«К 2030 году рынок жилья и отелей превысит 1,5 трлн рублей»

Руководитель направления «Авито Путешествия» о перспективах отрасли и регулировании рынка посуточной аренды жилья
Пресс-служба Авито

В России появился новый сервис для бронирования всех видов жилья «Авито Путешествия». «Ведомости. Туризм» поговорили с руководителем направления Артемом Кромочкиным о создании продукта и ближайших планах, перспективах отрасли, а также о регулировании туристического бизнеса и рынка посуточной аренды жилья.

«Добавим 13 000 отелей к осени 2024 года»

– На «Авито» уже были и есть различные туристические услуги. Расскажите про сервис «Авито Путешествия»: что это за продукт и как вы к нему пришли? 

– «Авито» больше пяти лет работает на рынке туристического жилья и развивает сервис краткосрочной аренды квартир и загородных объектов. К 2021 г. у нас была самая большая база частных объектов размещения, а в 2022 мы начали адаптировать сервис под более привычный туристам формат онлайн-бронирования посуточного жилья. То есть отходить от доски объявлений в сторону сервиса, где сделка совершается полностью на платформе.

Запуская проект онлайн-бронирования, мы видели, что во всех государствах с развитой туриндустрией по такой модели работают лидеры сегмента краткосрочной аренды. Исключение ‒ французский классифайд Leboncoin, но и он уже тогда начал менять бизнес-модель. Запрос на изменения был и среди пользователей «Авито».

За период с лета 2022 г. по весну 2024-го мы полностью сменили бизнес-модель, теперь появилась возможность одобрения заявки арендодателем и расширили действие сервиса на новые типы жилья и регионы. Начинали всего с пяти субъектов РФ, а сегодня на платформе можно забронировать онлайн все посуточные квартиры и загородные объекты в любом регионе России.

– Почему вы решили выделить «Авито Путешествия» в отдельное направление?

– После появления системы онлайн-бронирования посуточного жилья и перехода на транзакционную модель путь пользователя стал сильно отличаться от того, с чем он сталкивался на «Авито Недвижимости» при покупке или долгосрочной аренде жилья. Это разделение давно назрело.

Решение носило практический и символический смысл. Практический состоял в том, что создание отдельного сервиса «Авито Путешествий» позволяет нам теперь точнее настраивать фильтры и создавать более таргетированные предложения для путешественников и арендодателей, сдающих жилье на короткий срок. Делать это без оглядки на другие сегменты недвижимости. Кроме того, с новым названием нам проще доносить до новых пользователей, что именно мы предлагаем. Это разделение поможет при проведении масштабных рекламных кампаний. Также новый бренд подразумевает отдельный раздел на сайте и новые точки входа: теперь гостям стало проще найти жилье для путешествий в поездках по России с помощью «Авито».

Символический смысл в том, что с запуском «Авито Путешествий» начинается новый этап развития проекта. Наша цель ‒ сделать сервис лидером для выбора выгодного предложения и безопасного бронирования любых типов размещения в поездках по России.

Все предпосылки для этого есть. Сегодня каждый день более одного млн человек ищет жильё для путешествий на «Авито», на платформе представлено около 300 000 объектов частной недвижимости для краткосрочного проживания ‒ это 80% от всех вариантов на рынке. А с осени 2024 г. можно будет забронировать номера в 13 000 отелей по всей стране. 

– 13 000 отелей ‒ это много или мало для российского рынка?

– Это более 70% предложений всех отелей и гостиниц России.

– Как вы намерены присоединить столько отелей? Ведете переговоры напрямую с сетями, например?

– Мы ведем переговоры с несколькими агрегаторами отелей. Так отпадает необходимость договариваться с отдельными сетями и объектами размещения. Все, кто уже сотрудничает с агрегаторами и предоставляет услуги через другие платформы, появятся и на «Авито Путешествиях». В будущем мы планируем также дать отелям возможность размещаться напрямую у нас.

ВЦИОМ: только 4% россиян планируют проводить отпуска за рубежом

Количество автопутешественников по России растет на 15% за год

– Почему решили развивать направление отелей?

– Это большой, интересный и очень перспективный рынок. По нашим подсчетам, в 2023 г. суммарно рынок отелей и частного жилья оценивался в 777 млрд руб., а к 2030 г. превысит 1,5 трлн руб. Внутренний турпоток за последний год вырос на 17%, по данным Росстата. В 2023 г. он стал рекордным и составил более 75 млн человек.

