Российские экспортеры несырьевых товаров все чаще пользуются мерами господдержки
В сложных экономических условиях это позволяет компаниям оставаться конкурентоспособными на зарубежных рынкахНесырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) является одним из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности России по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», отмечают в Минпромторге. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ), сейчас объем российского ННЭ находится на уровне прошлого года, но при этом растет экспорт агропромышленных товаров высоких переделов. Также продолжает увеличиваться доля в структуре российского экспорта дружественных стран.
Главные импортеры российской несырьевой неэнергетической продукции – это Китай и страны СНГ. Российские поставки в эти государства отличаются не только крупными растущими объемами, но и разнообразием ассортимента продукции. Поставки во многие страны Ближнего Востока, Африки, Азии и Латинской Америки пока имеют не такую широкую номенклатуру, однако российский бизнес наращивает присутствие и на этих рынках. Темпы роста экспорта в некоторые страны достигают десятков процентов в год, отмечают в РЭЦ.
«На объемы несырьевого неэнергетического экспорта из России негативно повлияли несколько факторов, в том числе связанных с введенными санкциями, после чего объемы поставок на внешние рынки снизились», – сказал председатель правления АНО «Совет по развитию внешней торговли и международных экономических отношений» Максим Черешнев. Однако он отметил, что в 2024 г. наблюдается восстановление объемов экспорта.
«Восстановление идет в том числе в связи с переориентацией экспортных потоков в направлении Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки», – сообщил эксперт. Он добавил, что по итогам года ожидается рост экспорта по сравнению с 2023 г., но результат будет зависеть от разрешения ситуации с международными платежами.
Ниша для малого бизнеса
Существенную роль на рынке ННЭ играют малые и средние предприятия (МСП). По подсчетам Черешнева, сегодня их вклад в развитие ННЭ составляет порядка 20%.
«Малые и средние компании – главные клиенты Группы РЭЦ, например, за прошлый год из 24 000 компаний, которые при нашей поддержке работали на внешних рынках, 21 000 – это МСП», – рассказали в РЭЦ. За четыре года (2020–2023) количество экспортеров в России среди субъектов малого и среднего бизнеса выросло на 60% – до 83 000. Причем за последние два кризисных года их число увеличилось на 18%.
«Выход на международные рынки предоставляет компаниям доступ к более широкому кругу потребителей и позволяет увеличить объемы продаж», – считает вице-президент, руководитель исполкома общественной организации предпринимателей «Деловая Россия» Нонна Каграманян. По ее мнению, наличие активной экспортной деятельности может повысить узнаваемость и репутацию бренда за рубежом.
«Учитывая, что внешнеэкономическая деятельность требует повышения качества продукции и услуг, это может поспособствовать улучшению конкурентоспособности компании и на внутреннем, и на внешнем рынках», – считает эксперт.
«Предприниматели также отмечают заинтересованность в выходе на зарубежные рынки. Для российского производителя дисплеев, интерактивного оборудования, средств вычислительной техники и программно-аппаратных комплексов московского АО «Некс-Т» (бренд NexTouch) экспорт является важной частью в развитии и масштабировании бизнеса», – сказал основатель и гендиректор компании Владимир Крикушенко. До введения санкционных ограничений «Некс-Т» была проделана большая работа по выходу на европейские рынки, в частности заключены соглашения о поставках в образовательные учреждения Германии и ряда других европейских стран. С введением ограничений эти проекты пришлось заморозить и переориентироваться на расширение поставок на внутренний рынок, а также в дружественные страны. По данным РЭЦ, участие в нацпроекте уже позволило компании найти новых покупателей из ЮАР, ОАЭ и других дружественных государств. «Интерактивными комплексами NexTouch оснащены ресурсные центры, школы и библиотеки в Таджикистане, Киргизии и Монголии, – сообщил Крикушенко. – Ведутся поставки интерактивных панелей для образовательных учреждений Казахстана».
«Для нашей компании экспорт важен с точки зрения расширения географии продаж, а также повышения узнаваемости нас как глобальной компании», – пояснил директор по производству и научной деятельности производителя технологичных гидравлических компонентов и гидросистем петербургского ООО «ГС Юнит» Никита Кривошеев. По его словам, доля экспорта в поставках компании пока составляет только 10%, но при этом она постоянно растет. Сейчас работа идет в основном со странами СНГ, но уже активно прорабатывается возможность открытия каналов сбыта и со странами дальнего зарубежья, в том числе с использованием мер господдержки от РЭЦ.
