Как живет бизнес-империя баскетболиста Коби Брайанта после его смерти
Ванесса Брайант продолжает заниматься проектами мужа и увеличила семейное состояние до $700 млн
26 января исполнилось ровно пять лет со дня трагической гибели Коби Брайанта. Тогда спортивное сообщество было потрясено известием о том, что пятикратный чемпион Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) погиб в авиакатастрофе вместе со своей дочерью Джианной и еще семью пассажирами.
Частный вертолет Брайанта разбился в 48 км от Лос-Анджелеса. 41-летний экс-защитник «Лос-Анджелес Лейкерс» направлялся в аэропорт Камарильо для участия в благотворительном баскетбольном матче.
По данным Forbes, на момент смерти состояние Брайанта оценивалось в $600 млн, из которых только $320 млн он заработал за 20-летнюю карьеру в НБА. Наследие Коби простирается далеко за пределы его карьеры на баскетбольной площадке. «Ведомости. Спорт» рассказывает, как великий баскетболист проявил себя в деловом мире, а также, как живет его бизнес-империя сейчас.
«Творческий провидец»
Завершив баскетбольную карьеру в 2016 г., Коби Брайант был одним из самых высокооплачиваемых игроков в истории НБА. Тем не менее это был лишь один из источников его дохода.
Бывший товарищ Коби по «Лейкерс» Мэтт Барнс рассказал на кинофестивале Uninterrupted о разговоре с пятикратным чемпионом НБА. Брайант сказал Барнсу, что его бизнес-планы на ближайшие 20 лет «поднимут его так высоко», что фанаты забудут о его карьере в НБА. «Он был невероятно умным и настойчивым в стремлении стать величайшим в бизнесе. Коби планировал перенести свою знаменитую трудовую этику, известную как «Ментальность Мамбы», в деловую сферу. Вся его концентрация и дисциплина, которые он демонстрировал на площадке, были направлены на его бизнес-инициативы», – добавил Барнс.
Первым крупным бизнес-проектом Коби стала компания Bryant Stibel Investments, основанная в 2013 г. совместно с предпринимателем Джеффом Стибелем. Венчурная компания сосредоточилась на поддержке стартапов в области технологий и медиа. За менее чем семь лет Брайант и Стибель увеличили активы компании с $100 млн до $2 млрд. Стибель называл Коби «более чем партнером-основателем» и «творческим провидцем, который быстро стал опытным предпринимателем и инвестором».
Bryant Stibel Investments вложила средства в создателя игры Fortnite Epic Games, компанию цифровых платежей Klarna и фирму по производству товаров для дома The Honest Company. Кроме того, компания Брайанта также владеет акциями IT-гигантов Dell и Alibaba. После смерти Коби его акции перешли к вдове, Ванессе, которая не участвует в управлении компанией. Стоит отметить, что Bryant Stibel Investments продолжает объявлять об инвестициях и после смерти баскетболиста.
«Нужно искать сильных предпринимателей, готовых развивать свои стартапы – это действительно ключ для нас – находить людей и общаться с ними, – говорил Брайант в интервью CNBC. – Да, важно видеть отдачу, верно? Но также важно иметь отличные отношения с нашими инвесторами и предпринимателями, помогая им расти и добиваться успеха. Если всего этого нет – это плохая инвестиция».
Главной сделкой Коби называют инвестицию в бренд спортивных напитков BodyArmor. Согласно данным The Wall Street Journal, в 2013 г. защитник «Лейкерс» приобрел 10% акций компании за $6 млн. BodyArmor рекламировал свою продукцию как более здоровую альтернативу конкурентам. Бренд вырос до такой степени, что компания Coca Cola выкупила BodyArmor за $5,6 млрд в 2021 г., из которых $400 млн поступили на счет Брайанта.
Соучредитель BodyArmor Майк Репол утверждал, что ранние инвестиции и участие Коби способствовали быстрому росту компании. «Если бы не видение Коби, BodyArmor не смог бы добиться успеха», – говорил Репол. Брайант был автором и сорежиссером некоторых рекламных роликов BodyArmor, в которых участвовали баскетболисты НБА, такие как Джеймс Харден и Кристапс Порзингис. Коби также неоднократно продвигал BodyArmor во время своих матчей за «Лейкерс».
