Юлия Кучинская: «Каждый третий россиянин – автопутешественник»
Заместитель генерального директора «РН – Северо-Запад», управляющая многофункциональным комплексом «Владимировский» о том, зачем крупнейшая нефтяная компания страны развивает внутренний автотуризмСфера внутреннего туризма в России демонстрирует рекордные показатели: как следует из недавно опубликованных данных Российского союза туриндустрии, в 2023 г. россияне совершили 78 млн поездок – это исторический максимум. По прогнозам Ассоциации туроператоров России, рост продолжится и в текущем году, причем половина путешественников будет планировать свой отдых самостоятельно, не прибегая к услугам туроператоров.
На этом фоне большие перспективы для развития в России приобретает автотуризм, показывает свежее исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения. По результатам опроса, «россияне тяготеют к поездкам на дальние расстояния» и ориентированы на «комфортное путешествие с высокоразвитой дорожной инфраструктурой, мультимаршрутом и ночевкой в отеле или на базе отдыха». В этом сегменте рынка уже есть заметные игроки, включая топливные компании. О том, почему нефтяники обратили внимание на этот бизнес и что они могут предложить путешественникам, «Ведомости. Туризм» поговорил с заместителем генерального директора «РН – Северо-Запад» (входит в ПАО «НК «Роснефть») Юлией Кучинской.
– Все просто: компания «Роснефть» выстроила сеть АЗС, которая обладает самым большим географическим покрытием в нашей стране. Это около 3000 автозаправок более чем в 60 регионах России и странах ближнего зарубежья – огромные территории, огромные расстояния, которые преодолевают люди. Так что туристы, автопутешественники всегда были нашими клиентами. С ростом спроса и увеличением интереса к внутреннему туризму мы осознанно взялись за расширение ассортимента продуктов и услуг, ориентированных на эту аудиторию.
– Достаточно обратиться к статистике: по последнему опросу Федеральной службы государственной статистики, каждый третий россиянин – автопутешественник. Более того, значительная часть автопутешественников – это жители Северо-Западного федерального округа, которые путешествуют по Ленинградской области, Республике Карелии, Карельскому перешейку, побережью Ладоги. Север России становится очень популярным, востребованным направлением, поскольку здесь удивительная природа – ландшафт меняется по мере того, как вы движетесь с юга на север: лиственный лес сменяется хвойным, много озер, живописные скалы.
На Карельском перешейке очень красиво, много исторических и культурных достопримечательностей. Поэтому именно здесь мы реализуем крупные туристические и инфраструктурные проекты: развиваем сеть АЗС, построили загородный комплекс «Владимировский», провели полномасштабную реконструкцию Коневского Рождество-Богородичного монастыря и создали таким образом новый центр притяжения для туристов.
Юлия Кучинская
– Главное, что привлекает автопутешественников, – это свобода перемещения и выбора. Люди не хотят зависеть от расписаний поездов, самолетов, хотят сами выбирать, куда им ехать, где остановиться, что посмотреть. При этом путешествие на машине – это еще и возможность сэкономить, отдохнуть, не превышая определенный бюджет.
Мы видим, что часто автотуристы – это молодые пары, которые ищут приключений, и очень часто – семьи с детьми. Мы ориентируемся на их потребности: в частности, активно развиваем сеть автозаправочных комплексов «Роснефть» с кафе нового формата «Зерно». Там можно не только заправиться качественным топливом, воспользоваться быстрой зарядкой электромобилей или услугами станции техобслуживания, но и отдохнуть.
Наши кафе предлагают широкий ассортимент горячих блюд, включая супы, мясо, рыбу, – все, что нужно в пути, есть детское меню. Еще для маленьких путешественников на АЗК оборудованы игровые локации. Дополнительную выгоду получают участники бонусной программы «Семейная команда», которые могут расплатиться за топливо и сопутствующие товары баллами.
– Во-первых, люди, путешествующие на машине, ожидают, что смогут провести время максимально разнообразно: и от рутины отвлечься, и поучаствовать в мероприятиях, и что-то интересное увидеть, узнать, попробовать. Им хочется новых впечатлений, открытий: причем не только географических, но и, например, гастрономических. При этом сориентироваться на месте и составить оптимальный для себя маршрут бывает не так просто.
