Это отвечает требованиям клиентов и позволяет влиять на эффективность проектов
«Северсталь»
Мировой спрос на сталь снижается третий год подряд, в 2024 г. падение составит 0,9% до 1,75 млрд т., прогнозирует Всемирная ассоциация производителей стали. Восстановление рынка она ждет в следующем году – плюс 1,2% до 1,78 млрд т. В России, по оценке ассоциации «Русская сталь», металлопотребление в 2024 г. составит 43,7 млн, что на 5,7% ниже показателя 2023 г.
Рынок стали сталкивается со многими вызовами, в том числе одним из первых реагирует на макроэкономические изменения. Текущая конъюнктура, над которой продолжает довлеть высокая ключевая ставка ЦБ (в октябре он достигла 21%), складывается не в пользу металлургических компаний, для выживания игрокам и отрасли в целом необходима серьезная трансформация в бизнес-подходах для удержания потребителей.
Традиционно металлургия производит сырье, из которого затем изготавливают металлопродукцию для конечных потребителей в разных отраслях, например, застройщиков или автомобильной промышленности. Но тенденции последних лет показывают изменения в стандартных производственных цепочках. Компании нацелены на глубокую переработку металлопроката, предлагая кастомизированные решения, которые отвечают нуждам конкретного клиента и проекта или даже конечного потребителя.
Это также обусловлено экономическими факторами. В развитых экономиках продукты с добавленной стоимостью более востребованы со стороны клиентов, и это вынуждает компании меняться, писала международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG). Поребители делают ставку на продукцию с добавленной стоимостью и развивают сопутствующие сервисы.
Рынок стали трансформируется из рынка продавца в рынок покупателя – этой тенденции не один год. Она требует особого подхода – перехода от торговли массовым товаром к продаже решений, кастомизации через внедрение сервисных центров, говорится в статье «Изменение облика стальной продукции: от массового товара к изготовлению на заказ», доступной в агрегаторе научных публикаций ResearchGate.
Дело не только в клиентоориентированности. Рентабельность продаж сырья составляет коло 3-5%, тогда как средняя рентабельность «завода в вакууме» (то есть полного цикла) — 15-30%, говорит Ольга Орлова, руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа. Такая разница объясняется размером изначальных вложений, глубиной переработки (конечная продукция — дороже), объемом выпускаемой продукции, составом сплавов и т.д., продолжает эксперт. По мере перехода к продукции с добавленной стоимостью, выручка компаний растет, но затраты не увеличиваются линейно, что приводит к постепенному повышению маржи, писало индийское издание Financial Express.
В ответ на растущий спрос со стороны электротехнического сектора, транспортной и строительной отраслей, а также производителей упаковки, индийская Hindalco удваивает мощности для производства меди и алюминия с добавленной стоимостью, отмечало издание.
В январе 2024 г. испанская Acerinox, входящая в топ-5 мировых производителей нержавеющей стали, объявила, что вложит 67 млн евро в свое подразделение высокопроизводительных сплавов – VDM Metals. Среди запланированных инвестиций – распылитель для производства порошков из нержавеющей стали и высокопроизводительных сплавов для использования в аддитивном производстве (то есть 3D-печати). Благодаря продуктам с более высокой добавленной стоимостью оно планирует увеличить продажи на 15%.
Российские компании также расширяют свое предложение. Предприятие «Северстали» — «Северсталь Стальные Решения» — осуществляет полный комплекс услуг по проектированию, изготовлению и поставке строительных металлоконструкций. Недавняя покупка активов компании «Венталл» по производству стальных металлоконструкций в Калужской и Тульской областях, а также площадки в Череповце позволила компании не только нарастить мощности в этом сегменте с 48 000 до 126 000 т в год, но и расширить возможности для клиентов. Среди потребителей металлоконструкций — заказчики проектов гражданского строительства, промышленных и инфраструктурных объектов. У нее более 30 000 реализованных проектов, в том числе дворец спорта «Центральный» в Калуге, завод компании Sintec Group по производству антифризов, масел и других жидкостей для автомобилей и промышленности, металлоконструкции для спорткомплекса ЦСКА.
Для Арктической зоны одна из перспективных разработок «Северстали» – применение быстровозводимой технологии со стальным каркасом для промышленного строительства. Технология позволяет справиться с дефицитом классических стройматериалов в регионе и возводить объекты в короткие сроки, отмечает компания. Также, по ее данным, это позволяет на 25% снизить количество задействованных на стройплощадке рабочих и 30% уменьшить объем фундамента, что особенно важно в ситуациях с оттаиванием грунтов.
