ГЧП решает проблему транспортной доступности в городах России

Регионы активно модернизируют общественный транспорт с помощью концессионных соглашений
Система трамвайных линий способна обеспечить качественный транспортный сервис для городов с населением более 300 000 человек
Система трамвайных линий способна обеспечить качественный транспортный сервис для городов с населением более 300 000 человек /ТМХ

Городское население в России растет, причем в первую очередь в крупных городах (от 500 000 человек). В 2015–2030 гг. доля их жителей в общей численности населения страны вырастет с 33 до 38%, в то время как в небольших городах, а также селах и деревнях она будет снижаться с 41 до 38% и с 26 до 24% соответственно, рассчитало ГБУ «Аналитический центр Москвы» на основе данных Росстата. Это мировая тенденция: доля населения крупных городов за 15 лет вырастет с 27,2 до 33,2%, прогнозируют аналитики центра.

Города предлагают множество экономических возможностей, но их развитие приносит и сложности, транспортная доступность – одна из главных, писала Faster Capital. Много проблем в этой области решает метро, отмечала «Российская газета». Однако сейчас оно есть только в семи российских городах, а строительство новых линий обходится дорого. Так, Санкт-Петербургу строительство метро может обойтись в 1 трлн руб., писали «Ведомости».

Альтернатива метро – это трамвай, говорит управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ консалт» Екатерина Косарева. Он безопаснее других видов транспорта, отмечает эксперт. По данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО) за 2023 г., 4% несчастных случаев на дороге связаны с трамваями – безопаснее только авиация и водный транспорт. Себестоимость перевозки там одного пассажира на 40% ниже, чем в автобусе, ссылалось агентство «РЖД партнер» на данные Центра экономики инфраструктуры. Кроме того, состав трамвая можно легко менять, добавляя к нему дополнительные вагоны в часы пик, отмечает Косарева. Система трамвайных линий способна обеспечить качественный транспортный сервис для городов с населением более 300 000 человек, уверен директор Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ Павел Зюзин.

Есть у трамваев еще одно преимущество перед другими видами транспорта, отмечает Зюзин: найти водителей для трамвая проще, чем, например, для автобуса. По данным портала «Работа в России» на 8 ноября, открыто более 1400 вакансий «водитель трамвая» и более 8000 – «водитель городского автобуса».

Вместе с тем трамвай сейчас и один из наиболее проблемных видов транспорта. В большинстве городов трамвайные пути прокладывали несколько десятилетий назад, с тех пор агломерации приросли новыми микрорайонами, говорит Косарева, пути долго не ремонтировали, а сами вагоны морально и физически устарели – в них холодно зимой и жарко летом. Современные вагоны, по ее словам, лишены этих минусов, но стоят недешево. «Но самая большая проблема в том, что у муниципалитетов нет денег на масштабную реконструкцию трамвайных путей», – добавила Косарева.

Движение к ГЧП

Одним из способов решения этих проблем может стать государственно частное партнерство (ГЧП). С одной стороны, такая схема работы позволяет привлекать частный капитал для улучшения инфраструктуры и услуг транспорта, с другой – снижает нагрузку на бюджет, говорит заместитель директора группы рейтингов проектного и структурированного финансирования АКРА Денис Хмилевский.

По модели ГЧП, например, реализуется программа комплексного развития городского электрического транспорта. Ее цель – обновить инфраструктуру и подвижной состав транспорта в 10 российских регионах: Краснодарском, Красноярском и Пермском крае, Волгоградской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Саратовской и Ярославской областях. Программа финансируется из трех источников: федеральные безвозвратные субсидии (30%), льготное финансирование от ВЭБ.РФ (62,5%) и собственные средства инвесторов (7,5%). На реализацию программы в 2022 г., в год ее принятия, было выделено свыше 251 млрд руб. За эти деньги предполагалось модернизировать городской транспорт и построить более 600 км путей в 10 городах-участниках, купить более 640 трамваев и 105 электробусов.

«Группа Мовиста» реализует проекты по модернизации трамвайных сетей по договору концессии в Пермском крае, Курской, Липецкой, Ярославской областях. Общая сумма инвестиций в указанных регионах составляет 63,5 млрд руб. Концессионер берет на себя не просто замену путей и поставку вагонов, но также создает инфраструктуру, пересматривает и предлагает оптимальные маршруты, выбирает современный подвижной состав, который прослужит 30 лет, внедряет IT-решения для управления транспортом, рассказывает гендиректор «Группы Мовиста» Алексей Зотов.

Проект по договору концессии можно реализовать как в рамках программы комплексного развития городского транспорта, так и вне ее, говорит Зотов. Например, «Группа Мовиста» подала частную концессионную инициативу в Екатеринбурге. Если проект реализуется по госпрограмме, процесс от обсуждения до получения субсидий займет до 476 дней, если вне ее – до 377 дней», – рассказал он. Ставка доходности на вложенный капитал для инвестора – 12%, говорил Зотов изданию «Монокль».

