С поддержкой через границу

Зачем российские компании развивают экспорт в новых направлениях
При поддержке РЭЦа российские предприниматели участвуют в международных выставках и бизнес-миссиях (на фото – Gulfood 2023 (ОАЭ) 
При поддержке РЭЦа российские предприниматели участвуют в международных выставках и бизнес-миссиях (на фото – Gulfood 2023 (ОАЭ)  /Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Гранола под маркой Bionova продается сегодня практически во всех российских торговых сетях и экспортируется в 11 стран, главным образом страны СНГ, но также в Молдавию, Грузию, Монголию, готовится выход на рынки Китая и Саудовской Аравии. История этого бренда началась в 2000-х гг., когда 17-летняя Александра Гудимова, ученица хореографической академии при Большом театре, получила тяжелую травму колена и ее мечты о карьере балерины рухнули. После этого она поступила в Международную высшую школу бизнеса МИРБИС и, проходя практику на третьем курсе, решила воплотить в жизнь проект, связанный с собственной привычкой к спорту и здоровому питанию, а заодно поучаствовать в семейном бизнесе, рассказала Гудимова «Ведомости. Промышленности и инфраструктуре». Ее отец был сооснователем компании «Новапродукт АГ», которая на тот момент специализировалась на производстве заменителей сахара Novasweet и растворимых напитков Chikoroff. Александра предложила руководству компании запуск нового продукта – овсяных хлопьев, запеченных вместе с сублимированными ягодами, фруктами и орехами. В России на тот момент гранола еще представлена не была, поэтому продукт стали называть более привычным для российского потребителя словом – мюсли.

К запуску новой продукции Александра отнеслась серьезно. Вместе с представителями компании она посетила несколько предприятий за рубежом, чтобы изучить технологию. По ее словам, ей важно было сделать полезный продукт: гранолу стали производить без добавления сахара и без пальмового масла. В итоге, когда производство было налажено, продукция быстро завоевала покупателя. В 2023 г., по подсчетам NielsenIQ RMS, гранола Bionova стала российским лидером по продажам в своем сегменте (цифры компания не раскрывает). Запустив новый бренд и окончив школу бизнеса, Гудимова сосредоточилась на семейном бизнесе, заняв в компании должность директора по маркетингу. Сейчас линейка продуктов «Новапродукт АГ» включает в себя помимо перечисленного протеиновые и фруктово-ореховые батончики, супы, каши, шейки, смеси. Помимо брендов Bionova и Novasweet добавились бренды «Ол’лайт», Chikoroff. Также «Новапродукт АГ» производит продукцию СТМ для ритейлеров «Вкусвилл», «Лента», X5 Group, «Ашан», а также авиакомпании S7.

Экспортом компания занялась в 2005 г., но до 2019 г. единственным экспортным направлением оставалась Республика Беларусь.

Активно же развивать внешнеторговое направление компания стала в 2019-м, после начала сотрудничества с Российским экспортным центром (РЭЦ), предоставляющим услуги по поддержке ННЭ российских компаний. В первый же год этого сотрудничества экспортные поставки компании выросли на 40%, а доля экспорта от общего оборота составила 10%.

«Главное, в чем ощущается помощь, – это участие в международных выставках», – рассказывает Гудимова. При поддержке РЭЦа «Новапродукт АГ» приняла участие в международных выставках и бизнес-миссиях Saudi Agriculture 2022 (КСА), Gulfood 2023 (ОАЭ), «Бизнес-миссия 2024» (Армения). Другими важными направлениями поддержки, по словам Гудимовой, являются страхование экспортных контрактов и необходимая для экспорта сертификация продукции. В результате по итогам 2024 г. ожидается, что доля экспорта в продажах компании составит уже 21%.

Расширение экспорта требует расширения производства, поэтому в 2022 г. компания купила новую производственную площадку в Подольске. «Территория выросла больше чем в 4 раза, площадь производства – с 4500 кв. м до 12 500 кв. м. И мы планируем развиваться дальше», – рассказывает Гудимова.

Развитию ННЭ последние годы в России уделяют особое внимание. В 2019 г. в России заработал национальный проект «Международная кооперация и экспорт», в январе 2021 г. его переработали, обновив основные параметры и инструменты государственной поддержки. Изначально он был рассчитан на шесть лет – до 31 декабря 2024 г., однако в конце сентября этого года на заседании президиума Госсовета по вопросу развития экспорта президент Владимир Путин заявил, что проект будет продлен до 2030 г. Значительная часть программ нацпроекта реализуется через государственный институт развития ННЭ РЭЦ и цифровую платформу «Мой экспорт» (16+).

