Уход спонсоров и блокировка YouTube: почему закрываются медиафутбольные клубы
Незадолго до старта нового сезона Медиалига лишилась двух клубов и обдумывает реформы
Медиалига (МФЛ) – главный проект в любительском футболе России последних лет. Он объединяет бывших профессиональных игроков, известных тренеров и селебрити, которые создают команды и/или сами выходят на поле, а параллельно генерируют медийный контент для продвижения клуба. С момента создания в 2022 г. МФЛ активно росла: появлялись новые участники, матчи собирали тысячи (а иногда и десятки тысяч) зрителей, организаторы экспериментировали с правилами, а РФС допускал призеров к ранним стадиям Кубка России. В апреле стартует шестой розыгрыш, но среди его участников не будет двух известных команд: «Чисто Питер» (аффилирована с «Зенитом») и «Родина Медиа» (ее партнер – участник Первой лиги «Родина») прекратили существование. Основатель МФЛ Николай Осипов считает закрытие клубов естественным процессом, но ради стабильности проекта рассматривает вариант сделать его закрытым с фиксированным количеством команд.
«Проект не интересен»
В начале марта YouTube-блогер Гена Миллер, стоявший у истоков команды «Чисто Питер», сообщил о ликвидации клуба вследствие «кучи неверных решений». Позже президент «Зенита» Александр Медведев рассказал, что клуб больше не будет развивать медийную команду. «Руководство Медиалиги, к сожалению, не прислушалось к нашим предложениям по развитию медийного характера лиги и пошло, по существу, по колдобистому пути низкокачественного квазипрофессионального футбола. Нам такой проект не интересен ни со спортивной, ни с агитационной точки зрения», – заявил Медведев ТАСС. Между тем президент МФЛ Николай Осипов сообщение о ликвидации по горячим следам не подтвердил, заявив, что, по его данным, в клубе продолжается дискуссия по поводу бюджета на новый сезон. «На 99% клуб будет в лиге, – уточняет он в интервью «Ведомости. Спорту». – И мне интересно, как Александр Иванович [Медведев] на это отреагирует. Я не хочу комментировать его слова публично и вступать с ним в полемику. У него свое видение, а мы делаем свое дело. Посмотрим, что он скажет, когда «Чисто Питер» снова сыграет».
Интересно, что в «Чисто Питере» слова Осипова опровергают. Представитель команды, пожелавший остаться анонимным, сообщил «Ведомости. Спорту», что клуб приостановил деятельность, игроки стали свободными агентами и могут сыграть в новом сезоне (стартует 29 апреля) за другие команды. Причина ликвидации, по словам источника, в завершении контракта с титульным спонсором (букмекер Betboom) в декабре 2024 г.: «Нового найти не смогли». Проект сильно зависел от «Зенита» – с момента основания команды летом 2023 г. медиафутболисты тренировались и проводили большинство домашних матчей в клубной академии. «Без участия «Зенита» команде будет очень сложно», – признает источник в клубе.
Связь между «Чисто Питером» и «Зенитом» действительно была очень крепкой. Команду возглавил экс-капитан петербургского клуба и бывший тренер второго состава Владислав Радимов. В составе – звезды «Зенита» прошлых лет Александр Анюков и Анатолий Тимощук. И даже Александр Медведев выходил за «Чисто Питер» – в возрасте 68 лет. Некоторые матчи команда проводила на «Петровском» – бывшей арене «Зенита». В сентябре 2023 г. собрала 5000 зрителей. Клуб дебютировал в четвертом сезоне МФЛ, но дважды безуспешно играл в стыках за право выйти в плей-офф. В Кубке лиги (был разыгран осенью 2024 г.) петербургская команда добралась до 1/8 финала. С тех пор «Чисто Питер» не выступал, но продолжал генерировать контент в соцсетях. На актуальный YouTube-канал клуба (два предыдущих удалила площадка за рекламу букмекеров) подписано 16 000 человек.
Без «Родины»
«Родина Медиа», основанная бывшим полузащитником «Локомотива» и сборной России Дмитрием Тарасовым совместно с рэпером T-killah, добилась гораздо большего. Московский клуб возник осенью 2021 г. и уже в дебютном сезоне в МФЛ дошел до финала. Титул команда взяла спустя полгода. В Кубке лиги она дошла до четвертьфинала, а зимой 2024 г. выиграла Суперкубок. Кроме того, «Родина Медиа» допустили к Кубку России сезона 2023/24 (вылетела в 1/256 финала). Официально команда не аффилирована с «Родиной» из Первой лиги, но выступает ее партнером. «Родина Медиа» умеет работать с молодежной и подростковой аудиторией, чем помогает нам в борьбе за болельщика», – объяснял в 2023 г. суть взаимоотношений двух клубов в интервью «Ведомости. Спорту» спортивный директор «Родины» Алексей Зинин.
