В России развивается придорожный сервис

На российских магистралях вместо автозаправок появляются многофункциональные центры
ПАО «НК «Роснефть»
ПАО «НК «Роснефть»

Привычные автозаправочные станции (АЗС) на крупных магистралях уступают место многофункциональным центрам, где путешественник может не только заправить автомобиль, но и отдохнуть, купить необходимое и даже заняться спортом.

В первую очередь такие комплексы строятся на федеральных трассах с большим потоком туристов, поскольку развитие придорожного сервиса входит в концепцию развития автотуризма до 2035 г.

Почти половина россиян (46%) во время путешествия на автомобиле хотят иметь возможность останавливаться в местах с удобной ночевкой, хорошим питанием, автосервисами и медпунктами, следует из недавнего опроса ВЦИОМа. Около трети респондентов готовы довольствоваться удобствами попроще: АЗС с туалетами, точками питания и отдыха. И лишь 15% согласны на самый минимальный набор услуг придорожного сервиса: им достаточно только заправок и туалетов.

Как свидетельствуют данные другого опроса, желания автотуристов пока не совпадают с реальностью. 63% россиян, посещавших АЗС, сталкивались с проблемами, выяснил аналитический центр НАФИ. При этом 24 и 22% опрошенных хотели бы видеть на заправках больше аптечных пунктов и уборных соответственно. Наиболее популярные пожелания – наличие шиномонтажа (16%), мойки (12%) и дополнительных парковочных мест (12%). Самыми требовательными оказались путешественники в Дальневосточном федеральном округе: им нужно больше продуктовых минимаркетов, более широкий ассортимент товаров для автомобилей, а также детские площадки.

«АЗС перестали быть просто заправками. Теперь это многофункциональные центры, в которых можно получить все больше полезных услуг», – отметила директор направления исследований в сферах туризма и транспорта НАФИ Ирина Иванкова. Расширение сервисов станет драйвером развития автотуризма в России, уверена эксперт.

Спрос на разнообразные услуги для водителей и пассажиров способствует развитию нового формата современной АЗС. В России стали появляться многофункциональные зоны (МФЗ) дорожного сервиса: на одной территории могут располагаться бензоколонки и электрические зарядные станции, фудкорт и торговый пункт, аптека и комната матери и ребенка, просторные туалеты и душевые. Создание территорий комплексного обслуживания автомобилистов как одно из необходимых условий прописано в принятой правительством РФ в апреле 2024 г. концепции развития автомобильного туризма.

Перспективы современных дорог

По данным Минтранса РФ, сеть федеральных дорог в России составляет 61 000 км, на которых размещено более 12 000 объектов дорожного сервиса (ОДС). Среди них 180 МФЗ, из которых 101 обладает большим набором дополнительных услуг. Помимо АЗС новые комплексы включают кафе, игровые площадки для детей, мотели и т. д. При этом, согласно информации Российского топливного союза, в стране действует 23 000–24 000 АЗС.

К 2025 г. на популярных туристических маршрутах должна появиться еще 21 МФЗ, а к 2030 г. в России планируют построить более 160 МФЗ, отмечается на сайте Минтранса. В министерстве подчеркивают, что ввод в строй современных ОДС и МФЗ происходит синхронно с открытием новых трасс. В частности, по шесть МФЗ будет размещено на новом направлении автомобильной дороги А-289 в Краснодарском крае и на обходе Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане. Еще четыре – на обходе населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново (трасса М-7 «Волга») в Башкирии и две МФЗ ‒ на обходе Волгограда.

Чтобы обеспечить автотуристам комфортные условия, в стране необходимо создать еще около 470 таких зон, говорилось на панельной сессии «Расширение межрегиональных маршрутов, транспортной доступности и развитие придорожной инфраструктуры» туристического форума «Путешествуй!» в июне этого года в Москве. Только вдоль трассы «Восток» планируется построить 76 МФЗ, заявлял на ПМЭФе год назад вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Потребность в МФЗ особенно велика на федеральных трассах с высокой интенсивностью движения, считает партнер практики «Нефтегазовый сектор» Strategy Partners Денис Бурак. Эксперт отметил, что эта потребность будет определяться в том числе скоростью строительства и ввода в эксплуатацию ключевых федеральных транспортных коридоров.

«По нашей оценке, для полного покрытия потребностей водителей и повышения уровня комфорта на дорогах необходимо обеспечить наличие МФЗ на федеральных трассах на расстоянии не менее 150 км друг от друга», – рассказал Бурак. По его мнению, это позволит водителям чувствовать себя уверенно, так как в пределах полутора-двух часов езды они смогут найти место для отдыха, заправки и получения необходимых услуг. К слову, на платной автомагистрали М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург, МФЗ расположены через каждые 50–70 км.

На всех новых платных магистралях госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») сразу выделяет место под МФЗ, рассказал заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. По его словам, МФЗ в первую очередь строятся на федеральных трассах с большим потоком туристов. Они уже есть или запланированы на таких направлениях, как Валдай, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, на трассах, входящих в маршруты Золотого кольца, а также на южном направлении.

