В речные круизы в 2023 году отправилось 750 000 россиян

Дальнейшему росту рынка мешает отсутствие инфраструктуры, говорят эксперты
В водном туризме у российских потребителей наиболее востребованы речные круизы выходного дня
В водном туризме у российских потребителей наиболее востребованы речные круизы выходного дня /Сергей Киселев / Агентство «Москва»

По данным Ассоциации туроператоров России, речной круизный сезон 2023 г. показал рост турпотока до 20% по сравнению с прошлым годом. В многодневных путешествиях на теплоходах приняло участие около 750 000 россиян, тогда как в 2022 г. круизы купило только 600 000 туристов. Представители рынка также оценивают навигацию 2023 г. как успешную. В среднем по сезону загрузка бортов составила 75–85%, а в пиковые летние месяцы этот показатель доходил до 90%.

На фоне ограниченного авиасообщения с зарубежными странами растет спрос на внутренний туризм, в том числе на речные круизы, объясняет генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. В 2022 г. «Дельфин» смог увеличить продажи на речные круизы на 25%, в сезоне 2023 г. рост спроса уже составил 20%. «По нашей компании мы оцениваем годовой рост выручки примерно в 17%», – подтверждает глава комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ) по круизному туризму, генеральный директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев. Московская компания «Водоходъ» обслужила в 2023 г. 138 000 туристов, что на 14% больше, чем в 2022 г., сообщили «Ведомостям» в компании.

Три дня на воде

Как говорит эксперт РСТ, гендиректор круизного агрегатора «Инфофлот» Андрей Михайловский, наиболее востребованы у туристов круизы выходного дня: «Так было всегда и, видимо, будет – потому что решение можно принять буквально накануне, не надо брать отпуск, никаких особенных сборов. И цена минимальная». Такой сценарий популярен, например, в Москве, где для туристов работают два речных вокзала – Северный и Южный (последний возобновил свою работу весной 2023 г. после почти 20-летнего перерыва). Северный порт объединяет туристическими маршрутами Москву с 90 городами России, среди которых Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Самара и др. От Южного порта круизеры идут в 30 городов – Нижний Новгород, Уфу, Коломну, Рязань и др. В пятницу судно отправляется в один из древних русских городов, расположенных недалеко от столицы (например, Углич, Тверь или Мышкин), и прибывает туда в субботу утром. День туристы проводят на экскурсии, а вечером возвращаются на борт, чтобы отплыть обратно в Москву.

Кирилл Зыков / Агентство «Москва»
/Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

На втором месте по популярности, по данным Михайловского, круизы Москва – Санкт-Петербург. Например, такое путешествие на теплоходе «Игорь Стравинский» от компании «Донинтурфлот» займет семь дней. Маршрут включает стоянки в Угличе, Горице, в деревне Мандроги, на острове Кижи в Онежском озере и острове Валаам в Ладожском озере.

Третье место по популярности занимают 4–7-дневные круизы по городам Золотого кольца. Так, круизная компания «Созвездие» предлагает за шесть дней посмотреть Углич, Ярославль, Кострому, Тутаев, Рыбинск и Калязин с его знаменитой колокольней, поднимающейся прямо из воды. В каждом городе корабль делает остановку на 3–4 часа.

Основа российского речного круизного флота – теплоходы, построенные еще в 1980-е гг., но судоходные компании следят за своим флотом и проводят его реновацию. К тому же в последние годы на воду выходят и новые суда – это «Петр Великий», «Мустай Карим», «Сура». В сезоне 2023 г. по маршруту «Московская кругосветка» протяженностью более 2000 км (Москва – Нижний Новгород – Москва) в первый раз отправился трехпалубный теплоход «Золотое кольцо» вместимостью в 180 пассажиров, построенный на судостроительном заводе «Лотос» в Астрахани.

Денис Гришкин / Агентство «Москва»
/Денис Гришкин / Агентство «Москва»

Стоимость круизов в 2023 г. почти не отличалась от 2022 г. и зависела от класса теплохода. В недорогом сегменте работали компании ГАМА, «Мостурфлот» – цена за круизодень в среднем составляла 7000–8000 руб. на человека. Средний сегмент можно было встретить у компаний «Донинтурфлот», Fun & Sun, у которых цена за сутки начинается от 12 000 руб. Самыми дорогими стали круизы компании «Водоходъ» – стоимость каюты топового теплохода «Мустай Карим» начиналась от 20 000 руб. на человека в день.

Надежда на причалы

При этом эксперты ожидают неизбежного подорожания круизов в сезоне 2024 г. на 15–20% в связи с резким ростом стоимости дизельного топлива, а также повышением расходов на питание и экскурсии на маршрутах. «Еще летом 2023 г. рост цен на круизы будущего года составил 10%. В июле стоимость дизельного топлива неожиданно выросла на 30–40%, что не закладывалось в первоначальные бюджеты компаний и сильно ударило по доходам. Одновременно повысились цены на продукты питания примерно на треть и на столько же – на экскурсионное обслуживание на берегу», – отметил Михайловский из «Инфофлота».

Несмотря на все сложности, 2024 год обещает стать успешным. Туроператоры сообщают, что к началу февраля выросло число ранних бронирований на сезон 2024 г. У некоторых рост составил до 50% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. «Круизы сейчас расходятся очень хорошо. И, что нас особенно радует, появилось много новых турагентств, планирующих продавать круизы. Это те, кто в 2023 г. не решился взяться за новый продукт, а сейчас готовы, потому что о круизах спрашивают клиенты», – рассказывает Михайловский.

Софья Сандурская / Агентство «Москва»
/Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Круизные компании, в свою очередь, готовятся предоставить путешественникам как уже полюбившиеся маршруты, так и новинки. Компания «Водоходъ» планирует обслужить 142 000 круизных пассажиров и предложить им разнообразные варианты путешествий. Среди них отдых в Пермском крае на теплоходе «Виссарион Белинский», экспресс-формат «Енисейской экспедиции» на теплоходе «Максим Горький» 5* класса Wild Life с джип-туром на плато Путорана, тур по Байкалу с проживанием в глэмпинге и многое другое.

А компания Fun & Sun рассчитывает на рост числа клиентов на 30%, сообщили в пресс-службе.

Однако не стоит забывать о сдерживающих факторах, которые только предстоит преодолеть круизной отрасли, говорит гендиректор компании «Водоходъ» Ришат Багаутдинов. Например, по многим маршрутам не получается увеличить число рейсов даже при наличии спроса. Судно в период навигации может проходить участок на Волге в Нижегородской области от Городца до Балахны раз в три дня в зависимости от режима попусков с Нижегородской ГЭС. Сейчас ведется строительство дополнительной камеры шлюза № 15а и масштабное дноуглубление, что в будущем позволит расширить частоту и географию круизов. Говоря о развитии круизного бизнеса на Байкале, Багаутдинов отметил отсутствие там причальной инфраструктуры: «Будут появляться причалы – бизнес будет строить под них флот. Понятно, что начинать это должно государство».