Психология в бизнесе
Один из глобальных трендов управлении людьми в бизнесе – человекоцентричность и опора на soft skills. Развить в себе эти качества предпринимателям позволяют увлечения психологией и философией, а для кого-то они становятся еще одним образованием.
Мы поговорили с руководителями компаний о том, как указанные научные дисциплины помогают им управлять командами и достигать лучших результатов в своем деле.
Алексей Бельский – основатель и гендиректор компании «Уралэнерготел»
По основному образованию я инженер, и у меня математический склад ума, но математика не дает ответа на вопрос – сможет ли организация хорошо работать. Если в компанию пришел устраиваться опытный специалист, это не значит, что он сможет у нас проявить себя.
Два года назад я закончил Урало-Сибирский Институт Бизнеса, где изучал бизнес-психологию, культуру компаний, групповые отношения и получил диплом «Корпоративного бизнес-психолога». И благодаря изучению психологии стал замечать и влиять на нормы поведения людей в коллективе.
Например, «работа не волк – в лес не убежит», «кофе считается работой» или «если мы все вместе попросим – директор согласится» — это плохие нормы. «Приходить вовремя и не срывать дедлайны» или «на работе мы не спорим о политике» — это хорошие нормы. Фиксировать нужно как хорошие, так и плохие и плохие мягко заменять на что-то другое. На нормы влияют неформальные лидеры, и они есть разные, например носители новостей, дающие оценку, формирователи мнения. Я научился различать эти виды и взаимодействовать с ними. При этом я работаю с людьми в логике контрактов, то есть договариваюсь, ищу возможности взаимодействовать, а не управлять.
Моему предприятию уже 17 лет, я настроил операционное управление, сейчас им занимаюсь, в меньшей степени, перешел к построению корпоративной культуры. Есть известная цитата Питера Друкера «культура съедает стратегию на завтрак». Если нет корпоративной культуры – то ничего не будет, если есть культура – то будет и стратегия, и рост бизнеса.
Игорь Стоянов – основатель и президент сети «Персона»
Я провёл несколько десятилетий в работе над собой, чтобы измениться, наработать навыки общения с людьми и командой, с кризисными ситуациями.
Философией увлекся в тяжелейшие 2008–2010 годы, когда соединились личные и бизнесовые кризисы. Мне помогла философия буддизма. Четыре благородных истины буддизма звучат так: жизнь есть страдание, у страдания есть причина, причину можно найти и устранить, и для этого есть восьмеричный путь. Я понял, что у любой проблемы есть причина, до причины можно докопаться, устранить ее и изменить течение событий.
После я закончил питерский институт коучинга, где мы учились проводить личные сессии, разговаривать, и самое главное – слушать людей, фасилитировать, проводить собрания, стратсессии. Я бы назвал это взрослением – мы повзрослели как бизнесмены, руководители и партнёры.
В итоге у меня возникла методология: если я вижу проблему, я ищу причину, соотношу ее со своими сильными и слабыми сторонами, и понимаю, какие мне нужны партнеры, сотрудники, скилы, чтобы ее решить.
Это помогло мне выйти из кризиса самому, вывести из кризиса компанию, найти партнеров и начать создавать большой бизнес. Сегодня мы строим холдинг на несколько тысяч точек, в котором уже есть около 700, который может консолидировать индустрию и вывести ее на принципиально новый уровень.
Станислав Воробьев – владелец фабрики «Союз Мебель»
Уже будучи собственником бизнеса, я получил второе образование – закончил факультет психологии Санкт-Петербургского госуниверситета.
Как у любого «перестроечного» мальчика вопросов к себе, к обществу, к жизни с юности было много. Оказалось, что ответы лежат не вовне, а внутри, и я начал разбираться с собой. Даже это уже очень сильно помогло в управлении компанией, потому что если человек находится в контакте с собой, ему проще принимать решения, у него быстрее происходят мыслительные процессы: скорость обработки информации выше, а количество страхов и напряжения меньше. Он становится гораздо более эффективным человеком, и это ещё без применения к производственной практике.
Я твёрдо убеждён, что любой менеджмент, любые системы, любая автоматизация разбивается вдрызг о человека. Если у нас есть предприятие, в котором большое количество основных средств, денег, оборудования, есть хороший рынок, клиентский спрос, но качество команды предельно низкое, либо наоборот, предприятие небогатое, с ограниченным количеством денег, с несовершенным станочным парком, но качество команды очень высокое, кто выиграет? Конечно же, люди вытянут на себе и компенсируют за счет своих талантов любые технические недостатки.
Человеческие ресурсы являются основной терапевтической мишенью, как сказали бы в психологии, основным предметом анализа, как сказали бы в управленческой деятельности, и основным рычагом, через который нужно воздействовать на абсолютно любую систему. Люди – наша нефть. Поэтому важно погружаться в психологию, чтобы понимать как минимум себя и делать проще своим близким, а как максимум – управлять большими коллективами и бизнесами.
Иван Шаферов – основатель и гендиректор Garden Group
Бизнес в креативной индустрии — это всегда особое отношение к людям и с людьми: с сотрудниками, клиентами и партнерами. В творческих профессиях нет единого алгоритма реализации проектов, поэтому очень важно уметь понять, почувствовать и даже предугадать запрос заказчика и его ожидания. Ведь мы создаем настроение, а это совершенно нематериальная история.
Осознание этого привело меня на обучение дизайн-мышлению – подходу для креативного решения задач, который уже используют многие корпорации, в том числе Google.
Одна из его основ – эмпатия, способность понять другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами, разделить его надежды и опасения. Я получил много инсайтов, которые позволили нашему бюро перейти на новый уровень проектирования общественных пространств. Мы научились глубже анализировать пожелания и потребности жителей разных городов и понимать, что именно важно учесть при создании комфортной городской среды, чтобы она положительно влияла на психологическое, эмоциональное состояние людей.
Изучение психологии помогло мне более эффективно управлять креативной командой дизайнеров и архитекторов.
На определенном периоде развития бизнеса я потерял большое количество ценных кадров. Люди выгорали, у них начинался кризис, и они просто уходили из профессии. После такого негативного опыта я начал формировать взаимодействие по «бирюзовому» принципу: у нас нет жесткой иерархии, сотрудники распределены на команды, у каждой из которых есть капитан. Я и такие капитаны постоянно следим за колебаниями настроения в коллективе и у каждого отдельного сотрудника. Есть расхожая фраза: «художника обидеть может каждый». Она не случайна, в каждый проект сотрудники вкладывают свое творчество, любая критика воспринимается болезненно. Понимание психологии помогает мне быть посредником между клиентом и дизайнером, подбирать правильные слова, давать корректный фидбэк и заказчикам, и сотрудникам.
Сейчас я вижу свою основную задачу в том, чтобы выявлять самых талантливых дизайнеров, создавать для них комфортную рабочую атмосферу, и только в таком случае команда бюро сможет реализовывать проекты, которые создают благоприятную среду для развития людей.