Архитектура и вино: 7 лучших проектов

Поднимаем бокал за самые красивые винодельни мира

Мир переживает очередную волну увлечения вином и его производством. Виноделие объединяет страсть, культуру, искусство, хобби и бизнес. В стремлении к прекрасному и привлечению почитателей виноделы не останавливаются на производстве напитка, а идут дальше – например, нанимают именитых архитекторов для строительства виноделен, которые становятся туристическими кластерами. Перед – вами лучшие из проектов.

Bodegas Ysios (Лагуардия, Испания)

Архитектор: Сантьяго Калатрава

Волнистая крыша из алюминия и дерева – попытка мимикрировать под окружающий пейзаж – горы, раскинувшиеся вокруг виноградников. При внешней праздности внутренние пространства полностью отданы производству вина – цеха, погреба для хранения и залы для продажи. В центре крыша непрерывным объемом выступает над общественными зонами, предназначенными для посещения туристами. Общественная зона задумана как балкон с видом на винодельню и виноградники. Архитектор Сантьяго Калатрава, прославившийся проектом печально известного Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, спроектировал внутри нечто напоминающее собор поклонения вину – для пущей похожести там установлен орган.



Petra (Суверето, Италия)

Архитектор: Марио Ботта

Винодельческое хозяйство появилось в 1997 году, и название в переводе с латыни означает «камень». Владельцы опирались на идею, что хорошее вино – результат качества винограда, технологии, бутылки, дизайна этикетки и архитектуры самой винодельни. Для строительства здания пригласили известного архитектора, который вписал здание в ландшафт. Марио Ботта использовал для винодельни цилиндрическую форму, свойственную его проектам. Фасад облицован грубо отесанным розовым камнем. Винодельня прилегает к холму, в котором вырыт тоннель, служащий естественным погребом для винных бочек. Пол в винодельне покрыт терракотовыми плитками, изготовленными из местного сырья. В здании собрана коллекция современного искусства, что отражает дух места.



Antinori nel Chianti Classico (Баргино, Италия)

Архитектор: Марко Казамонти

Владельцы производства – семья Антинори – классики итальянского виноделия. Впервые семья занялась виноделием в Тоскане в XIV веке, именно тогда на месте Antinori nel Chianti Classico появилась первая винодельня. В середине XX века виноделы прославились на весь мир и сейчас владеют виноградниками не только в родной Тоскане, но и в других частях Италии и даже в Калифорнии и Чили. Новую винодельню построили на месте заброшенных виноградников. Комплекс с фасадом из кортеновской стали и стекла украшен спиральной лестницей, ведущей на крышу. Концепция здания – попытка гармонизировать сельский пейзаж и производство, для этого на крыше высажена лоза. Круглые окна обеспечивают винодельню естественным светом. С панорамной террасы открыт вид на виноградники. В комплексе расположено производство, погреба, управляющий офис компании, ресторан и музей. Вино созревает в 2 тыс. бочек из венгерского дуба, а стены хранилища выложены терракотовой плиткой без использования цемента. Все здание выполнено из местных материалов.

Marqués de Riscal (Эльсьего, Испания)

Архитектор: Френк Гери

Винодельня появилась в 1860 году, а в XX веке она одной из первых стала активно зазывать туристов на производство, показывая им процесс производства, рассказывая историю вина и предоставляя места для отдыха. Стоит ли удивляться, что эти же виноделы, затеяв строительство, пригласили не кого-нибудь, а одного их самых известных архитекторов современности – Фрэнка Гери? В свое время его музей Гуггенхайма в Бильбао смог превратить депрессивный город на окраине Испании в туристический центр. Через несколько лет и всего в нескольких десятках километров это получилось и с винодельней. Здание винодельни состоит из призм, как бы парящих над землей за счет поддерживающих колон. Призмы завернуты в цветные каскады из титана, окрашенного в золотой, серебряный и розовый цвет, с изгибами, придающими зданию объем. Под солнечными лучами в разноцветных изгибах видны оттенки красного вина и цвета бутылки Marqués de Riscal. Сложность форм заставила архитектора много экспериментировать с макетами здания, используя аэродинамическую трубу и компьютерные тесты. Само здание сделано из камня, напоминающего о традиционных постройках этих мест. В здании работает небольшое производство, есть хранилище вина, отель, спа, ресторан, лекционный зал и музей.

Bodegas Portia (Рибера-дель-Дуэро, Испания)

Архитектор: Норман Фостер

Винодельня Bodegas Portia, спроектированная бюро Foster + Partners, расположена в 150 км от Мадрида – в самом винодельческом регионе Испании. Portia Wineries – признанный бренд вина, поставляемый по всему миру. В 2010 году урожай вина 2007 года стал главным напитком вечера в честь лауреатов Нобелевской премии в Стокгольме. Новая винодельня работает по гравитационному типу: виноград сбрасывают на крышу, куда заезжают автомобили, а после измельчения он самостоятельно стекает вниз (такая технология минимизирует ущерб, наносимый ягоде). Фасад выполнен из стали, сочетаемой с естественными тонами виноградников, дерева и стекла, отражающими три этапа создания вина: ферментацию в железных чанах, выдержку в бочках и выдержку в бутылках. Солнечные батареи на крыше, хранилища, заглубленные в землю, бетонные конструкции позволяют регулировать климат внутри винодельни, снижают потребление энергии и влияние на природу вокруг. В центре здания расположена общественная галерея, откуда туристы видят этапы производства. А из ресторана открывается прекрасный вид на сами виноградники. Завод производит до 1 млн бутылок в год.