Кроме того, 55% наших пользователей в момент поиска жилья готовы рассматривать как частные варианты, так и отели. Мы хотим предоставить им максимальный выбор любого типа размещения в поездках по России.

– Способен ли местный рынок поддерживать такие темпы роста, или вы думаете, что бум внутреннего туризма скоро закончится?

– Я вижу много предпосылок того, чтобы рынок рос и развивался. Факторы, которые способствуют этому, ‒ ограничение авиасообщений с иностранными государствами, сложности с получением виз, большое количество невыездных граждан, рост стоимости заграничного отдыха. Все это делает отдых по стране более привлекательным. Согласно нашему недавнему опросу, только 5% россиян планируют проводить отпуска за рубежом в 2024 г. Данные ВЦИОМ схожи с нашими: по их опросам, путешествовать за рубеж планируют 4%.

В то же время отрасль растет, улучшается инфраструктура, появляются новые туристические направления. Государство стремится регулировать, но в то же время и поддерживать сферу внутреннего туризма: запускает программы, дает субсидии на инфраструктуру и так далее. В прошлом году компенсировалась часть стоимости авиабилетов, до сих пор государство помогает авиакомпаниям решить вопрос с дорогим топливом, чтобы цены на перелеты оставались приемлемыми. Все это в ближайшие годы будет двигать российскую туристическую отрасль вперед и вверх.

– Какие самые перспективные направления на внутреннем рынке туризма вы можете отметить?

– Одним из драйверов развития рынка станет автотуризм. Каждый год количество таких путешественников растет на 15%: им нужна инфраструктура в транзитных городах, которые раньше не считались популярными для туристов. Там, где не хватает отелей, появляются новые средства размещения ‒ те же глэмпинги. Выходит на рынок много посуточных домов и квартир.

Развиваются новые направления отдыха: агротуризм, промышленный туризм, экотуризм. По мере того, как переключившиеся на внутренний рынок россияне устанут от стандартных направлений, будут получать большее внимание поездки внутри своего региона в соседние города, где тоже можно интересно провести время.

Мы видим, что на рынке существует запрос на дополнительные варианты размещения. По статистике «Авито Путешествий», количество объектов частного размещения в России в прошлом году выросло на 23%. На платформе в сегменте посуточной аренды квартир предложение за год увеличилось на 38%, а в сегменте домов ‒ на 57%. Рост предложения, соответственно, обусловлен ростом спроса.

Первыми на рынке запустили страхование посуточных квартир

– Как при таком росте предложения отфильтровывать недобросовестных игроков в этом сегменте? Как будет обеспечиваться безопасность сделки для клиента? Какие у него будут гарантии?

– Безопасность сделки для нас крайне важна. Мы проверяем все частные предложения еще до появления на платформе. Владелец жилья или управляющий должен предоставить документы, подробное описание, а также снять непрерывное видео, начиная от угла дома с адресом, и показать полностью объект. Наши модераторы проверяют соответствие видео и описания. Если чего-то из обещанных вещей нет на видео, например: микроволновки или стиральной машинки, ‒ то арендодатель должен устранить несоответствия.

Доступ к предоплате арендодатель получает лишь через сутки после того, как гости заселились. Это защищает арендатора от каких-либо непредвиденных ситуаций. Например, если объект не готов к заселению. В таком случае клиент без проблем получит деньги обратно. Кроме того, на платформе можно оставить оценку и прочитать отзывы: «Все понравилось, владелец вежливый», условно. Ещё у нас есть круглосуточная поддержка, которая в режиме онлайн помогает гостям решить все вопросы. 

– Меры безопасности будут распространяться и на отели?

– Да. Путешественники смогут безопасно бронировать и оплачивать номер в отеле через «Авито». Связаться с платформой можно круглосуточно через поддержку.

– А какие-то гарантии и защита есть для частных арендодателей? Если гости были буйны и побили посуду, например?

– Да, «Авито» страхует жилье на все время пребывания гостей: как от угрозы пожаров, затоплений, так и каких-то повреждений имущества, например, если жильцы прожгли диван. Кроме того, мы ведем и превентивную работу: собственники или управляющие квартир и домов могут выставить оценки и написать отзывы на жильцов. Они не отражаются в публичном доступе для гостей, их видят только хозяева жилья и могут отказаться от совершения сделки, если их насторожит рейтинг туристов.

