Хрупкая культура

Как памятник архитектуры Ярославля превратился в музей фарфора

На Волжской набережной в Ярославле гордо возвышается изящное здание в стиле позднего классицизма. Его построил когда-то Дмитрий Рукавичников (Рукавишников), сын богатого ярославского кожевенника Сергея Андреева Рукавичника.

Позже домом владели другие купцы, затем в нем квартировали чиновники и военные, а в 1869 году дом был передан Ярославскому обществу врачей.

С годами здание, несмотря на то что это памятник культурного наследия, ветшало и фактически пришло в плачевный вид. Но, к счастью, стараниями местного мецената Вадима Орлова в 2000-х годах дом обрел вторую жизнь. И превратился в музей.

Дело в том, что Вадим Юрьевич Орлов (к сожалению, ныне покойный) на протяжении нескольких десятилетий увлекался собиранием фарфора. «Я начал коллекционирование предметов русской старины и каслинского литья в конце 80-х годов. Сначала побудительным мотивом был простой интерес, а сейчас – еще и желание сохранить вещи, которые создали наши предки, показать, насколько искусно они их делали», – рассказывал в свое время сам Вадим Орлов.

Именно эта коллекция и стала основой экспозиции музея. А возникла она случайно, благодаря работе фабрики Гарднера.

«Вадим Юрьевич купил где-то в командировке фигурку – три подвыпивших мужичка идут в обнимку. И начал собирать такие сюжеты: ему нравились образы деревенских людей, торговцев, ремесленников, тружеников. Его очень восхищало мастерство русских мастеров и одновременно история. Ведь фарфор прекрасно передает историю народа – как люди работали, жили, как гуляли, как пели или танцевали. Все в этих фигурках. Постепенно география экспонатов разных фарфоровых заводов увеличивалась», – рассказывает Анна Орлова, директор Музея им. В. Ю. Орлова.

Для Орлова тема труда была очень близка: он родился в семье сельского учителя, в молодости пришел простым слесарем работать на завод «Ярославский технический углерод» – и вырос до председателя совета директоров.

«Но Вадим Юрьевич всегда думал о людях. Первое, что он сделал, – отремонтировал для рабочих душевые, раздевалки, появилась прачечная. Пустил бесплатные автобусы для сотрудников. Завод выдает беспроцентные ссуды на жилье своим работникам, поэтому и текучки кадров практически нет», – замечает Орлова.

Между тем коллекция фарфора так разрослась, что экспонаты стояли везде: не только дома, где даже от тяжести рушились полки шкафов, но и в рабочем заводском кабинете Вадима Орлова и даже в кабинетах его сотрудников. Коллекцией очень хотелось делиться: Вадим Юрьевич мечтал, чтобы эту красоту могли видеть все желающие.

«А началась коллекция с работы завода Гарднера, купленной в... командировке»

Тут все и сложилось. Появилась мысль, что именно пустующий особняк, бывший Дом общества врачей, сможет стать Домом музея фарфора. В 2014 году завод купил здание на средства из прибыли, начались реставрационные работы. К ним подключилось художественное бюро «Ярреставратор» во главе с Олегом Бересневым, который занимается восстановлением храмов и исторических памятников.

«Наш дом был самым крупным объектом по объему работ. Несколько этажей, подвал. Надо было и приспособить помещение под музей, и при этом сохранить в исходном виде здание с учетом его ценности. Всю лепнину, потолки, стены. Много было требований к оконным и дверным проемам. При этом нужно было соблюсти правила и с точки зрения Минкульта РФ, и охраны памятников, и пожарной безопасности, но мы справились», – рассказывает Анна Орлова.

К сожалению, открывался музей в 2018 году уже без его основателя. Вадим Орлов ушел из жизни в 2016 году – и очень торопился, чтобы успеть все завершить. «Он покупал новые экспонаты своей коллекции и сразу говорил: «Это пойдет в музей», хотя в здании еще была разруха, – замечает Анна Орлова. – Но Вадим Юрьевич твердо верил, что музей будет. И заражал своим авторитетом, уверенностью и вдохновением окружающих».

В прошлом году музей отметил свой первый юбилей – пять лет. Сейчас в доме на Волжской набережной выставлена огромная коллекция фарфора, которая показывает довольно полную картину развития производства фарфора и фаянса в России. А еще здесь сотни экспонатов из серебра, чугунного литья и другие предметы, представляющие различные ремесла и искусство. Здесь же проходят и мастер-классы, музыкальные вечера, концерты – музей стал точкой притяжения для жителей и гостей города.

Дело Вадима Орлова продолжает жить: его подхватили близкие и коллектив завода «Ярославский технический углерод». Для предприятия это объект гордости, а для членов семьи, конечно, память и такое же ценное детище, каким оно было для его основателя.

Читайте также