Место силы: Суздаль
Есть такое устойчивое выражение: «место силы». Как оно, такое место, работает и почему — никто не знает. Как выглядит — вот, сами посмотрите. Строго говоря, именно отсюда была основана Москва (ну, хорошо, не основана — присоединена и обоснована как форпост). То есть, формально отсюда идет наше нынешнее государство.
Это крутая излучина реки Каменки в Суздале, идеальное место для обороны. Тут с трех сторон вода, поставь на четвертой забор, пророй канаву — вот вам и безопасный остров.
Поэтому люди жили здесь почти всегда. 30 веков назад это были племена дьяковской культуры, 13 веков назад — финские меря. 11 веков назад сюда, на тучные земли Ополья, пришли славяне.
Пришли со своими оборонительными технологиями: три линии рвов вокруг поселения в излучине реки, и вал в его северо-западной части; всего около 1,5 га защищенной территории.
И со своими боевыми магами пришли.
«Въсташа волсъви в Суждали» — таково первое летописное упоминание этих мест («Повесть временных лет», 1024 год). Тогда волхвы подняли край на бунт. То ли против христианизации, то ли вследствие неурожая, то ли в целом — историки спорят. Но подавлять восстание прибыл аж сам Ярослав Владимирович Мудрый, великий князь Киевский.
Центральные события революции волхвов происходили здесь, на этом острове.
Кто были эти волхвы (=«волшебники», тот же корень) — историки тоже толком не знают. Немудрено, церковь тысячу лет вычищала память о конкурентах-предшественниках. Каста? Сообщество?
Видимо — лекари, травники, звездочеты, следившие за сменой сезонов для нужд сельскохозяйственного сообщества. Еще волхвы умели прорицать будущее и вызывать осадки (но это не точно).
Как противовес их влиянию князь Владимир Мономах, внук Ярослава, построил на пятачке на Каменке первое каменное здание того региона, который потом назовут «Московией» — это был Успенский собор, предшественник нынешнего, Богородице-Рождественского.
Строили киевляне по технологиям Константинополя, из плоского кирпича-плинфы. Так что первый собор был полосатеньким — так, например, выглядят старые византийские церкви в Крыму.
Но был тот собор таким же огромным, как нынешний — а вокруг, представьте «полуземлянки с поднимавшейся над землей задернованной кровлей, внешне похожей на курганы городского кладбища» (цитата из книги «Владимир, Боголюбово, Суздаль», изд. «Искусство», 1967 г.)
В последней трети XI века среди землянок встал огромный дом скандинавского типа, с остроконечной крышей — тут поселился знатный варяг Гюрги (Георгий) Шимонович с дружиной. Владимир Мономах, отправляя молоденького сына Юрия (впоследствии Долгорукого) править ростово-суздальской землей, придал ему в помощь своего давнего соратника.
Помощь оказалась столь существенной, что позднее Долгорукий «тысяцкому своему Георгию, как отцу, передал в управление всю землю Суздальскую». Даже за строительством в Кремле на берегу Каменки нового собора в 1222-1225 годах, вероятно, надзирал кто-то из потомков славного Гюрги.
А пожаров было приличное количество. В 15 км отсюда еще в 1950-х годах было село Батыево. Там в феврале 1238-го стоял лагерем монгольский предводитель, внук Чингиза — какие-то люди так и остались жить в его ставке.
Представляете, у кого-то в советском паспорте в графе «прописка» значилось: «ставка Бату-хана под Суздалем». Связь времен как таковая.
Батый спалил и Владимир, и Суздаль, и все вокруг. Так же потом много раз поступали и его потомки. В 1445-м, в результате визита казанских татар (и пожара, конечно), рухнула верхняя часть собора. Через 80 лет недостающее достроили кирпичом.
А еще на этом пятачке земли в 1609-1610 годах восемь месяцев удерживал власть знаменитый Александр Юзеф Лисовский «со своими полчищами».
Лисовский, литовский шляхтич, создатель неуловимых отрядов партизанской легкой кавалерии, действовал тогда в интересах тушинского вора Лжедмитрия II. А потом — в интересах польской короны. После всех этих событий в Суздале осталось всего 78 дворов.
И собор.
Последний раз татары (в тот раз — крымские) спалили город в 1634-м. Так что иконостас и росписи в соборе — это конец XVII века, когда все, наконец, успокоилось.
Большевики не тронули убранство собора, иконостас на месте и даже раскрыты некоторые росписи XIII века. Под полами — некрополи боярских семей, вышедших из Суздаля: Шуйские, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Бельские.
С 1992 года Рождественский собор — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А я в Суздальском кремле был на организованных МГИМО третьих «Скворцовских чтениях», посвященных, в частности, «нормализации русского языка». Я сам старый филолог — захотел окунуться в академическую среду.
Докладываю: среда на месте. Вычурные профессорши, лохматые чудаки в пиджаках, кафедральные красавицы, аккуратная молодежь — все точь-в-точь как 30 лет назад у меня в Ростовском университете. Все так же бдят, следят за преступлениями и наказаниями в родной речи.
Оу, ееее! (это вот сейчас была характерная для нашего времени «новая устность на письме»).