Недавно «Северсталь» представила новую технологию в сегменте строительства жилых зданий с применением стального каркаса под брендом Uniframe. На ее основе разработан типовой проект многоэтажного дома с оптимальными показателями металлоемкости и себестоимости. Используя это решение, девелоперы смогут реализовывать типовые проекты жилых комплексов на стальном каркасе вместе с партнерами по монтажу и проектированию.
Современная промышленность нацелена на кастомизированные, а не только на массовые продукты, однако производить их на собственных мощностях не всегда выгодно. Выход — контрактные производства. Конечный производитель сосредотачивается на ключевых компетенциях, остальное отдает на аутсорсинг контрактным компаниям, избавляя себя тем самым от издержек на создание и поддержание избыточных производственных мощностей, говорится в исследовании Ассоциации кластеров и технопарков, посвященном российским контрактным производствам. С 2021 г. та же «Северсталь» поставляет партнерам готовые изделия из собственного металлопроката, которые производит на мощностях партнеров.
Для нужд дорожного строительства компания ежегодно поставляет горячекатаные рулоны, оцинкованный прокат, сортовой прокат и метизную продукцию. А также готовые изделия, которые производятся по партнерской схеме – опоры освещения, шумозащитные экраны, водопропускные дорожные трубы и др. Принцип работы таков: «Северсталь» выступает поставщиком давальческого сырья и продавцом готовых изделий, а партнер изготавливает их на своей площадке. Металлургическая компания контролирует всю цепочку качества – от сырья до готового изделия. А партнер имеет возможность исключить из своего оборота часть расходов, в том числе на складское хранение и персонал, закупку металлопроката.
Кроме того, для недавно запущенного участка автомагистрали «Обход Тольятти» в Самарской области «Северсталь» поставила по партнерской схеме 2500 опор освещения вместе с закладными и кронштейнами. Компания также разработала специальный состав стали, лист для изготовления опор освещения произведен на стане 2000 Череповецкого металлургического комбината, готовый продукт – несиловые граненые опоры – группой компаний «Пересвет».
Еще в 2018 г. «Северсталь» озвучила новую стратегию – быть ближе к клиентам и за этим последовали важные изменения в работе компании, напоминает Евгений Черняков, заместитель гендиректора «Северстали» по продажам и операциям. «Сейчас совместно с партнерами мы поставляем готовые изделия для конечного клиента и их ассортимент расширяется». – отметил Черняков. В том числе, компания участвует в крупных инфраструктурных проектах в роли консолидирующего партнера. Вначале, признает топ-менеджер, это казалось экспериментом, но стало важной составляющей бизнеса.
Сама модель, когда крупный холдинг опирается на небольшие компании и использует их ресурсы, инновационная, говорит управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Она вспоминает пример из другой отрасли – пищевой. «Подразделение холдинга «Дамате» в Ставропольском крае по откорму молодняка овец реализует модель контрактного фермерства. Вместо содержания животных на собственных площадках компания помогает местным фермерам с селекцией от отборных племенных особей, с уходом и откормом. Взамен фермеры получают гарантированный рынок сбыта, а холдинг – животных, которые паслись в естественных условиях, и возможность управлять бизнесом, сглаживая пики спроса», – рассказала изданию эксперт.
Таким образом, контрактное производство позволяет быстро вывести продукцию на рынок, а также расширить ее ассортимент. Конечный производитель при этом принимает на себя коммерческие риски и ответственность перед заказчиком за соблюдение сроков поставки продукции и за ее качество. В частности, это позволяет реализовывать крупные проекты сразу в нескольких регионах.
Мощным стимулом для качественных изменений в удовлетворении запросов потребителей металлопродукции стала проблема импортозамещения, остро вставшая перед отраслью несколько лет назад, согласно опросам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Металлурги сумели предложить не только аналоги ушедших с рынка продуктов, но и дополнительные сервисы в поддержку металлопотребляющего бизнеса. «Северсталь», например, предложила сервис перспективного инжиниринга, который, по собственным данным, помогает подобрать более эффективную альтернативу любому металлу или изменить конструкцию продукта. Главная задача, которую сервис позволяет решить, – снижение себестоимости.
«Перспективный инжиниринг востребован при разработке конечной продукции, где используется сталь: от техники и оборудования в машиностроении до зданий и сооружений в строительной отрасли. В результате клиенты могут снизить операционные и капитальные затраты либо увеличить прибыль за счет внедрения инновационных решений на основе современных материалов», – рассказывает начальник управления продуктовых инноваций и решений «Северстали» Александр Орлов.
