В России растет популярность промышленного туризма
Он открывает новые возможности знакомства с реальным бизнесом и производствомИзвестная фраза «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» в полной мере относится к экскурсии на любое предприятие. Неважно, крупное ли это промышленное производство, скажем, Магнитогорский металлургический комбинат, или уникальный объект инфраструктуры, например, космодром «Восточный». Это может быть знакомство с народно-художественным промыслом на Жостовской фабрике декоративной росписи, посещение фермы по производству молока компании «Эконива» или семейная улиточная ферма «Мама Дема». В любом случае речь идет о промышленном туризме. Его популярность в России растет, хотя доля в российском внутреннем туризме, по экспертным оценкам, пока весьма скромна – всего 1%.
История промышленного туризма в России берет начало еще в XIX веке. Тогда проводились обучающие экскурсии на предприятия, в основном, с целью просвещения и профориентации. В советское время промышленный туризм также помогал популяризировать достижения науки, промышленного развития, повысить престиж рабочих профессий – и стал значимым направлением экскурсионной работы в стране. В современной России этот вид туризма не исчез, выполняя, главным образом, задачи профориентации.
Согласно утвержденной в 2019 г. Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г., промышленный туризм – посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему. Государство декларирует, что этот вид туризма становится важным элементом социально-экономического развития территорий, а также эффективным способом решения бизнес-задач для предприятий различных отраслей, является составляющим элементом профориентационной работы и способом привлечения ценных специалистов.
Созданием инфраструктуры поддержки и популяризации промышленного туризма с 2019 г. занимается Агентство стратегических инициатив (АСИ). В помощь регионам и предприятиям была разработана специальная методология развития с пошаговыми инструкциями, проводилось обучение и консультации. В результате инициативы АСИ появились 20 пилотных регионов-участников проекта по развитию этого вида туризма и более 100 запущенных на предприятиях экскурсионных программ.
Следующим этапом стало создание в августе 2021 г. акселератора по развитию промышленного туризма «Открытая промышленность» в регионах РФ. Это обучающий интенсив для команд, отобранных на конкурсной основе. Участвовать могут представители региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, промышленных предприятий, государственных корпораций, туристических компаний, особых экономических зон и технопарков, некоммерческих организаций и т. д. Они формируют стратегию развития промышленного туризма в регионе, разрабатывают и реализуют экскурсионные маршруты. Существенное внимание уделяется партнерскому взаимодействию, обмену опытом, формированию межрегиональных программ и обмену туристическими потоками. Участниками интенсива на середину 2024 г. стали 73 субъекта РФ, 500 предприятий, было создано 5 региональных центров компетенций по промышленному туризму. С 2022 г. АСИ при поддержке Минпромторга разработало онлайн-путеводитель по промышленным экскурсиям «Все на завод!». Это постоянно обновляемый сайт, аккумулирующий информацию об экскурсиях на производства, предлагаемых участниками «Открытой промышленности». Отмечу, что большинство экскурсий бесплатны.
Приведу несколько примеров экскурсионных программ. Так, экскурсия «Быстра – ты космос!» на Быстринский горно-обогатительный комбинат, разрабатывающий в Забайкальском крае одно из крупнейших полиметаллических месторождений в мире, позволяет гостям отследить весь путь руды от добычи до упаковки готовой продукции. Есть возможность побывать в вахтовом поселке и познакомиться с бытом и досугом сотрудника комбината. Еще один пример – посещение «Краснокамской фабрики деревянной игрушки» в городе Краснокамске Пермского края. Экскурсия «Магия рождения игрушки» позволяет гостям увидеть все этапы создания игрушек от деревообработки до сборки готового изделия. Филиал АО «Ситиматик» в Чебоксарах предлагает бесплатную экскурсию на мусороперегрузочную станцию. Там туристы в режиме реального времени знакомятся с полным циклом работы предприятия, системой контроля и учета поступающих на обработку отходов, а также особыми сотрудниками станции – хищными птицами, которые отпугивают чаек, ворон и галок. Гости также посещают необычный мини-музей: в нем представлена коллекция интересных вещей, найденных во время сортировки отходов. Можно увидеть, как современные технологические решения позволяют извлекать из общего потока отходов тысячи тонн вторсырья, которое возвращается к людям в виде полезных предметов.
Музеи существуют не только на заводах по сортировке мусора или выпуску товаров народного потребления, но и на крупных промышленных предприятиях. Например, есть интересный музей развития электросетей в центральном офисе компании «Россети Московский регион» в Москве или музей драгоценных металлов при заводе и офисе «Красцветмет» в Красноярске.
Важно, что для туриста посещение предприятий открывает широкие возможности знакомства с реальным бизнесом и производством. Зачастую компании заинтересованы в промышленном туризме: он способствует как повышению их имиджа и инвестиционной привлекательности, так и привлечению персонала.