Концессия: первые результаты

Концессия позволяет региону получить результат в кратчайшие сроки при приемлемой нагрузке на бюджет, говорит представитель правительства Ярославской области. «Без этого инструмента регионам было бы сложно привлечь настолько значительный объем средств одномоментно, а если бы удалось, то на рыночных условиях, т. е. с высокими ставками», – добавили в пресс-службе. Ставка при участии в госпрограмме – 4,5% годовых.

Концессионный проект по обновлению электротранспорта в Ярославской области предусматривает реконструкцию 45,3 км трамвайных путей, закупку 47 низкопольных трамваев, реконструкцию тяговых подстанций, двух путепроводов и трамвайного депо.

Представитель администрации региона сообщил, что в Ярославль уже прибыли 27 из 47 новых трамваев, все они прошли обкатку. «Преимущества новых трамваев – существенное повышение комфорта и безопасности поездок», – отметил он. По его словам, окончание работ запланировано на конец следующего года.

Концессионный проект в другом регионе – Курской области – предполагает комплексное обновление транспортной инфраструктуры с увеличением пассажиропотока до 8 млн в год, сообщала «Группа Мовиста». По соглашению в Курске должно быть реконструировано 42,6 км путей и восемь тяговых подстанций, закуплено 22 трамвая, отремонтированы депо и контактная сеть.

Уже закуплены все 22 трамвайных вагона «Львенок» вместимостью от 111 до 160 человек – низкопольные трамваи с улучшенным обзором для водителя и возможностью перевозить маломобильных граждан. С 1 марта этого года новые трамваи курсируют по реконструированному маршруту № 1. «Львята» оснащены системой климат-контроля, USB-зарядками, валидаторами для безналичной оплаты и камерами наблюдения. Кроме того, в регионе появилось приложение «Курский транспорт», с помощью которого пассажиры могут строить маршруты поездок и отслеживать транспорт онлайн.

В Перми, согласно заключенному концессионному соглашению, реконструируют 35 км трамвайных путей, семь тяговых подстанций и трамвайное депо, отремонтируют контактную сеть. Кроме того, в город досрочно поставили 44 низкопольных трамвая. Уже открыто движение на участках путей по ул. Куйбышева, Дзержинского и Борчанинова.

В Липецке помимо реконструкции 40,8 км трамвайных путей проложат 5,2 км новых, модернизируют депо и контактную сеть. Партия из 46 трамваев уже поступила в город, часть из них перевозит пассажиров по реконструированным путям от трамвайного депо до 21-го микрорайона. По словам и. о. председателя департамента транспорта Липецка Александра Лукинова, в городе уровень износа трамвайной инфраструктуры находился на критическом уровне. Необходимо было срочно решать дальнейшую судьбу трамвайной системы. Власти Липецка подали заявку на получение субсидии из федерального бюджета в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». «Липецк использовал единственную существовавшую на тот момент возможность безвозмездного привлечения федеральных бюджетных средств в развитие городской транспортной инфраструктуры и предотвратил риск ликвидации стратегически важного вида городского пассажирского транспорта, который наступил во многих городах России», – заявил Лукинов.

Промежуточный итог действия программ ГЧП подвел зампред правительства – руководитель аппарата правительства России Дмитрий Григоренко на Петербургском международном экономическом форуме в 2024 г.: «На маршруты начали выходить новые трамваи, и их количество постоянно растет. Активно проводятся работы по строительству новых и реконструкции действующих трамвайных линий. Правительство жестко контролирует сроки исполнения запланированных мероприятий».

Синергетический эффект

Главный эффект подобных проектов – создание качественной городской среды с развитой транспортной инфраструктурой, уверена Косарева. «Это комфорт и качество жизни для людей. Это разгрузка дорог от пробок за счет тех, кто предпочитает общественный транспорт личному. Это более развитый деловой климат: инвестиции скорее придут в более мобильный современный город с развитой инфраструктурой, туда же приедут туристы. Это и новые рабочие места. Это и решение проблемы шумового и атмосферного загрязнения», – перечисляет она.

Подобные проекты способствуют развитию в России машиностроения и экономики страны в целом, добавляет Косарева, поскольку в них традиционно высок уровень локализации: в современных трамваях свыше 90% российских комплектующих и материалов.

Развитие механизма ГЧП позволит продолжить модернизацию городского транспорта России, солидарны опрошенные «Ведомостями» эксперты. По словам Зюзина, перспективные направления развития транспорта – улучшение эргономики подвижного состава, внедрение новых инструментов в транспортном планировании и беспилотных технологий.