Льготное финансирование инфраструктуры может поддержать экономику

Высокий уровень ключевой ставки привел к ажиотажному спросу на льготные кредиты и создал риски исчерпания лимитов на их выдачу
Денис Абрамов / Ведомости
Денис Абрамов / Ведомости

Вложения в инфраструктуру – мощный драйвер роста экономики. Но в условиях высоких процентных ставок привлечение финансирования на рыночных условиях для реализации инфраструктурных проектов затруднительно, возможности же льготного кредитования ограничены лимитами на предоставление господдержки в рамках соответствующих программ.

Согласно исследованию «ВТБ Инфраструктурный холдинг» (ВТБ ИХ), специфика доступности льготного финансирования для инфраструктурных и промышленных проектов заключается в том, что на эти сферы приходится только 7,5% всего льготного кредитования, а остальные объемы относятся к ипотечным кредитам (почти две трети), агросектору и малому и среднему предпринимательству (примерно по 14%). При этом финансирование этой сферы в условиях высокой ключевой ставки, по данным аналитиков, создает меньшие риски для проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, а иногда даже замедляет инфляцию (например, при росте производительности труда).

Аналитики оценивают ежегодную потребность в кредитовании концессионных и ГЧП‑проектов, в рамках которых создается новая инфраструктура, в 550–750 млрд руб., что соответствует примерно 1% портфеля корпоративных кредитов реального сектора. Даже увеличение этого уровня в полтора-два раза с помощью льготного кредитования или других мер не создаст больших рисков, но будет стимулировать социально-экономическое развитие и рост инвестиционной привлекательности территорий, говорится в исследовании.

На экономическое развитие страны и регионов развитие инфраструктуры влияет напрямую, говорит директор департамента инвестиций и рынков капитала консалтинговой компании Kept Сергей Игнатущенко. В мировом опыте анализа инфраструктурных проектов выделяют целый ряд эффектов, рассказывает он: прямые, косвенные, индуцированные, каталитические и другие. «Это больше, чем влияние на рост ВВП, это влияние на благосостояние общества, поскольку инфраструктура обеспечивает не только потребности экономики, но и качество жизни людей, безопасность, здоровье, мобильность, улучшение экологической обстановки, городской среды и т. д.», – считает эксперт.

От объема инфраструктурных инвестиций зависит интенсивность экономического роста, соглашается генеральный директор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова. Так, на этапе строительства они, например, стимулируют работу строительных организаций и компаний из смежных отраслей (производства строительных материалов, металлургии, добычи полезных ископаемых и др.). Построенные инфраструктурные объекты, в свою очередь, повышают инвестиционную активность девелоперов, промышленных компаний, организаций малого и среднего бизнеса, обеспечивают иные, более высокие условия жизни для населения, повышают привлекательность территории. Поэтому в инфраструктурных инвестициях и новых проектах нуждаются и экономика в целом, и отдельные регионы. Во многих странах инфраструктурные вложения используют в качестве инструмента для ускоренного экономического развития, один из наиболее ярких примеров – Китай, отмечает Галактионова.

«Без развития инфраструктуры последствия внешних шоков были бы тяжелее, а восстановление экономической активности – сложнее, – обращает внимание главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. – Инфраструктура позволяет наращивать активность в новых местах, задействовать неиспользованные ресурсы как по РФ в целом, так и в отдельных регионах».

По подсчетам ВТБ ИХ, успешная реализация перспективных инфраструктурных проектов в 2030-х гг. может приносить российской экономике до 1,5% прироста ВВП ежегодно, создать более 373 600 рабочих мест и повысить качество жизни 74,2 млн человек за счет улучшения транспортной, социальной и IT-инфраструктуры. При этом отдача на каждый вложенный в такие проекты рубль составит 2,3 руб. в виде социально-экономических эффектов.

Инфраструктурная недостаточность

На сегодняшний день состояние российской инфраструктуры можно назвать сдерживающим фактором для развития экономики. «Суммарно недостаточность инфраструктуры снижает ВВП нашей страны, по разным оценкам, на величину от 5% до 10%», – говорит заместитель председателя правления Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредитов и генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук.

Вместе с тем, как отмечает проректор по научной работе Финансового университета Светлана Солянникова, в последние годы динамика инвестиций в инфраструктурные проекты как на федеральном, так и на региональном уровне положительная. Этому способствует активная бюджетная политика федерального правительства. Она подразумевает использование разнообразной линейки инструментов для стимулирования роста инвестиций за счет средств бюджетов субъектов федерации (инфраструктурные бюджетные кредиты, софинансирование индивидуальных программ социально-экономического развития регионов, субсидирование мероприятий в рамках государственных программ), а также за счет привлечения частных инвестиций, чему способствует программа «Фабрика проектного финансирования» ВЭБ.РФ.