Château Cheval Blanc (Сент-Эмильон, Франция)

Архитектор: Кристиан де Портзампарк

Château Cheval Blanc входит в число лучших производителей Бордо. Кристиан де Портзампарк, работая над проектом, вдохновлялся местными технологиями производства вина – напиток ферментируется в бетонных чанах. Фасад здания напоминает по форме изогнутый дегустационный бокал, который выступает из старинного особняка. Здание винодельни максимально утилитарно, а все решения направлены на оптимизацию производства. Винодельня разделена на 52 блока, в которых стоят бетонные чаны для разных сортов винограда. Стены подвала, где хранятся бочки для выдержки вина, покрыты специальным кирпичом с отверстиями, поддерживающим постоянную температуру и вентиляцию. На крыше винодельни разбит небольшой сад, что связывает здание с ландшафтом, и прорублены окна, наполняющие производство естественным светом. Оранжерея, когда-то бывшая частью особняка, стала местом приема гостей. Винодельня сертифицирована по стандарту зеленого строительства.

Côte Rocheuse (Варваровка, Россия)

Архитектор: Александр Балабин

Новая винодельня гравитационного типа Côte Rocheuse («Скалистый берег») расположена в селе Варваровка рядом с Анапой в Краснодарском крае. В здании винодельни разместились производство, погреба для хранения, ресторан, дегустационный зал и терраса на крыше, откуда открывается вид на винодельческое хозяйство и сверкающее вдали под солнцем Черное море. Основой архитектуры винодельни стала фантазия Александра Балабина на тему ландшафта и моря. Архитектор вписал здание в холмистый ландшафт и углубил в землю. Проект состоит из двух дополняющих друг друга объемов: бионическая форма для общественных зон и строгий железобетонный параллелепипед, в котором размещено оборудование для виноделия. Здание построено из бетона. По задумке, материал будет менять цвет, контактируя с водой и солнцем. В проекте учтены все технические нюансы гравитационной винодельни и разработана продуманная инфраструктура для туризма. Предполагаемая мощность винодельни – около 300 тыс. бутылок в год. Первая презентация собственной готовой продукции винодельни Cote Rocheuse запланирована на 2021 год.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: Амир Идиатулин, архитектор, гендиректор студии IND architects

«Винодельни давно перестали быть местом исключительно аграрного назначения. Шато в окружении виноградников раскинулись в живописных местах по всей планете – от Старого Света до Нового. Сегодня в мире насчитываются сотни тысяч разнообразных хозяйств. Неудивительно, что конкуренция высока и виноделы ищут новые возможности для развития бизнеса. Звезды, хозяева винерий, во всю используют силу личного бренда, как, например, певец Стинг, который поет в погребах для лучшего созревания вина в бочках и называет продукцию в честь своих песен.

Для большинства же содержать собственное хозяйство и продвигать бренд становится хлопотно, поэтому владельцы предпочитают продавать урожай оптом крупным производителям. А сами, пользуясь романтичным флером агротуризма, который давно манит путешественников, развивают рекреационное направление, используя инфраструктуру виноделен и природный шарм угодий.

Идей и вариантов много – дегустации, эногастрономия, экотуризм, выездные мероприятия, люксовый отдых. Однообразные хозяйские особняки с деревянными, заваленными бочками бараками на задворках выходят из моды. Стремясь выделиться, виноделы все чаще обращаются к архитекторам для создания своей аттракции, которая впишется в ландшафт, сохранив дух места и сложные технологические процессы брожения вина. Кто-то интегрирует современные решения в сложившиеся исторические формы, кто-то решается на футуристические проекты, закладывая символы в архитектуру. Продуманные винодельни со стильной концептуальной архитектурой, учитывающей модные веяния, как, например, ответственное потребление, как правило, становятся центром притяжения региона и манят любопытных туристов».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: Александр Балабин, архитектор, основатель мастерской «Северин проект»

«Покупка земель в винодельческих регионах и развитие местных винных брендов – новое веяние в инвестициях. Увлеченность вином открывает перед любителями огромный пласт знаний – от истории до тонкостей сортов винограда и технологий производства. Виноделие, винное коноссерство становится частью интеллектуальной жизни, совмещает бизнес и страсть, при этом требует серьезного подхода к каждой детали.

Верный способ повысить интерес к винодельческому хозяйству и заявить о бренде – построить такое здание винодельни, архитектура которого будет обладать характером. Если винное хозяйство не имеет 250 лет истории и шато такого же возраста, то стоит подумать об архитектуре винного дома, как об атрибуте будущего продукта, марки. Чтобы привлечь инвесторов, знатоков, туристов, виноделы вкладывают ресурсы в строительство не просто промышленного функционального строения с производствами и хранилищами.

За последние два десятка лет работой над винодельнями отметились все заметные архитекторы современности, что свидетельствует о том, что запрос на архитектуру со смыслами актуален. Этот подход уже доказал эффективность в развитии сельскохозяйственных территорий, которые получают доход от продажи бутылок и от туристических сервисов. Новые винодельни решают главную задачу – производят впечатление, привлекают потоки посетителей и ценителей вина, становятся достопримечательностью для любителей вин и дегустаций, и для людей, которым интересно посмотреть на необычное место и сфотографироваться на его фоне для Instagram. Очевидно, что здание, чья архитектура будет знаковой для региона, повышает и статус бренда вина, особенно если это новый продукт, с которым рынок только начинает знакомство.

(Материал подготовлен при участии агентства Rupor)

Читайте также