Предприятие «Байкал майкрофонс» из Тулы разрабатывает и производит профессиональные студийные микрофоны и микрофонные предусилители под брендом «Союз». Созданная в 2013 г. компания быстро вышла на экспорт и поставляет свою продукцию в более чем 40 стран мира. «Мы изначально ориентировались на экспорт. Производя студийные микрофоны, мы понимаем, что Россия – это лишь 10% мирового рынка и, поскольку сегмент сам по себе довольно узкий, чтобы добиться каких-то результатов, нужно продавать по всему миру», – отметил гендиректор «Байкал майкрофонс» Павел Баздырев. В первые годы работы экспорт составлял до 95% оборота компании, а сейчас, в результате расширения на внутреннем рынке, – около 50%.
Опросы компаний показывают, что большинство экспортеров (57%) позитивно смотрят в будущее на горизонте ближайших трех лет, рассказали в РЭЦ. Следовательно, большинство экспортеров, действующих или потенциальных, либо уже нашли, либо понимают, как им искать новых покупателей. При этом они видят, что продукция, которую они производят, конкурентоспособна по цене, качественным характеристикам, а также подходит покупателям по срокам, частоте и объемам поставок.
Финансовая помощь
Среди барьеров для экспорта, которые отмечают российские компании, выделяются трудности с валютными расчетами, а также возросшая стоимость логистики и страховки груза, сообщили в РЭЦ. Критически важным для бизнеса также является фактор повышения себестоимости продукции. В связи с этим в РЭЦ видят спрос на государственную поддержку, в частности на льготное кредитование и страхование, которые предлагают входящие в Группу РЭЦ Росэксимбанк и «Эксар».
«Для поддержки экспорта МСП в России существуют различные государственные меры, – отметил Черешнев. – Например, экспортеры могут рассчитывать на логистическую поддержку, получение сертификатов, продвижение продукции за границей». Также для них предусмотрены специальные финансовые инструменты, которые помогают компаниям пополнить оборотный капитал и застраховать свои риски. Кроме того, в регионах страны действуют центры поддержки экспорта, которые оказывают помощь компаниям на всех этапах экспортной сделки – от выбора рынка сбыта и поиска зарубежного партнера до адаптации продукции к требованиям иностранного рынка и сопровождения заключенных контрактов.
Государственная поддержка пользуется большим спросом, поскольку позволяет снизить издержки на экспортные процедуры и продвижение. Это особенно актуально для небольших компаний, когда бюджет ограничен, и его лучше интегрировать в оборот для развития бизнеса, считают в РЭЦ. В этом году экспортерам доступны 11 программ государственной поддержки. Это программы повышения конкурентоспособности (обеспечивают доступ к льготному кредитованию и страхованию), логистическая поддержка, омологация (приведение технических характеристик товара в соответствие со стандартами страны-импортера), сертификация продукции за рубежом, организация участия компаний в зарубежных выставках.
Среди наиболее востребованных услуг в РЭЦ выделяют логистическую поддержку, поскольку из-за глобальной перестройки потоков в дружественные страны экспортеры испытывают сложности с транспортировкой товаров.
Еще одна востребованная мера поддержки – участие в международных выставках и бизнес-миссиях под национальным брендом «Сделано в России» с софинансированием затрат и поддержкой РЭЦ.
«Опросы компаний-экспортеров, регулярно проводимые деловыми объединениями, выявляют значимость определенных системных мер поддержки экспортной деятельности, оказывающих существенное влияние на сохранение конкурентоспособности российской продукции за рубежом», – сказала Каграманян. Она считает, что по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» и системе поддержки экспорта в целом важно сохранить в прежнем объеме выделение финансовых средств под наиболее востребованные меры для развития бизнеса. Это субсидия на сертификацию, льготное кредитование экспортеров, участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. «Бизнес должен заранее понимать, на какие меры поддержки и в каком объеме он может реально рассчитывать, чтобы закладывать это в операционные планы производства экспортной продукции», – пояснила эксперт.
«Меры господдержки всегда являются максимально востребованными у российских экспортеров», – отметил Черешнев. Наиболее популярны, по его словам, финансовые инструменты – банковские гарантии и страхование, в том числе страхование отсрочки платежа.