По оценкам Sherpa Group, общие бюджетные и внебюджетные вложения в инфраструктуру в 2023 г. составили порядка 5,9 трлн руб. Но, как говорит Галактионова, несмотря на то что суммарно эти расходы имели восходящую динамику (+11% к 2022 г.), в очищенном от инфляции выражении рост составляет лишь 3‒4%, что не очень много. По итогам 2024 г. рост может оказаться нулевым, возможно даже снижение объемов инвестиций из-за более сдержанного финансирования со стороны региональных бюджетов и частного капитала, прогнозирует эксперт.

В ВТБ ИХ рассматривают три сценария при прогнозировании долгосрочной динамики инфраструктурных инвестиций в России. Согласно первому, оптимистичному, в период с 2025 г. по 2035 г. для финансирования только «перспективных» (то есть наиболее технологичных и во многом определяющих дальнейшее развитие своих отраслей) инфраструктурных проектов потребуется 24,8 трлн руб., «базовый» сценарий потребует 18,5 трлн руб., «пессимистичный» – 12,5 трлн.

При этом инфраструктурные расходы федерального и консолидированных региональных бюджетов на новые проекты по более широкому кругу сфер, включая социальную, коммунальную и энергетическую отрасли, в перспективе до 2035 г. не будут превышать 15,3‒17,2 трлн руб. По подсчетам аналитиков ВТБ ИХ, для реализации их оптимистичного сценария будет не хватать около 55% средств, или 13,6 трлн руб., базового – до 39%, или около 7,3 трлн руб., а пессимистического – 10%, или 1,3 трлн руб.

«По нашей оценке, инфраструктурная отрасль недофинансирована, ежегодно ей требуется еще около 30‒35% от существующих вложений», – говорит Галактионова. По ее словам, нынешний объем средств может обеспечивать ремонт, содержание и в некоторых случаях модернизацию и строительство инфраструктурных объектов, но для ускоренного роста в отрасли и экономике таких вложений не хватает.

Частное дело

По мнению экспертов ВТБ ИХ, нехватку государственных вложений в инфраструктуру могут заместить внебюджетные источники. Главный способ их привлечения – механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Этот сегмент активно развивается. С 2010 г. по 2023 г. он вырос с 0,1 трлн руб. до 4,8 трлн руб. (средний рост более 30% в год). При этом из всего объема инвестиций более 69% (3,3 трлн руб.) было профинансировано частным капиталом. Объем перспективных проектов ГЧП на горизонте нескольких лет – 5,6 трлн руб., из которых объем частных инвестиций может составить 3,3 трлн руб. (59%), подсчитали в ВТБ ИХ.

ГЧП позволяет ускоренными темпами сократить инфраструктурные разрывы за счет частных инвестиций, на них сейчас приходится примерно 2/3 общих вложений в инфраструктуру в рамках данного механизма, то есть на каждый бюджетный рубль инвесторы дают два, говорит Ярмальчук. Главная особенность частного капитала – он обеспечивает эффективность, то есть проекты реализуются быстрее, жестче контроль бюджетов, качество проектов выше, поскольку инвесторы строят объекты, зная, что еще много лет им их эксплуатировать, отмечает Игнатущенко.

«Софинансирование от частного капитала усиливает проекты и повышает качество их реализации, – считает Табах. – В Москве инвестиции частного бизнеса, увязанные с крупными проектами, кратно превышают вложения городского бюджета – это очень позитивный пример».

По данным Национального центра ГЧП, в ГИС «Торги» с начала 2024 г. к середине ноября опубликовано 765 проектов ГЧП, на 682,3 млрд руб., из них планируемые частные инвестиции – 457,1 млрд руб. По итогам октября органами власти и местного самоуправления опубликовано 118 проектов стоимостью свыше 50 млрд руб. – это один из самых высоких показателей в этом году. «Мы продолжаем фиксировать высокую активность по новым инвестпредложениям. Год к году выросло и число новых заявленных лотов примерно на 7%, и общая стоимость проектов из-за их удорожания – примерно на 40%., – говорит гендиректор Национального центра ГЧП Андрей Самохин. – Насколько реалистичными окажутся планы инвесторов и публичной стороны в текущих условиях, покажут итоги торгов и данные мониторинга реализации проектов». При этом, как отмечает эксперт, в предыдущие два года практически половина предполагаемых инвестиций в ГЧП пришлись на проекты, которые реализуются с привлечением федеральных мер поддержки и инструментария ВЭБ.РФ, Дом.РФ и других институтов развития.

Банковский вклад

Львиная доля частных инвестиций в инфраструктуру обеспечивают банки. В структуре частных инвестиций в инфраструктурные проекты 70‒90% общего объема составляет банковское финансирование, причем это не только кредиты, но и инвестиции в собственный капитал проектных компаний-концессионеров, поясняет Ярмальчук. По словам Игнатущенко, банковское финансирование присутствует почти во всех капиталоемких инфраструктурных проектах.