На том же мероприятии Путин озвучил объемы роста ННЭ: с 2001 по 2023 г., по словам президента, объем ННЭ России вырос более чем в 4 раза, с $36 млрд до $148 млрд. География экспорта, по его словам, меняется: по объективным причинам сокращается объем поставок на рынки Европы и Америки, но усиленными темпами растет экспорт в азиатские страны, страны Африки и Латинской Америки и страны СНГ.

Так, производитель безалкогольных напитков из Ленинградской области «Джаффа Джус» только в 2022 г., начав сотрудничество с РЭЦом, увеличил объемы экспортных поставок на 200%. По словам руководителя направления экспорта «Джаффа Джус» Виталия Столбова, продукция компании относится к высокому ценовому сегменту, однако благодаря интересу к инновационным продуктам и здоровому образу жизни ягодные соки прямого отжима, комбуча и фруктово-ягодные квасы, безалкогольное шампанское и другие ферментированные напитки для детей и взрослых производства «Джаффа Джус» пользуются хорошим спросом за рубежом. Благодаря господдержке компания смогла открыть свой магазин на платформе Alibaba.com и выйти на рынок Вьетнама, который, по словам Столбова, является для компании мостиком для продвижения в Китай. «Вьетнам привлекателен, в частности, как регион для реэкспорта в страны с высокими импортными пошлинами, такие как Китай и Камбоджа», – объясняет Столбов. В марте этого года компания открыла филиал в Китае, ранее там уже было создано ее представительство. «В результате по итогам этого года прирост экспорта составит не менее 25%, – прогнозирует Столбов. – Основной экспортный рынок для нас все еще Казахстан. Благодаря участию в организованной в рамках нацпроекта бизнес-миссии удалось заключить договор с крупнейшим интернет-магазином в стране FLIP.KZ, и теперь как минимум одна точка продаж у «Джаффа Джус» есть в каждом городе Казахстана».

Помимо участия в бизнес-миссиях «Джаффа Джус», по словам Столбова, активно пользовалась такими услугами поддержки, как помощь в поиске иностранного покупателя, оформление отчетов по импорту-экспорту, ее сотрудники проходили специализированные обучающие программы «Школы экспорта». Также компания принимала участие в международных выставках.

«Участие в международных выставках вместе с РЭЦом и компенсация расходов за самостоятельное участие – это действительно один из самых эффективных способов поддержки экспортеров», – соглашается коммерческий директор компании «НПФ «Медтехника» Илья Белов. Петербургский производитель инновационного медицинского оборудования для иммобилизации и реабилитации занялся экспортной деятельностью 11 лет назад (а создана компания 30 лет назад). Пока компании удалось завоевать только рынки стран СНГ – продукция широко представлена в Казахстане и Белоруссии, в прошлом году заключен первый контракт с Узбекистаном, есть небольшой объем поставок в Киргизию. «Сейчас экспорт занимает 10–12% продаж, как правило, на зарубежных рынках удается продавать продукцию примерно на 10% дороже, чем на внутреннем рынке», – рассказывает гендиректор «Медтехники» Сергей Белецкий. Во многом, признает Белецкий, экспорт для предприятия – история имиджевая. Имея репутацию компании, представленной на мировых рынках, «Медтехника» усиливает продажи на внутренних рынках, это значительно повышает доверие со стороны покупателей. Однако, учитывая поддержку государства, экспорт выгоден и экономически. «В следующем году за счет роста продаж мы перестанем быть малым предприятием и налоговая политика для нашей компании изменится. В этих условиях компенсация затрат на международные выставки и мероприятия, экономия на логистике и оформлении документации, а также иные формы экономической помощи в экспортной деятельности со стороны государства становятся для нас особенно ценными», – говорит Белецкий. Основная задача в экспортной деятельности – закрепиться на имеющихся рынках и выйти на рынок Африки, по словам Белецкого. «Весной мы приняли участие в выставке Made in Russia в Кении. Интерес к нашей продукции был высокий, но сразу никаких контрактов подписать не удалось. Рабочие контакты тем не менее появились, и мы надеемся это направление развить», – рассказал Белецкий. По итогам 2023 г. выручка от экспорта «Медтехники» увеличилась в 3 раза (абсолютные цифры компания не раскрывает). Итогов этого года еще нет, но, по словам гендиректора компании, рост продолжается.

В целом государство возлагает большие надежды на рост ННЭ именно за счет малого и среднего предпринимательства. В середине октября премьер-министр Михаил Мишустин докладывал на пленарном заседании форума «Сделано в России», что именно эти категории бизнеса занимают 95% от общего числа российских экспортеров. «И для дальнейшего экспорта это очень хорошая основа, – заявил Мишустин. – Малым и средним предприятиям надо иметь мотив, их нужно мотивировать и помогать им выходить на новые рынки».-