«Важнейшей мерой поддержки, которая дает возможность конкурировать по стоимости с иностранными производителями, является компенсация процентных ставок по кредиту, – рассказал Крикушенко. – При нынешней ключевой ставке Банка России это позволяет сохранить баланс цены и конкурентоспособность российских товаров».
«Байкал майкрофонс» использует практически все возможные меры поддержки, которые предлагает РЭЦ», – сообщил Баздырев. Компания получает финансирование от Тульского экспортного центра, который оплачивает участие в зарубежных выставках. В 2023–2024 гг. сумма выплат составила по миллиону рублей в год. Еще одна мера – оплата сертификации производственного процесса и системы менеджмента качества (80% стоимости сертификации). Здесь суммы выплат составляют от 50 000 до 250 000 руб. «Все эти меры в сумме складываются в очень неплохую с точки зрения бизнеса картину», – отметил Баздырев.
Нефинансовая поддержка
«В части нефинансовых мер поддержки задача государства – работать над повышением узнаваемости российской продукции, используя различные каналы коммуникации и медийного влияния в зависимости от местной специфики», – считает Каграманян. В странах с большой долей государственного присутствия в экономике это могут быть официальные каналы посольств, российские государственные телеканалы, интернет-издания. В странах с более рыночной экономикой можно действовать через лидеров мнений, блогеров, которые благодаря интернету могут оказать влияние на многомиллионную аудиторию. «Работая с психологией масс, мы сможем сформировать тот привлекательный образ российской продукции, который будет ассоциироваться с правильными положительными эмоциями», – считает Каграманян.
«Одно из самых популярных обращений к нам – запрос на страновую экспертизу. Экспортеры интересуются, как лучше всего работать на новых рынках?» – рассказали в РЭЦ. Самые попу лярные нефинансовые услуги, по данным центра, – «База знаний экспортера» (бесплатная мультимедийная онлайн-библиотека на сайте РЭЦ, которая помогает бизнесу найти ответы на основные вопросы о перспективных странах, таможенных правилах, обязательных требованиях к продукции, логистике, экспорту через марктеплейсы и т. д.), «Навигатор по барьерам и требованиям рынков» (бесплатный онлайн-сервис, который помогает разобраться в тарифных и нетарифных барьерах зарубежных стран), международные консультации и вебинары по ключевым вопросам экспорта, различные учебные пособия по внешнеэкономической деятельности, а также поиск потенциального иностранного покупателя по запросу российской компании.
«В числе популярных нефинансовых мер поддержки – поиск потенциального покупателя, предоставление контактов для переговоров, бизнес-миссии и международные выставки, чтобы встречаться с партнерами лично», – перечислил Черешнев. Кроме того, на платформе «Мой экспорт» реализован специальный сервис с «Почтой России». С его помощью малые и средние предприниматели, работающие на маркетплейсах, могут отправить товар покупателю и существенно снизить себестоимость доставки.
Производитель портативных водных велосипедов «Сибайк» из Ярославля сотрудничает с местным Центром поддержки экспорта с момента его открытия в 2017 г. «За это время компания воспользовалась многими услугами, в частности содействием в патентовании, размещением на международных электронных торговых площадках, образовательными программами», – рассказал президент ГК «Сибайк» Александр Кучменко. Кроме того, «Сибайк» участвовала в зарубежных специализированных выставках в Турции, Германии и Франции с индивидуальным стендом, в выездных бизнес-миссиях за рубежом, включая поездки в составе делегации региона.
По словам Кучменко, все услуги дали ощутимый результат. Семинары и мастер-классы, например, помогли новым сотрудникам освоить азы экспортной деятельности, участие в конференциях способствовало новым полезным знакомствам. Выставки и продвижение на международных маркетплейсах позволили расширить географию продаж. По итогам были заключены контракты с покупателями из Марокко, Португалии, США, Германии, Катара, Шри-Ланки, Хорватии, США, Болгарии, Турции, Израиля, Италии, Египта, Швейцарии.
«Сейчас основная мера господдержки, которой пользуется «ГС Юнит», – участие в выставках и бизнес-миссиях на территории всех стран, в которые компания планирует начать экспорт продукции либо уже экспортирует», – уточнил Кривошеев. Кроме того, компания готовится выйти на рынки дальнего зарубежья, поэтому планирует воспользоваться логистической поддержкой по итогам поставок.