Банковское кредитное финансирование позволяет инвесторам использовать кредитные средства в качестве основного источника и таким образом повысить «финансовый рычаг» проекта. Доля кредитных средств в некоторых сделках может достигать 90% против 10% акционерного участия, отмечают в ВТБ ИХ.

Если посмотреть на мировую практику, банки обычно играют относительно небольшую роль в финансировании инфраструктурных проектов, они не обладают длинными деньгами, и для них это сложная задача, рассказывает зампредседателя ВЭБ Юрий Корсун. Поэтому основными игроками здесь выступают институциональные инвесторы и различные фонды, в том числе пенсионные и специальные инфраструктурные фонды. В России же данные институты не развиты, поэтому банкам приходится брать на себя роль основных кредиторов; использование небанковских источников частного финансирования – скорее, исключение.

Галактионова оценивает долю банковского финансирования в крупных концессиях и ГЧП-проектах в 65‒70% их общей стоимости. Другая возможность привлечения заемных средств в проект – долгосрочные облигационные заимствования – предполагает, по ее словам, проактивное участие компаний, наличие у них рейтинга, готовность к открытости и публичности результатов финансовой деятельности, поэтому в основном их применяют крупные и опытные участники рынка.

Льготное недофинансирование

В настоящее время из-за высокой ключевой ставки Банка России банки тоже вынуждены повышать свои кредитные ставки, что ведет к тому, что рушится экономика большинства инфраструктурных проектов на условиях ГЧП, рассказывает Ярмальчук. Предотвратить такой сценарий, возможно, помогла бы масштабная государственная поддержка. Субсидии на частичную компенсацию процентных ставок и другие меры финансовой господдержки, например принятия государством валютных рисков, чтобы инвесторы могли привлекать иностранные кредиты, могли бы восстановить экономику инфраструктурных проектов, полагает эксперт.

В условиях очень высоких ставок по кредитам и ограниченному доступу к рынкам капитала льготные кредиты играют очень большую роль, говорит Табах, Галактионова также отмечает высокий спрос на данный вид финансирования.

Наибольшим спросом сейчас пользуются проекты смешанного финансирования инфраструктурных проектов, которые предполагают сочетание финансирования от институтов развития, льготного государственного финансирования и коммерческого финансирования, говорит Солянникова. «Востребованность таких сложных механизмов обусловлена невозможностью финансирования инфраструктурных проектов только лишь одним участником, ввиду недостаточности бюджетных средств, с одной стороны, и неготовностью бизнеса и коммерческих банков нести высокие риски ‒ с другой», – объясняет она мотивы участников рынка.

Действительно, кредитование с господдержкой значительно снижает риски как банков, так и заемщиков. В рамках «Фабрики проектного финансирования» ВЭБ.РФ субсидия по синдицированным кредитам, по сути, представляет собой защиту от риска изменения процентных ставок: в случае роста ключевой ставки ЦБ кредиторам компенсируется сумма, рассчитываемая, исходя из разницы текущей ставки ЦБ и той, которая определяется правилами программы, что для большинства текущих заемщиков Фабрики составляет около 7%, рассказывает Корсун. «Это крайне важно для банков, – поясняет он. – Поскольку в инфраструктурных проектах характерные сроки реализации – 15 лет, а на таких временных отрезках процентные риски реализуются практически всегда».

Аналогичным образом данная схема защищает и инвестора инфраструктурного проекта: в отсутствие процентного риска он точно знает максимальный размер процентных расходов в проекте. По словам Корсуна, в текущих условиях высоких рыночных ставок спрос на такое кредитование очень велик: «У нас выстроилась целая очередь, но возможности бюджета не безграничны, приходится отбирать проекты в соответствии с государственными приоритетами, при этом различные инфраструктурные проекты конкурируют не только между собой, но и с проектами развития промышленности».

Лимиты льготного кредитования для госкорпорации развития ВЭБ.РФ в рамках «Фабрики проектного финансирования» в 2024 г. были увеличены на 100 млрд руб., до 600 млрд руб., отмечают аналитики ВТБ ИХ, но этот инструмент используется для сверхкрупных проектов (в среднем с инвестициями около 100 млрд руб.). Небольшие же инвестпроекты продолжит поддерживать Фонд развития промышленности, который в ближайшие пять лет планируется докапитализировать на 300 млрд руб.

Но в любом случае, считают в ВТБ ИХ, высокий уровень ключевой ставки создает риски пересмотра либо ускоренного исчерпания лимитов программ льготного кредитования и субсидирования.

По мнению аналитиков, в этих условиях возрастает роль адресной поддержки проектов, а успешность ее получения во многом зависит от отрасли. Больше шансов на реализацию, согласно исследованию, – у промышленных и инфраструктурных инициатив, которые обладают приоритетным с точки зрения государства характером: проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, импортозамещения, модернизации сферы ЖКХ, создания туристической инфраструктуры, обновления общественного транспорта.