Кстати, мы были первыми на рынке, кто запустил сервис страхования посуточных квартир. До «Авито» такого продукта в портфеле страховых компаний в России просто не существовало. Нам пришлось плотно работать со страховыми и вместе обсуждать критерии и разные нюансы. Например, в историческом центре Петербурга много посуточных квартир в старых домах с деревянными перекрытиями и старой проводкой ‒ с такими вводными были готовы работать далеко не все страховые. Чтобы такое жилье тоже было застраховано, мы подключили двух дополнительных партнеров.

– Страхование рисков ‒ базовая вещь для бизнеса. Удивительно, что еще пару лет назад такого продукта не было. Расскажите, в чем вы видите преимущества цифровых туристических сервисов по сравнению с классическими турфирмами?

– Могу выделить несколько преимуществ. Во-первых, мы даем возможность запустить свой бизнес в сфере туристического жилья любому человеку. Нужно всего лишь подготовить жилье к сдаче, обеспечить его всем необходимым для гостей, а после разместить объект на «Авито» и начать привлекать путешественников. Это очень низкий порог входа в предпринимательство. Во-вторых, такой сервис создает возможности простого, быстрого и удобного самостоятельного бронирования жилья для поездок, а еще с помощью сложных алгоритмов проверок мы повышаем безопасность сделок через платформы. Такой вариант более надежен, чем перевод денег на карту напрямую. Третий момент ‒ благодаря широкому покрытию найти подходящее жилье на «Авито» можно даже в самом отдаленном уголке страны.

План ‒ стать лидером на высококонкурентном рынке

– Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке онлайн-сервисов путешествий?

– Рынок онлайн-бронирования туристического жилья высококонкурентный. На нем присутствуют компании, которые уже много лет развиваются в сегменте как отельного контента, так и частного жилья. Также активно выходят новые игроки, совершаются сделки по слиянию и поглощению. Бизнес из других отраслей тоже смотрит на этот рынок. Конкуренция – двигатель развития, и в целом такая ситуация выигрышная прежде всего для путешественников.

– Какую долю рынка онлайн-продаж путешествий хотите занять в ближайшей перспективе?

– Подход нашей компании – занимать лидирующие позиции на любом рынке, куда мы выходим. Мы будем стремиться именно к этому.

– Почему вы считаете, что сможете добиться таких результатов?

– Для этого есть несколько предпосылок. У бренда «Авито» высокая узнаваемость. Путешественники знают, что на нашей платформе могут снять жилье на короткий срок, и рассматривают сервис как одно из мест, где можно забронировать квартиру или загородный дом. Теперь мы предоставим более широкое предложение: люди смогут одновременно посмотреть и предложения по отелям. Весь мир стремится к омниканальности, потому что пользователям удобнее все вопросы решать в одном месте, в одном приложении. Мы даем эту возможность.

Добиться успеха нам помогут выделенные ресурсы на продвижение нового сервиса, обновленная программа лояльности с кешбэком, где пользователи могут вернуть бонусами до 15% от стоимости брони и в течение полугода потратить их на другие бронирования, оплату доставки «Авито» или услуги продвижения и размещения на платформе.

Также у нас опытная команда IT, которая за последние два года запустила систему онлайн-бронирования и проработала меры безопасности, которые повысили доверие путешественников и арендодателей друг к другу, а также к самой платформе.

– Сколько человек работает над «Авито Путешествиями»?

– Более 300 сотрудников сегодня развивают «Авито Путешествия». Также мы привлекаем команду AvitoTech, которая разрабатывает и поддерживает сервисы «большого» «Авито». В ней работают более 1300 инженеров.

– Интересен ваш взгляд на команду. Как вы считаете, кем должен создаваться цифровой продукт? 

– Создавать цифровые продукты должны команды и компании, которые действительно в этом эксперты: разбираются в рынке и имеют опыт создания цифровых платформ. По сути, задача подобных платформ – соединять у себя арендодателей и путешественников. Главное ‒ делать для гостей процесс выбора и бронирования жилья очень простым, безопасным и выгодным, а для арендодателей разрабатывать эффективные и удобные инструменты ведения и развития бизнеса.

– Собираетесь выходить с этим сервисом в другие страны, например в ближнее зарубежье?

– Таких планов нет, «Авито» ‒ российская платформа, и мы ориентированы прежде всего на внутренний рынок. 

Развитие всего рынка онлайн-путешествий и дальнейшее обеление отрасли

– Больной вопрос для многих отельеров: будет ли на платформе устанавливаться паритет цен (за который в 2021 г. Booking.com по решению ФАС заплатил оборотный штраф в 1,5 млрд руб.)?