У участника МФЛ был тот же инвестор – бизнесмен, владелец розничной сети FixPrice Сергей Ломакин, которому также принадлежат клубы «Рига», «Дубай Юнайтед», кипрские «Пафос» и «Акритас Хлоракас». А причиной ликвидации медиакоманды стали проблемы с финансированием. «С момента создания МФЛ закрылось 10–15 клубов, – говорит Осипов. – Для нас это нормальная история жизненного цикла. Не каждый человек, приходящий в лигу, отдает себе отчет, что это такое. Многие переоценивают свои возможности. Даже два закрывшихся клуба – это не что-то сверхъестественное. У нас бывало, что закрывались по три или четыре за сезон. Потом 10 новых открываются». По словам основателя МФЛ, сейчас «на вход» выстроилась очередь из потенциальных участников, но всех брать не готовы. К тому же постепенно растет порог входа – бюджеты у клубов МФЛ увеличиваются, в том числе вынужденно.
«Мы три года находимся, мягко говоря, в тяжелой ситуации, – говорит Осипов. – Кредитная ставка выросла с 6% в несколько раз. Очевидно, расходы на зарплаты футболистов и жизнеобеспечение клубов растут. Это нормально. Зарплаты с 50 000 руб. превратились в 120 000–150 000. Жизнь дорожает, но у нас этот рост идет не быстрее, чем в среднем по любой отрасли в стране». При этом существенной разницы в бюджетах клубов внутри МФЛ нет – по крайней мере, в спортивной составляющей. Но некоторые команды имеют больше возможностей для инвестирования в производство медиаконтента, создают студии продакшена.
Пора закрываться
Дополнительным вызовом для медиафутбола стала блокировка YouTube-каналов. Эта площадка долго оставалась основной для большинства клубов. Игроки выкладывали обзоры, челленджи и прочий контент, что помогало поддерживать интерес к проекту в межсезонье. Но с конца 2023 г. платформа стала удалять каналы с рекламой букмекеров – это нарушает правила YouTube. Пострадали несколько клубов («Чисто Питер», «ФК10» и др.), а также популярные медиафутболисты – Андрей Сибскана из «Амкала» и Владислав Ослоновский из 2Drots. Закрытие каналов затрудняет работу со спонсорами и привлечение новых болельщиков.
Впрочем, Осипов подчеркивает, что МФЛ аудиторию не растеряла, лигу продолжают смотреть. Он приводит в пример статистику просмотров матчей прошедшего в феврале в Абу-Даби Суперкубка. «Месяц назад все восхищались сумасшедшими цифрами, – говорит Осипов. – Финал собрал в онлайне больше 130 000 зрителей на канале лиги и еще 20 000 на стриме Егора Крида, который приехал на наше мероприятие. Говорить о том, что у нас кризис, странно». Представитель «Чисто Питера» тоже уверен, что интерес к медиафутболу сохраняется, но признает, что МФЛ переживает не самые простые времена: лига становится более профессиональной – задача сохранить баланс между медийностью игроков и футбольной привлекательностью матчей усложняется. Возможно, это чувствуют и спонсоры – даже беттинг сокращает свое присутствие в медиафутболе.
Президент двукратного победителя МФЛ 2Drots Никита Панасюк в интервью Sports.ru признался, что раньше букмекеры давали деньги авансом, но клубы «не наигрывали на них». «Интерес к Медиалиге падает, аудитория выжжена, – объясняет «Ведомости. Спорту» аналитик беттинг-индустрии Михаил Даньшин. – Я бы провел параллели с «Версусом» (популярные в 2016–2018 гг. рэп-баттлы. – «Ведомости. Спорт») или с кулачными боями. Затраты на клубы Медиалиги большие, если раньше шла речь о бюджетах уровня Второй лиги, то теперь у топов бюджеты уровня топов Первой. Для возвращения интереса нужна новая аудитория – выход на федеральное телевидение, больше трансляций на «Матч ТВ» или даже на других телеканалах. Старые команды останутся, хотя, возможно, поумерят аппетиты».
По словам Осипова, в МФЛ назрели перемены. В частности, он предлагает сделать лигу закрытой – как в Северной Америке. Это значит, что команд станет меньше, а их количество – фиксированным. Кроме того, к потенциальным участникам будут предъявлять более строгие требования по бизнес-планированию, но лига, заключая централизованные сделки, обеспечит командам гарантированный бюджет. «Эту идею я озвучиваю очень давно, наверное, со второго сезона (осень 2022 г. – «Ведомости. Спорт»), – говорит Осипов. – Я давал себе три года, чтобы попробовать этот формат. Предметно со всеми командами лиги я пока не разговаривал. Но примерно половина клубов мне приватно сообщили, что готовы попробовать новый формат». Но лига займется реализацией этой идеи не раньше 2026 г., добавляет глава МФЛ.