Поэтому компания «Роснефть» создала информационную туристическую платформу «Горизонты России: поехали с нами», где собраны самые интересные и необычные места – музеи, усадьбы, экопарки, центры развлечений, ремесел и т. д., а также гостиницы, рестораны и заправки. С ее помощью путешественник может выстроить личный комфортный маршрут. Вся информация интегрируется в «Яндекс карты», и турист по навигатору может двигаться из точки А в точку Б, зная, что по пути на наших АЗС он сможет получить все, что ему необходимо для комфортного путешествия.
– Северо-запад России – это водный край, здесь много рек, озер, причем как небольших, тихих, так и огромных, больше напоминающих море, – как, например, Ладога. Соответственно, у нас не только автотуризм, но и водный туризм очень развит.
На Ладоге мы построили загородный многофункциональный комплекс «Владимировский», который как раз ориентирован на работу с разными целевыми аудиториями. Хочу подчеркнуть, что это единственный четырехзвездочный комплекс на берегу Ладожского озера. По-настоящему уникальное место для тех, кто ищет гармонии с природой и ожидает при этом высокий уровень комфорта и сервиса. В отеле 146 номеров: от стандартного до президентского, спа-зона с тремя видами саун, ресторан северной кухни, тренажерный зал, пространства для деловых мероприятий. Постоянно появляется что-то новое, поскольку отель – это, на мой взгляд, живой организм, который меняется, развивается, дышит. Отдельно мы гордимся своей инфраструктурой: для автопутешественников у нас предусмотрен кемпинг на 10 парковочных мест, каждое из которых оснащено системами электро- и водоснабжения.
То есть туристы могут припарковать автодом, принять горячий душ, вкусно поесть, арендовать бунгало или номер в отеле. А потом при желании продолжить свой путь по воде. Рядом с отелем в бухте Владимировская у нас находится круглогодичная плавучая АЗС, речной вокзал с причалами, куда прибывают гости на яхтах и катерах, и слип для спуска и подъема плавсредств.
– Лично для меня очень важно, что компания «Роснефть» занимается не только развитием, но созданием новых туристических направлений и центров притяжения на северо-западе России.
Приведу пример: буквально в 30 минутах от бухты Владимировская находится остров Коневец. Там расположился Коневский Рождество-Богородичный монастырь – древняя обитель, история которой насчитывает более 600 лет, старейший оплот православия на Русском Севере. Долгое время он был если не забыт, то не так известен, как некоторые другие наши святыни. К тому же архитектурный ансамбль монастыря сильно пострадал в советское время и пребывал в упадке.
В 2021 г. компания «Роснефть» завершила масштабную работу по его реконструкции: здания были отреставрированы по архивным данным, росписи храмов восстановлены, кельи отстроены заново. Кроме того, «Роснефть» с нуля создала энергетическую, инженерную и транспортную инфраструктуру острова. Теперь на Коневце есть причал, рассчитанный на швартовку круизных лайнеров. Он доступен не только для паломников, но и для всех, кто интересуется культурой и историей Севера.
– Конечно, мы работаем не одни и очень заинтересованы в кооперации – как с регионами, так и с туристическими центрами. На данный момент компания «Роснефть» заключила соглашения о сотрудничестве в сфере автотуризма с 15 субъектами Федерации. В Северо-Западном округе наши партнеры – это Ленинградская область, Архангельская область, Новгородская область, Республика Карелия. Например, с Архангельской областью мы запустили автомаршрут «Дорога на Русский Север». Это невероятное путешествие по трассе М8 протяженностью 550 км – от Вельска до Архангельска, которое точно запомнится на всю жизнь. Сейчас готовим аудиогид по пушкинским местам в Гатчинском районе Ленинградской области.
Сотрудничество крупного бизнеса и регионов в сфере туризма необходимо, поскольку оно позволяет наиболее эффективно развивать инфраструктуру и экономику, создавать новые знаковые объекты и рабочие места. Компания «Роснефть» выступает амбассадором развития внутреннего автотуризма и нацелена на создание наиболее комфортных условий для автопутешественников. Я считаю, что нам правда очень сильно повезло, что мы живем в такой огромной стране и имеем возможность путешествовать, открывать для себя новые маршруты и неизведанные уголки нашей родины.