Например, перед одним из производителей автомобильных дисков стояла задача снизить металлоемкость и улучшить эксплуатационные характеристики продукции. С помощью математической модели команда перспективного инжиниринга «Северстали» оптимизировала конструкцию дисков, определила оптимальные марки и толщины стали в зависимости от типа колеса. В результате металлоемкость снизилась более чем на 10%, что позволило увеличить срок службы дисков и снизить расход топлива автомобиля. Еще один успешный пример применения сервиса – разработка особого типа футеровки (то есть защиты от износа) для карьерных самосвалов, эксплуатируемых на горно-обогатительном комбинате. За счет уникальной геометрии футеровки и подбора материалов удалось увеличить устойчивость кузова к износу в два раза.
У Phoenix Group, одной из крупнейших арабский нефтяных компаний, есть похожие услуги. Она оптимизирует смазочные материалы для формовки металла. А китайская AT-machining в числе прочего изготавливает валы по индивидуальному заказу – начиная от выбора материала до его формы. В числе своих клиентов она называет научно-исследовательские учреждения, ведущие промышленные и аэрокосмическим компании, например, Toyota и GE.
Экспорт из России в Европу, бывшей некогда ее основным торговым партнером, сокращается: в январе-марте 2024 г. он снизился на 44,3% до $15,4 млрд, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы (ФТС). Эта динамика затронула экспорт стали еще в 2022 г. писали «Ведомости» со ссылкой на прогноз ассоциации «Русская сталь».
Экспорт продукции из металлопроката сокращается, но продажи на внутреннем рынке растут, отмечала тогда «Северсталь». На волне перераспределения спроса и для укрепления цифровизации в B2B-секторе, в октябре 2022 г. «Северсталь» запустила собственный маркетплейс – «Платферрум», продавать продукцию на котором могут и сторонние поставщики. Сейчас их на площадке 175.
«Маркетплейс предлагает участникам гибкую систему взаиморасчетов с поставщиками, оптимизацию поиска выгодного предложения на рынке и мониторинга цен, оперативную коммуникацию между заинтересованными сторонами», – отмечает гендиректор «Платферрум» Кирилл Трояновский. По его словам, основное преимущество маркетплейса – в значительной экономии времени: заказчик получает предложение от поставщиков в считанные часы.
Одна заявка на «Платферрум», по сути, автоматизирует долгий и длинный процесс запроса коммерческих предложений и обзвона поставщиков, а значит, освобожденное время можно потратить на другие важные рабочие процессы, рассказывает топ-менеджер. Клиенты площадки также могут рассчитывать на отсрочку платежа. Ее предоставляет «Платферрум». Маркетплейс оплачивает заказ поставщику, а клиент затем возвращает ему деньги в установленный срок. Стоимость такой услуги может быть выгоднее традиционных финансовых инструментов, отмечает компания.
Промышленные маркетплейсы есть как в России, так и за рубежом. В Китае работает онлайн-площадка сталелитейной промышленности Zhaogang, которая обслуживает более 139 000 В2В-клиентов. В январе 2024 г. маркетплейс договорился с трейдером Open Mineral из Саудовской Аравии о создании «Ближневосточного стального супермаркета».
В России свои интернет-магазины есть и у других металлургических компаний. Например, платформа электронной коммерции Группы НЛМК работает с 2012 г., спустя шесть лет заработал интернет-магазин для малого и среднего бизнеса. Клиентам доступна широкая номенклатура плоского и сортового проката, говорится на его сайте. В апреле 2021 г. о запуске собственного маркетплейса объявил ММК, чтобы увеличить долю онлайн-продаж и сократить цепочку движения продукции от производителя до конечного клиента.
Мировой опыт показывает, что с развитием технологий и цифровизации процессов, платформы будут развиваться, становясь все более функциональными и удобными для пользователя, говорит Косарева. В будущем можно ожидать появления новых инструментов и сервисов, которые сделают процесс закупок и продаж еще более эффективным и прозрачным. По словам Косаревой, потребители металлургической продукции будут извлекать выгоду из существующих тенденций.
«Ведущие российские металлургические компании стремятся интегрироваться в проекты различной сложности, предложить как индивидуальные, так и комплексные решения, работать в формате «одного окна», внедрять инновации и лучший мировой опыт, поэтому перед покупателем будет стоять лишь одна задача – выбрать лучшее из возможных решений», – резюмирует она.
Инвесторы снова оказались на пороге больших возможностей
Развитие венчурного рынка в начале 2000-х в России нельзя рассматривать в отрыве от предыдущих десятилетий. Фундаментальные изменения, произошедшие в постсоветский период, оказали значительное влияние на формирование отрасли прямых и венчурных инвестиций.
Экономические преобразования, начавшиеся в 1990-е, создали основу для развития частных компаний, многие из которых унаследовали инновационные наработки советской прикладной и отраслевой науки. Перед такими проектами открывались большие инвестиционные и рыночные перспективы. Предприятия рождались в условиях значительных рисков и неопределенности, что способствовало поиску нестандартных решений и, как следствие, – развитию предпринимательского духа.