«Что круче, забить победный бросок в НБА или удачно инвестировать в стартап? Я должен признать, что стартап, все же, круче, – сказал Брайант в интервью USA Today в 2019 г. – Я всегда знал, что могу забить победный бросок. Но я никогда не представлял, что смогу удачно инвестировать. Поэтому бизнес для меня интереснее и веселее».
После завершения карьеры Коби основал медиакомпанию Granity. Ее главным достижением стал короткометражный фильм «Дорогой баскетбол», получивший премию «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм в 2018 г. Granity также выпустила несколько книг, включая автобиографию «Менталитет Мамбы: как я играю», в которой Коби подробно описал свой подход к спорту. Другие значимые проекты Granity включают серию документальных фильмов о баскетболе Detail для стриминг-сервиса ESPN+ и детский подкаст The Punies.
После смерти Коби Granity выпустила восемь книг, написанных им, а также художественные книги «Серия Визенарда» и «Гуси никогда не лебеди», посвященную молодому пловцу, который преодолевает семейную трагедию, стремясь выиграть золото на Олимпиаде. Эти проекты были опубликованы после того, как Ванесса Брайант заняла пост генерального директора компании, ранее принадлежавший Коби.
В 2025 г. состояние Ванессы Брайант, по данным SportsKeeda, достигло $700 млн – это свидетельствует о том, что она успешно продолжает дело своего покойного мужа. Ванесса также получила компенсацию по делу, связанному с трагической гибелью Коби. Она подала в суд на округ Лос-Анджелес за вторжение в частную жизнь после того, как фотографии аварии и ее жертв были неправомерно опубликованы сотрудниками полиции и пожарной службы. Сообщается, что Ванесса получила $28 млн, заключив мировое соглашение с округом. По информации LA Times, эти средства она направила в благотворительный фонд Mamba & Mambacita, который они основали вместе с Коби.
Коби планировал покинуть Nike за год до гибели
Брайант начал создавать свой бренд еще в начале карьеры. В 2003 г. его первым крупным спонсором стал американский экипировщик Nike. Коби вошел в элитную группу игроков НБА, включая Леброна Джеймса и Кармело Энтони, подписавших контракт с брендом в том же году. Этот шаг помог Nike укрепить свои позиции в мире баскетбола после ухода Майкла Джордана из спорта.
Компания Nike настолько верила в Коби, что не разорвала с ним контракт даже после обвинений в сексуальном насилии в конце 2003 г. Дело было прекращено через год, когда женщина отказалась от дачи показаний, и Брайант извинился за свое поведение, при этом утверждая, что все было по обоюдному согласию.
С ростом успехов Брайанта на площадке усиливалось и его партнерство с Nike. В пик карьеры баскетболист получал от компании $10 млн в год. За 18 лет сотрудничества было выпущено 11 именных кроссовок Kobe. В 2017 г. Nike даже вывела Коби на сцену с тогдашним генеральным директором Марком Паркером на ежегодной встрече инвесторов, чтобы отпраздновать запуск новой бизнес-стратегии компании.
Тем не менее за год до гибели Брайант планировал покинуть Nike и запустить независимую линию обуви Mamba по окончании контракта в 2021 г. После его смерти Ванесса Брайант также не стала продлевать сделку, но в 2022 г. стороны все же возобновили сотрудничество. По оценкам Business Insider, новое соглашение приносит семье Брайантов более $10 млн в год.
«Мы рады сообщить, что наше партнерство с Nike будет продолжаться, – написала Ванесса в соцсетях. – Я горжусь тем, что обувь моего мужа по-прежнему востребована игроками на кортах НБА и остается популярной среди его поклонников по всему миру».
Кроссовки Kobe действительно остаются одними из самых продаваемых моделей Nike. В 2024 г. было выпущено 15 различных моделей серии Black Mamba. Также сообщалось, что прибыль от продаж кроссовок Коби за прошлый год выросла в четыре раза по сравнению с 2023 го.
К концу своей игровой карьеры Коби зарабатывал $25-30 млн в год на рекламных контрактах. Брайант сотрудничал с такими брендами, как сеть быстрого питания McDonald's, напиток Sprite, игровая компания Nintendo, автопроизводитель Mercedes и авиакомпания Turkish Airlines.
После смерти единственный рекламный контракт с Коби был у игры NBA 2K24, которая поместила его на обложку специального издания. Сумма сделки не разглашается.