Войти в сообщество
Кто-то любит ходить на выставки один, а кто-то в компании. Но, безусловно, каждый будет рад обсудить увиденное с таким же увлеченным поклонником искусства. Совместные арт-походы – лишь одна из сфер деятельности клуба коллекционеров Cosmoscow. Его задачи гораздо шире.
Клуб коллекционеров Cosmoscow зародился в конце 2017-го – начале 2018-го как органичная часть «экосистемы» одноименной международной ярмарки современного искусства. На тот момент ярмарка уже провела свой пятый выпуск и продемонстрировала активно растущий интерес со стороны как российских, так и международных участников.
И организаторам стала очевидной необходимость в формировании аудитории грамотных покупателей – которая была бы в состоянии не только разбираться в современном искусстве и осознанно приобретать его, но и понимать цели и задачи собственно ярмарки. В таких обстоятельствах в кулуарах ярмарки и возник клуб коллекционеров.
Прежде всего его будущими членами двигало желание совместных арт-походов на выставки с возможностью общения с кураторами и художниками и арт-путешествий с посещением знаковых зарубежных ярмарок.
Одним из первых таких путешествий клуба стала поездка на Art Miami в 2018 году – узким кругом знакомых и друзей основателя ярмарки Cosmoscow Маргариты Пушкиной. Именно у них возник подобный запрос. И на тот момент это было абсолютно ново: столь популярные сейчас арт-туры еще не практиковались, и клубов «около искусства» тоже еще не было. Клуб коллекционеров Cosmoscow стал первым.
Но идея витала в воздухе, и ее воплощение не заставило себя долго ждать. «Сегодня и у Ирины Вольской есть клуб (VI Community. – Прим. ред.), который направлен на события в области культуры и искусства. И школа Masters организует поездки, и клуб A-House, и многие другие. Но наш фокус – именно на актуальной современной культуре и искусстве. Мы не только изучаем визуальное искусство, но и смотрим балетные постановки, слушаем музыку – как бы напитываемся современной культурой в целом», – рассказывает Элен Рожнова, руководитель клуба коллекционеров Cosmoscow.
Одним из безусловных преимуществ и ярких отличительных особенностей клуба Рожнова считает международный бренд Cosmoscow. Сложившаяся репутация ярмарки открывает много возможностей и для членов клуба.
Причем этот принцип работает не только в России, но и за рубежом. Имя Cosmoscow вызывает особое отношение не только со стороны директоров музеев и даже администрации, например, Нижнего Новгорода, где, узнав о визите клуба, рады были оказать любую организационную помощь, но и со стороны международных институций. Так, в апреле клуб совершил поездку в Саудовскую Аравию именно по приглашению руководства состоявшейся там Diriyah Biennale.
Конечно, уровень встреч, которые проходят в таких арт-турах, совершенно иной. С самого начала клуб был закрытым. Тем не менее вступить в него можно. Помимо гостей ярмарки и ее амбассадоров, среди друзей, а соответственно, и членов клуба – известные российские коллекционеры.
Также автоматически его членами становятся участники патронской программы Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. Но членство возможно и для тех, кто «зашел через сайт». В этом случае главным фактором становится мотивация человека, которая выявляется в том числе на собеседовании.
Именно newcomers/новички составляют самую активную часть клуба. «Это те, кто начал покупать искусство сравнительно недавно. Им нужно понимать, как это все работает. Им интересно знакомиться с галеристами, со всеми институциями, которые присутствуют в поле современного искусства, и с экспертами, которые помогут и выбрать, и разобраться в том числе в вопросе ценообразования», – поясняет Рожнова.
К слову, поскольку ярмарка не поддерживает какую-либо одну галерею, то она и не делает каких-то акцентов и предпочтений, а значит, представляет независимый взгляд на арт-рыночную ситуацию. И это тоже одно из преимуществ, которое транслируется клубу.
Для новичков открывается доступ на важные ежегодные закрытые мероприятия, в том числе гостиную с Маргаритой Пушкиной, ужины Cosmoscow, где за одним столом собираются и маститые, и начинающие коллекционеры. Но это, конечно, не единственная возможность обмена опытом. «К старшим товарищам мы ходим в гости – и это очень ценно», – утверждает Элен Рожнова.
В самом деле, общение с такими крупными собирателями, как Роман Бабичев или Борис Фридман, для которых коллекционирование давно уже вышло за рамки увлечения и, по сути, стало профессией, – среди «плановых мероприятий» клуба. Именно из первых уст новички могут узнать обо всех нюансах – начиная с покупки произведений искусства и заканчивая условиями их хранения и обслуживания. И мэтры, не скупясь, делятся информацией, потому что видят живое участие и искренний, неподдельный интерес.
Неудивительно, что известные коллекционеры нередко составляют компанию newcomers и в арт-путешествиях. Помимо того что эти мероприятия идеально решают вопрос досуга (организаторы берут на себя разработку и согласование программы вплоть до размещения и логистики), в совместных поездках крепнет и успешно развивается содружество по-настоящему увлеченных людей.