Законодательная поддержка

Пока в России не существует стратегии развития топливно-заправочной отрасли и генеральной схемы размещения объектов АЗС, отметил Гусев. «У «Автодора» есть план размещения объектов придорожного сервиса, но сами заправки пока не имеют стратегических документов», – сообщил эксперт.

МФЗ, строительство которых в стране ведется уже почти 10 лет, до сих пор не упоминаются в каких-либо нормативных документах: российскому правительству только предстоит ввести в законодательство понятие «многофункциональная зона дорожного сервиса». Сделать это нужно до середины декабря 2024 г. Соответствующее поручение было дано президентом России 24 июля. К этому же времени правительству предписано установить требования к составу такой зоны.

Необходимый проект поправок в российское законодательство подготовлен: в январе Минтранс разработал законопроект, который должен определить нормы размещения подобных объектов вдоль автодорог, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, сообщается на сайте министерства. С этой целью планируется внести изменения в Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Согласно законопроекту, вдоль автомобильных дорог первой категории (трассы с высокой интенсивностью движения и имеющие не менее четырех полос движения) объекты дорожного сервиса могут размещаться исключительно в составе МФЗ. «Это позволит минимизировать количество примыканий к таким автодорогам, а следовательно – уменьшить вероятность снижения скоростного режима, возникновения дорожно-транспортных происшествий», – говорится в документе.

Проекты бизнеса и государства

Строительство больших МФЗ под силу крупному бизнесу, их возведением занимаются вертикально интегрированные нефтяные компании, обратил внимание Гусев. В России небольшим частным игрокам такие масштабные проекты сложно осуществить, считает он. По оценке эксперта, если строительство простой АЗС обходится в 150 млн руб., то создание МФЗ требует около 500 млн руб.

Логично, что именно нефтяные компании реализуют крупные сервисные проекты на трассах страны.

Компания «Роснефть» принимает активное участие в развитии внутреннего автотуризма и последовательно улучшает придорожные сервисы для автопутешественников. При этом особый акцент делается на повышении скорости обслуживания и расширении перечня услуг и предложений, предоставляемых на АЗС. «Роснефть» располагает одной из крупнейших сетей розничных продаж на территории России и охватывает 61 регион, а сеть АЗС компании включает около 3000 станций. До конца 2025 г. «Роснефть» планирует завершить строительство 14 автозаправочных комплексов на ключевых федеральных трассах, среди которых М-11 «Нева», М-12 «Восток», ЦКАД и А-289 «Краснодар – Керчь», рассказали в компании.

Для «Роснефти» развитие сервисов для автомобилистов – это и строительство гостиничных комплексов. Например, в 2021 г. на Ладожском озере открылся четырехзвездочный загородный отель «Владимировский». Рядом с ним – АЗС нового формата, где можно заправить автомобиль всеми видами топлива, зарядить электромобиль и перекусить в кафе. В отеле ждут как «классических» автотуристов, так и обладателей автодомов, для которых оборудована обширная зона кемпинга. Парковочные площадки оснащены электро- и водоснабжением, для гостей кемпинга также предусмотрены бунгало и банный комплекс.

Еще одна подобная туристическая точка – придорожный отель «Чудово». Он открылся после реконструкции в конце прошлого года на федеральной трассе М-10 «Россия» между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом. Как и во «Владимировском», там можно расплатиться в том числе и баллами программы лояльности АЗС «Роснефти» «Семейная команда», что является дополнительным стимулом при выборе места стоянки для клиентов «заправок» компании.

«Роснефть» также на постоянной основе расширяет сотрудничество с сервисом «Яндекс заправки». На сегодняшний день клиенты могут бесконтактно заправиться более чем на 2600 АЗС «Роснефти».

В конце 2021 г. «Лукойл» на автомагистрали М-11 запустил пилотные автозаправочные станции. Многофункциональные АЗС расположены на 23-м км от Москвы по пути в аэропорт «Шереметьево» и на въезде в Москву. Проект реализован совместно с концессионером головного участка автомагистрали М-11 ООО «Северо-Западная концессионная компания» при поддержке «Автодора».

Учитывая высокую капиталоемкость проектов, основополагающим фактором при их реализации должна быть государственная поддержка участников рынка, считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. По его мнению, она может включать строительство переходно-скоростных полос, которые передаются в пользование владельцев автодорог, и подведение электричества к земельным участкам, при необходимости с реконструкцией объектов сетевого хозяйства.

По словам Бурака, чтобы заинтересовать бизнес, необходимо обеспечить предоставление налоговых льгот и субсидий для компаний, инвестирующих в развитие инфраструктуры МФЗ. Кроме того, нужны партнерские программы, обеспечивающие сотрудничество с крупными сетями ресторанов, кафе, магазинов и сервисных компаний для создания привлекательных условий аренды и размещения их точек на территории МФЗ.