Что такое допинг: неточные формулировки в законе мешают восстановлению РУСАДА
WADA требует строгого соответствия антидопинговому кодексу
В феврале президент Всемирного антидопингового агентства (WADА) Витольд Банька в интервью крупному польскому медиа Onet напомнил, что российское законодательство до сих пор не приведено в соответствие с антидопинговым кодексом, и рассказал о задолженности России перед организацией. Это главные препятствия для налаживания отношений с Российским антидопинговым агентством (РУСАДА), которое лишено статуса соответствия с 2019 г.
Его отсутствие – одно из препятствий для участия спортсменов в международных соревнованиях под национальным флагом. По той же причине в стране запрещено проводить крупные старты под эгидой главных спортивных федераций, а специалисты РУСАДА лишены допуска к зарубежным программам и исследованиям. Проблему несоответствия должны решить поправки в федеральный закон. Текст с изменениями лежит в Госдуме почти два года, но депутаты даже не начали его рассматривать.
Три пункта
Проблемы с контролирующей организацией у РУСАДА начались еще в 2015 г., когда независимая комиссия WADA вскрыла серию допинг-нарушений в российской легкой атлетике. Затем случился масштабный скандал вокруг Олимпиады в Сочи и новые отчеты – уже об участии государственных институтов в системе допинг-злоупотреблений и фальсификаций проб. В 2018 г. РУСАДА временно восстановили в правах при условии передачи WADA базы данных Московской антидопинговой лаборатории. Она, пусть и с опозданием, состоялась, но, как выяснилось после детального изучения файлов, часть информации была удалена.
Манипуляции с базой стали поводом для отзыва временного статуса. В 2022 г. отстранение продлили, указав российской стороне, что та до сих пор не привела законодательство в сфере антидопинга к международным стандартам. «Проблема в том, что в федеральном законе «О физической культуре и спорте» закреплено восемь видов нарушений антидопинговых правил, – объясняет спортивный юрист и бывший член наблюдательного совета РУСАДА Анна Анцелиович. – Когда-то одна из редакций кодекса WADA действительно содержала восемь нарушений, и в России закрепили именно восемь. Потом число нарушений в кодексе возросло. Сейчас их 11. Но по российским законам по-прежнему восемь».
Нарушением правил WADA считает наличие запрещенного вещества, его метаболитов или маркеров в образце спортсмена; использование или попытку использования запрещенного вещества; отказ от сдачи пробы или проваленный тест; нарушение порядка предоставления информации о местонахождении спортсмена; фальсификацию или попытку фальсификации любой части допинг-контроля; владение запрещенным веществом и его распространение; назначение допинга со стороны врача, соучастие персонала при употреблении допинга; сговор с другими лицами, в том числе уже наказанными за допинг, препятствование работе антидопинговых служб.
Последних трех пунктов (о соучастии, сговоре и препятствовании работе) в российском законодательстве нет, что и возмущает WADA. «Это существенные пункты, – рассказывает Анцелиович. – Там, к примеру, идет речь о запрете угроз со стороны спортсменов, защите информации. Например, если спортсмен угрожает информатору, это тоже может повлечь дисквалификацию. Также нельзя сотрудничать с уже дисквалифицированным тренером. Впрочем, это не значит, что российские законодатели не согласны с этими пунктами». Хотя формулировки в кодексе и законе совпадают не на 100%, это не значит, что Россия игнорирует часть правил. Отсутствующие в тексте закона пункты также обязательны для всех российских спортсменов.
«Основным документом, которым мы руководствуемся, являются Общероссийские антидопинговые правила, – объясняет «Ведомости. Спорту» генеральный директор РУСАДА Вероника Логинова. – И они полностью соответствуют кодексу». Разночтения возникли из-за того, что федеральный закон основан не на кодексе WADA, а на Международной конвенции ЮНЕСКО. Оба документа составили еще в начале нулевых – примерно в одно время, и поначалу в них не было противоречий. Но позже WADA добавило три пункта, которые не попали в конвенцию и до сих пор отсутствуют в российском законодательстве.