«NexTouch участвует в зарубежных выставках, конференциях и мероприятиях, расходы на которые софинансируются государственными институтами поддержки, Минпромторгом, РЭЦ и правительством Москвы, – отметил Крикушенко. – Безусловно, это помогает продвигать отечественную продукцию как на зарубежных, так и на внутренних площадках в рамках мероприятий с участием потенциальных покупателей из-за рубежа».
Ставка на цифровизацию
Для развития экспортной деятельности в России четыре года назад РЭЦ создал государственную платформу «Мой экспорт», которая предоставляет российским компаниям услуги в цифровом формате. «Мой экспорт» объединяет государственные услуги и услуги институтов развития, меры государственной поддержки федерального и регионального уровня, услуги коммерческих провайдеров, предоставляемые на конкурентной основе, а также широкий спектр финансовых инструментов для внешнеэкономической деятельности, т. е. для экспорта и импорта, пояснили в РЭЦ.
Экосистема платформы позволяет сократить бумажную волокиту, ускорить процессы и повысить их прозрачность, избавляя пользователей от необходимости многократного ввода одних и тех же данных. С ноября 2020 г. в экосистеме зарегистрировались почти 37 000 российских компаний. Это как крупный бизнес и МСП, так и индивидуальные предприниматели.
«Мой экспорт» предлагает пользователям доступ к 126 услугам. Ежедневно платформу посещают почти 5000 представителей компаний, связанных с экспортом. Более 75% компаний, получив одну услугу, возвращаются на «Мой экспорт» снова, что подтверждает эффективность ее инструментов и сервисов, рассказали в РЭЦ.
«Главное преимущество цифровых решений – это упрощение рутинных и операционных процессов, – считает Черешнев. – Не нужно тратить время и собирать кипы бумаг для подачи заявок». По его словам, платформа очень востребована, так как поддерживает экспортеров на всем производственном цикле – от обучения внешнеэкономической деятельности и выбора экспортной стратегии до выхода на внешние рынки и наращивания экспортных поставок. «Предприниматели отмечают ее удобство, простоту использования и возможность быстрого доступа к широкому перечню инструментов поддержки, в том числе к экспортным субсидиям», – добавил Черешнев.
«Мы видим рост популярности платформы: недавно стало известно, что на онлайн-площадке «Мой экспорт» было оказано более 1 млн услуг, что еще раз показывает востребованность данной экосистемы у отечественных производителей», – отметила Каграманян.
Made in Russia
Помимо «индивидуальных» мер поддержки российских экспортеров существуют и «коллективные». Для продвижения российских компаний за рубежом и повышения их узнаваемости РЭЦ развивает программу «Сделано в России» (Made in Russia). Она существует уже пять лет, а в современном формате работает с 2022 г. «Сделано в России» – это зонтичный бренд. Продавать продукцию с соответствующей маркировкой может любой российский предприниматель, прошедший процесс добровольной сертификации. РЭЦ считает, что продвигать необходимо российскую продукцию в целом, а не отдельные бренды.
Программа позволяет российским компаниям, производящим несырьевую неэнергетическую продукцию, усилить маркетинговое позиционирование, выйти на новые рынки, а также увеличить продажи за счет набора различных форматов продвижения.
Среди наиболее востребованных форматов в РЭЦ называют выставки и бизнес-миссии, которые позволяют не только представить товар целевым аудиториям закупщиков и потребителей, но и протестировать восприятие и оценку продукции, получить бесценную обратную связь. С 2019 г. более 5000 компаний стали участниками более 300 мероприятий в более чем 35 странах СНГ, БРИКС, АТР и MENA. Итог этих мероприятий – экспортные контракты на сумму более 100 млрд руб.
Также в рамках «Сделано в России» за рубежом на постоянной основе работают национальные павильоны с продукцией АПК. На данный момент они открыты в шести странах – Китае, Вьетнаме, Египте, Турции, ОАЭ и Саудовской Аравии. Кроме того, на зарубежных маркетплейсах работает сеть из 44 национальных магазинов «Сделано в России», ассортимент которых составляет более 2000 товарных позиций. В России и за рубежом проводятся маркетинговые акции со звездами спорта и деятелями культуры. В Китае организуют фестивали-ярмарки «Сделано в России».
«В 2024 г. «Сибайк» оформил сертификат «Сделано в России», а также стал победителем в конкурсе «Ты в игре», организованном АНО «Национальные приоритеты» и Минспортом РФ, участником Всемирного фестиваля молодежи в Сочи, Международной выставки «Россия» на ВДНХ», – подытожил Кучменко.