– Мы не сторонники навязывания отелям невыгодных условий договоров, в том числе установки запретов по сдаче номеров напрямую по более низкой стоимости, чем на сайте платформы. У нас другой подход. Мы стараемся обеспечить выгоду для своих пользователей за счет новой программы лояльности и других сервисов. Также планируем интегрировать сервисы рассрочки на бронирование жилья и включить специальные предложения для клиентов от компаний-партнеров: банков, авиакомпаний и так далее. Например, «Авито» уже работает с Т-банком, Альфа-Банком и другими. 

– Вы уже вступили в Ассоциацию туристических агрегаторов (АТАГ: МТС Travel, Ostrovok, Tutu и «Яндекс Путешествия»)? Что из ее целей и ценностей вы разделяете (если разделяете)?

– Мы активно работаем в этом направлении. Уже сегодня наша команда активно взаимодействует с коллегами по отрасли по вопросам, связанным с регулированием рынка онлайн-бронирования путешествий, и планируем далее участвовать в открытом диалоге по важным для отрасли вопросам.

– Эксперты считают, что в скором времени рынок ждут изменения, регулирующие деятельность агрегаторов на законодательном уровне. Как вы считаете, агрегаторы путешествий должны нести ту же ответственность, что и туроператоры и турагенты?

– Рынок онлайн-платформ туристического жилья очень конкурентный, и государство, насколько мы понимаем, в такой ситуации стремится создать общие для отрасли правила. Мы участвуем в дискуссиях на эту тему, привносим свою экспертизу и, конечно, нацелены работать в рамках закона.

При принятии решений государству важно учитывать особенности деятельности разных игроков и их бизнес-модели. Например, в отличие от туроператоров и турагентов сервис «Авито Путешествия» сфокусирован на онлайн-бронировании именно жилья и не затрагивает, например, трансфер до места проживания. Таких нюансов много. Так что и регулирование должно быть сбалансированным.

– А как вы относитесь к идее законодательных изменений с целью обеления отрасли краткосрочной сдачи жилья?

– За последние годы рынок краткосрочной аренды сильно обелился. Это стало возможным и благодаря реализации государством специального налогового режима для самозанятых граждан, и благодаря появлению и развитию цифровых сервисов.

Мы видим, что отрасль сама стремительно выходит из тени, растет количество профессиональных игроков на рынке краткосрочной аренды. По данным исследования «Опоры России», в 2023 г. в краткосрочной аренде доля легального сектора составила 76%, в то время как 15% из тех, кто сдает помещения как частное лицо без официального статуса, планируют зарегистрироваться как плательщики налога на профессиональный доход, то есть как самозанятые.

Правильнее всего в такой ситуации помогать развиваться, не принимать поспешных решений, которые могут ухудшить ситуацию в сегментах посуточной аренды квартир и загородного жилья. Прислушиваться к мнению бизнеса, который работает на этом рынке.

Такие объекты помогают закрывать потребность в новых местах размещения на быстро растущем рынке внутреннего туризма и активно включаются в экономику регионов. Важно это поддерживать и думать над практиками, стимулирующими обеление.

Наличие дополнительных мест размещения путешественников ‒ история не только про досуг и развлечения. Это направление важно развивать и с социальной точки зрения. Например, есть люди, которые приезжают на лечение, ‒ так называемые медицинские туристы. Им важно останавливаться в максимальной близости к клинике. Есть волонтеры, студенты и школьники, которые приезжают поступать в университеты, и так далее.

– К слову, о волонтерах. «Авито Путешествия» помогают отряду «ЛизаАлерт». Расскажите об этом подробнее.

– Все верно, мы два года сотрудничаем с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт». Обеспечиваем добровольцев жильем на время поиска людей и прохождения курсов. Ищем варианты поближе к нужной локации, чтобы волонтеры не тратили свои силы на быт и логистику. За два года помогли разместиться около 170 раз, 18 раз это были поиски людей, в том числе детей и подростков.

Еще мы используем «Авито» в качестве площадки для сбора средств на нужные для волонтеров вещи. Поисковые операции часто идут в сложных погодных условиях и по ночам, добровольцам необходимо специальное снаряжение. Нашим приложением пользуются миллионы человек, и для партнера мы выступаем бесплатной площадкой для таких некоммерческих объявлений.

Нам кажется, что это очень важное сотрудничество. Мы часть общества и хотим вносить свой вклад, чтобы жить становилось проще и безопаснее, а попавшие в беду люди получали помощь и поддержку. И это пример того, почему всем участникам на рынке нужно с уважением относиться друг к другу и вместе развиваться.