Нынешняя редакция российских антидопинговых правил составлена в 2021 г. В преамбуле документа говорится, что они разработаны в соответствии с законом о спорте и с учетом пожеланий WADA и ЮНЕСКО. К общероссийским правилам у Баньки претензий нет. Тем не менее закон в юридическом плане стоит выше любых документов РУСАДА, поэтому в теории спортсмен, который, к примеру, препятствует работе допинг-офицера, может сослаться на него и уйти от наказания, что и беспокоит WADA.
Политическая воля
В Госдуме лежит законопроект с обновленным антидопинговым регламентом, который полностью соответствует кодексу WADA. Поправки к закону о спорте представили еще в 2023 г. «Мы приняли все зависящие от нас меры по внесению изменений в законодательство, – сказала Логинова. – Эта необходимость действительно назрела, причем речь об этом велась еще до того, как мы получили претензии о несоответствии законодательства от аудиторов WADA в 2022 г.». Почти за два года законопроект с поправками даже не начали рассматривать.
«Разговор о том, чтобы изменить закон, ведутся, – говорит Анцелиович. – Прорабатываются инициативы, обсуждаются в профильном комитете Госдумы и в Минспорте. Какого-то резкого отторжения к нему нет». Изменения в законе – это вопрос политической воли. В теории Госдума может принять поправки во всех чтениях за один день, затем их одобрит Совет Федерации, а следом подпишет президент. «Если заранее достигнуто общее согласие, такой закон можно провести очень быстро», – добавляет Анцелиович.
После внесения изменений Россия должна будет еще покрыть задолженность перед WADA, о которой также недавно напомнил Банька. Речь по меньшей мере о $1,3 млн – такова сумма взносов за 2024 г. По итогам 2025 г. добавится еще $1,5 млн. «Все выплаты, за которые было ответственно РУСАДА, давно сделаны, у нас нет долгов перед WADA, – уверяет Логинова. – Выплата членских взносов – прерогатива Минспорта. Насколько я знаю, в данный момент есть технические сложности с оплатой, многие ведомства с ними сталкиваются. Думаю, что WADA относится к этим задержкам с пониманием, уверена, что проблемы будут решены». Между тем в январе министр спорта Михаил Дегтярев заявил, что формула расчета платежа находится «в процессе обсуждения». Выплаты европейских стран привязаны к шкале взносов государств в бюджет Совета Европы, но Россия из него вышла в 2022 г. Когда и в каком объеме Минспорт переведет деньги WADA, не известно.
Не только Россия
У WADA возникают претензии не только к России. Например, в январе 2021 г. под ударом оказалось Французское антидопинговое агентство (AFLD), которому также указали на проблемы в законодательстве. Из-за неверного перевода некоторых пунктов кодекса в тексте возникли разночтения. WADA пригрозило санкциями – вплоть до отстранения спортсменов и даже лишения Парижа права принимать Игры-2024. «Агентство Франции не признали несоответствующим, но перенесли в список наблюдения, – уточняет Анцелиович. – Им дали время (три месяца. – «Ведомости. Спорт») на внесение изменений в закон, и, если бы они не успели, их ждало бы наказание». Французы справились быстро. Уже в феврале законодательство привели к международному стандарту.
По словам Анцелиович, WADA спокойно относится к тому, что в некоторых странах вообще нет антидопинговых правил в законодательстве, но они указаны в других документах. Так что если бы в России в федеральном законе убрали нынешние восемь пунктов, Баньку это тоже, скорее всего, устроило бы. «Проблемы с законодательством есть практически у всех стран, которые пошли по пути инкорпорации антидопинговых правил в законодательство, – продолжает спортивный юрист. – Просто кто-то быстрее реагирует, а кто-то медленнее. Но это всегда тяжело, потому что тут сталкиваются интересы общественной организации и государства. Внесение изменений в закон – непростой вопрос, на него не всегда получается повлиять».