироваться. Здесь появятся глэмпинги, сувенирные магазины и другая туристическая инфраструктура, считает путешественник.