Территория вкусов
«Садко», Красноярск
Красноярский ресторан Sadko – явление уникальное. Сумели и сохранить память о легендарном «Садко», открывшемся в 50-е годы ХХ века в здании Речного вокзала, и создать на его основе нечто новое, не забывая о традициях, – усилия Berrywood Family город оценил сразу. Концепция ресторана сложилась из близости к Енисею, всем известной былины об отважном купце Садко и диктующих настроение исторических интерьеров Речного вокзала.
Все это успешно реализовала студия LEFTdesign, соединившая отреставрированные детали прежнего ресторана с арт-объектами и работами художников. Окна, не выходящие на реку, теперь закрыты ширмами со сказочными мотивами, а на фоне общей монохромной металлической темы появились яркие акценты в виде кораллов из керамики и гипсового лепного декора.
Удачно объединяет пространство – оба зала ресторана, зоны посадки, бар и открытую кухню – и бетонная «волна», а более 200 светильников-«медуз» на прозрачных проводах придают ту самую красоту и сказочность, которую ожидаешь от названия.
Тема двух миров, земного и подводного, читается и в меню бренд-шефа Михаила Михайлова, где есть и мясо, и локальная рыба, и морепродукты со всего света: от Енисейской Сибири, Дальнего Востока и Мурманской области до удаленных краев – Европы, Африки, Южной Америки (тех мест, где мог путешествовать Садко). А для более полного погружения можно посмотреть фильм «Sadko: история ожила» с комментариями известного ученого и историка сибирской гастрономии Игоря Шеина и архивными кадрами советского «Садко» с его винным клубом.
Адрес: Красноярск, ул. Дубровинского, 1
Padron, Москва
Рadron принес в центр Москвы частичку испано-португальского вайба, один их знаменитый бар чего стоит: он справедливо входит в число самых красивых в Москве.
Небанальная конструкция помещения такова, что получился place in the place – колоритный, как маленькая сокровищница, бар прячется внутри ресторана и живет своей жизнью, если использовать отдельный вход. Его низкий сводчатый потолок полностью выложен узнаваемой голубой плиткой азулежу, на стенах – изображения всех стадий приготовления портвейна в Средние века. Да и сам бар – это такой парафраз средневекового подвального помещения в модной современной упаковке с барной стойкой в виде блестящих боков знаменитых португальских трамваев.
Основное пространство ресторана Folk Team дальневосточное архитектурное бюро LPTV Design тоже наполнило национальным колоритом, но совсем в другом ключе – открытая кирпичная кладка, столбы в чугунных заклепках, винтажная мебель и отсылки к Гауди то в спинках стульев, то в оформлении панорамных окон. И огромные печи на открытой кухне, где мясо и перчики падрон виртуозно готовят мишленовский шеф Адриан Кетглас и бренд-шеф Евгений Цыганов.
Адрес: Москва, Страстной б-р, 7, стр. 1
«Необистро Мирамар», Сочи
Концептуальный проект DelMar Family сам себя описывает как «Русская Ривьера», и с этим не хочется спорить: близость к Южному молу и интерьер в эклектичном стиле сложились в идеальную картину. Тем более что авторы концепции, по их собственному признанию, посвятили ресторан воспоминаниям о прекрасных временах, проведенных в Испании.
Здесь намеренно обратились к плавным линиям и отсутствию острых углов, но главный тон задает обилие натуральных материалов – теплая фактура дерева гармонирует со сливочно-белыми оттенками хлопка и льна, а экстравагантные артефакты вроде гамака под высоким потолком или гирлянды макраме, окружающей люстру, добавляют ресторану пляжного настроения. Как и мебель – мягкие молочные диваны и стулья с плетеной обивкой.
Все это в сочетании с убийственным видом на причал через арочные окна, наполняющие ресторан светом, или с собственной веранды очень напоминает по духу испанскую виллу, но на берегу Черного моря.
Гастрономия в данном контексте тоже не подводит: вас ждет Средиземноморье с щедрыми акцентами европейского люкса в виде трюфеля, крабов, морепродуктов и прочих щедрых даров мира роскоши.
Адрес: Сочи, ул. Войкова, 1
Mume, Москва
У архитектурного бюро Hot Design Folks из Сингапура стояла задача создать дизайн, напоминающий лучшие видовые заведения Гонконга, и оно с этой задачей справилось блестяще: Mume называют самым красивым панорамным рестораном Москва-Сити.
Проект делали, не пугаясь слова «роскошь», – стойка ресепшн вырезана из цельного куска оникса в виде иероглифа «Мэй Хуа», означающего цветок той самой дикой сливы, что дала название проекту. Из индонезийского же оникса сделан и Chef’s Table, на котором подает гастрономические сеты шеф-повар ресторана Джеки Ву, прибывший в Москву из Гонконга. Цельные глыбы весом 300–400 кг для создания этого огромного стола поднимали на 90-й этаж кранами.
О Великой Поднебесной империи в интерьере напоминают колонны с глиняной плиткой ручной работы в форме драконьей чешуи – их «рамкой» окаймляют лакированные алые панели, а также знаменитые кабинеты ресторана: в «Голубом» под потолком можно увидеть инсталляцию из бумажных свитков со стихами о цветах сливы, а «Феникс» украшает купол-люстра весом 400 кг c росписью по мотивам древних китайских легенд.
Также в ресторане в высоких, под потолок стеллажах расставлены книги из семейной коллекции, среди которых есть и уникальные переводы Юнь Дзэн Джао, отца владельца ресторана Владимира Джао, и антикварные китайские вазы ХVII–ХVIII веков.
Все это вместе с блюдами кантонской кухни в авторской интерпретации шеф-повара Джеки Ву – например, уткой по-пекински в нескольких подачах, трепангом с креветкой или абалоном («морским ушком»), который принес шефу в свое время звезду Michelin, – превращает ресторан Mume в своеобразное гастрономическое и культурное посольство Китая.
Адрес: Москва, Пресненская наб., 12 (Башня «Федерация», восточный вход)
Futurist, Санкт-Петербург
Ресторан Futurist в одноименном клубном доме «Футурист» на Барочной – один из самых «архитектурных» в городе. Если вы вобьете в поисковиках «первый футурист в архитектуре», то выйдет имя итальянца Антонио Сант’ Элиа – потолок в ресторане точно совпадет с теми его чертежами, что спустя сто лет сохранились в архивах.
Холодный бетон, несколько теплых оттенков дерева, уникальная мебель и необычные светильники с налетом ретро. Ну и знаменитый орнамент, повторяющий кружевной узор решеток Михайловского сада и росписи Кваренги с лоджии Рафаэля в Эрмитаже. И панорамные окна, что добавляют света и придают ресторану галерейности.
Кухня одного из лучших шеф-поваров города Алексея Алексеева, где в основе нетривиальные сюжеты и суперкачество продуктов, в такой обстановке выглядит еще убедительнее.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Барочная, 6
«Морской», Сочи
Этот проект поражал еще на этапе стройки – одни люстры чего стоили. Ну, и удивительная история места, которое стало символическим наследником одноименного заведения, что открылось в легендарном здании Морпорта в середине 50-х годов ХХ века. Его здесь сохранили с любовью – ресторан находится в одном из крытых двориков, что рядом с главным входом, а легендарный фонтан с девочкой, которая держит в руках рыбку стал его главным украшением.
Морскую тему поддерживают необычные люстры, напоминающие то ли водоросли, то ли кораллы, и мебель бионической формы – словно обкатанные морем камни. И даже панорамные окна становятся рамами для «картин» с уникальным видом на марину и белоснежные яхты.
Каминный зал – чуть более камерный и больше напоминает уютную кают-компанию, где в центре внимания – блюда от бренд-шефа Ильи Захарова, который точно знает, как раскрыть все яркие вкусы даров моря.
Адрес: Сочи, ул. Войкова,1 (Морской вокзал)
Café Krasnodar, Краснодар
Café Krasnodar, что в знаменитом парке «Краснодар» – это целый тропический мир с оттенками хайтека на 600 квадратных метрах. Проектированием заведения занимался санкт-петербургский архитектор Максим Рымарь – он же делал интерьеры стадиона «Краснодар Арена», который в 2017 году вошел в тройку лучших стадионов мира.
Дизайн Café Krasnodar крутится вокруг винтовой лестницы в самом центре зала, которая соединяет открытую террасу и основное пространство ресторана, винную комнату, оформленную как современный погребок, а также зону бара, символизирующую фонтан. Над баром – 14 000 (!) металлических «кувшинок», а сам потолок символизирует перевернутое озеро. Если сможете оторвать взгляд от потолка, то не пропустите пол, что тоже не обделен благородными материалами – в паркете из ореха латунные вставки подчеркивают сходство с листом папоротника в разрезе, а черно-белый мрамор добавляет графичности.
Столы с мраморными столешницами, стулья GUBI, удобные диваны Thonet, обитые шелковым бархатом Dedar – почти вся мебель сделана на заказ на мебельных производствах Санкт-Петербурга и Краснодара. В сочетании с массой экзотических растений – пальмами ховея и кариота, монстерами, лировидными фикусами и так далее – возникает ощущение настоящего тропического острова.
Ну, и как забыть про стеклянную ширму-«водопад» ручной работы, что подвешена на латунных стержнях, где рельеф с рисунком «шеврон» на каменных панелях выполнен с помощью 3D фрезеровки.
Меню Café Krasnodar в стиле южного фьюжн, что бы это не значило, всему этому интерьеру вполне соответствует. Как и стратегические запасы винной комнаты, где около 300 вин со всего света, а южные вина от больше чем трех десятков российских виноделен становятся ярким акцентом.
Адрес: Краснодар, ул. Разведчика Леонова, 4
Artest, Москва
Еще до обращения в студию Veter design & architecture шеф-повар проекта Артем Естафьев – сам графический дизайнер по образованию – собрал все референсы и подробно описал концепцию совместного с Аркадием Новиковым ресторана авторской кухни. Он еще и предоставил студии свои чертежи-зарисовки и вариации пространства первого этажа. И после работы со специалистами студии пространство в двухэтажном особняке XIX века получилось именно таким самобытным, как и задумывалось, – команда смогла воплотить эти идеи в жизнь.
Параллельное измерение гости начинают изучать на минус первом этаже – там находится лаборатория ARTLAB, где символически появляется «зерно», над ней – таинственный зал Chef’s Table, где поварские острова из патинированной латуни – про богатства земных недр, ставни а-ля пластинки грибов сохраняют сумрак, а в глубоком глянцевом зеркале Кристофа Ганьона отражаются матовые стены вулканического оттенка.
А над всем эти магическим сумраком – полный солнца и света Каминный зал, где сюжет пишется вокруг инсталляции с очагом.
Все это стало отличными декорациями для философских сетов от шефа Естафьева, где есть и игра, и волшебство, и даже ингредиент-«загадка». И сразу ясно, что две звезды «Мишлен» Chef’s Table здесь получил неслучайно.
Адрес: Москва, Трубниковский пер.,15, стр. 2
WA Garden, Москва
Пожалуй, это самый впечатляющий на сегодня японский ресторан в Москве, вернее, сразу три японских ресторана в одном проекте White Rabbit Family – WA Garden. Начинался он в тесном содружестве с Японией, но произошло, что произошло. И спустя еще три года WA Garden все-таки появился в Москве, сразу став Меккой не только для гурманов, но и эстетов.
Что неудивительно, учитывая, сколько времени команда White Rabbit провела в Япони. Изучая местную культуру. Да и за интерьер дизайнер Мария Жукова взялась вместе с японским архитектором Шимидзу Кеничи.
В Ayu Sushi, первом из трех японских ресторанов нового проекта, гостей удивляют стойкой вокруг открытой кухни на 15 человек из белого кипариса хиноки, что используют для строительства синтоистских храмов – выращивая дерево 300 лет и 25 лет высушивая. Предварительная стоимость этой стойки – порядка 16 млн рублей, эффект – бесценен. Настроение усиливают потолок из плетеной сакуры и аутентичная сервировка с изящными деревянными рыбками-подставками для палочек.
Крабовый ресторан Uchiwa, чье название переводится как «военный веер», встречает подлинными доспехами самурая «Мару-до ерой» – именно узоры панциря краба подсказали древним воинам идею необычного оружия. Аскетичность окружения выглядит тщательно продуманной, а арт-объекты вроде резных деревянных панелей и свитков с акварелями только подчеркивают общую атмосферу.
История ресторана якинику Tajiri Go строится вокруг говядины вагю из префектуры Миядзаки острова Кюсю и имени знаменитого быка Таджири Го – родоначальника 99,99% поголовья мясных коров тадзима. Здесь пространство в стиле васицу («бумажная комната») заполняют раздвижные бумажные двери-фусума, плетеные циновки татами и ниша для декоративных предметов токонома – самое почетное место в доме. Неудивительно, что при входе гостей аутентично просят снимать обувь, а все предметы – от мебели до кимоно, в которых изящные хостес приветствуют гостей, и даже доски для разделки рыбы были привезены из Японии, многие – по личному выбору Бориса Зарькова.
Адрес: Москва, Романов переулок, 2, стр. 1 (1 этаж БЦ «Романов Двор»)
«Айна», Москва
Слово «айна» переводится с татарского как «зеркало», а древняя руна, означающая «возглас знания», появляется не только в названии, но и в меню, на номерках для одежды и даже на столовых приборах. Над дизайном ресторана архитектурное бюро MMZ Project работало больше года – интерьер стал путешествием по ландшафтам России «от гор до океана через поля и леса».
В оформлении все получилось крайне гармонично – из дерева сделаны столы, колонны и светильники, а плавные линии стульев и тумб словно обкатаны морем. В первом зале сюжет строится вокруг священного очага, который символизирует печь – тут же и длинный chef’s table для ужинов. Во втором эклектику усиливают две оригинальные арки-порталы: из пшеничных колосьев, с которыми принято связывать образ богатства и плодородия, и орешника, что был у славян священным.
В сочетании с меню с кухней народов России от шеф-повара Дмитрия Нечитайлова (15 Kitchen bar, Artest) – новый гастрономический и культурный опыт гарантирован.
P.S. Это место стало для меня открытием этого года и теперь я фанат.
Адрес: Москва, ул. Остоженка, д. 14/2