Частные инвестиции по проектам ГЧП в 2024 году достигнут рекордных 1,6 трлн рублей

Стимулом для дальнейшего развития механизма может стать расширение его использования в промышленном секторе
ГЧП в транспорте активно развиваются благодаря поддержке государства и прогнозируемой доходности
ГЧП в транспорте активно развиваются благодаря поддержке государства и прогнозируемой доходности /Агентство «Москва»

Объем инвестиций в рамках государственно-частного партнерства в 2024 г. может достигнуть 2 трлн руб. К 2030 г. показатель может вырасти до 10 трлн руб. и более, если государство продолжит развивать этот механизм.

Объем частных инвестиций по проектам государственно-частного партнерства (ГЧП) в 2024 г. составит рекордные 1,6 трлн руб., рассказала «Ведомости. Промышленность и инфраструктура» директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Наталья Морщихина. В прошлом году, по данным министерства, показатель составлял 620 млрд руб. То есть частные инвестиции в рамках ГЧП в этом году вырастут в 2,6 раза.

Общий объем инвестиций в ГЧП в этом году прогнозируется на уровне 2 трлн руб., заключено 111 контрактов. В 2023 г. показатель был на уровне 1 трлн руб.

По данным Минэка, всего на 1 сентября 2024 г. в России насчитывалось почти 4300 концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (в том числе 796 завершенных) на сумму почти 6,8 трлн руб., из которых частные инвестиции составляют более 5,2 трлн руб.

Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство, а также муниципально-частное партнерство – юридически оформленное на срок не менее трех лет соглашение между органом исполнительной власти и коммерческой организацией о реализации какого-либо проекта. Целью ГЧП является привлечение в экономику частных инвестиций, а также обеспечение доступности товаров, работ и услуг высокого качества для населения. Финансирование проектов ГЧП происходит с привлечением банковского кредита, причем зачастую по льготным ставкам.

Дорогая инфраструктура

Основную долю инвестиций по контрактам ГЧП занимает транспортная отрасль: на нее приходится 65% всех вложений, говорит Морщихина. За ней следуют сфера ЖКХ (19%) и социальная сфера (15%).

Партнер консалтинговой компании Б1 Александр Чижов считает, что популярность ГЧП в транспорте связана с тем, что такие проекты имеют поддержку государства, отраженную на уровне программных документов, а также обеспечивают прогнозируемую доходность за счет платной эксплуатации. ГЧП в ЖКХ развивается за счет муниципальной активности и специального регулирования, продолжает он.

Высокий объем концессий в социальных проектах связан с приоритетными задачами российских регионов по повышению качества жизни населения, а также с необходимостью выстраивания более доступной и быстрой логистики между субъектами страны, пояснили «Ведомостям» в пресс-службе ПСБ.

Сейчас по количеству соглашений ГЧП при реализации инфраструктурных проектов лидируют Амурская (346 шт.), Тамбовская (214 шт.) и Кировская (183 шт.) области, говорят в Минэке. При этом по объему законтрактованных инвестиций впереди идут Московская (376,5 млрд руб.), Нижегородская (306,7 млрд руб.) и Самарская (221,7 млрд руб.) области.

Ключевой механизм

ГЧП в текущей макроэкономической ситуации остается ключевым механизмом взаимодействия государства и бизнеса, говорит Морщихина.

В последние два года происходит активное совершенствование законодательства в сфере ГЧП, отмечает Морщихина. Например, в июле 2023 г. был принят закон 296-ФЗ, который уточнил порядок работы концессий. В июле и августе 2024 г. было принято еще два закона: 196-ФЗ, способствующий запуску новых инфраструктурных проектов в космической отрасли, и 302-ФЗ, позволяющий государству оказывать поддержку частным инвесторам для проведения реконструкции частных промышленных предприятий и создания новых производств на частной земле в критически важных с точки зрения технологического суверенитета отраслях промышленности.

Также сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, позволяющий передавать в концессию объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, для их восстановления и сохранения, напоминает Морщихина. По ее оценке, законопроект будет принят до конца 2024 г.

Основным преимуществом механизмов ГЧП является справедливое распределение рисков проекта между его участниками – инвесторами, государственными органами, подрядчиками и операторами, отмечают в пресс-службе ВТБ. Партнерство позволяет поддерживать проект на протяжении всего жизненного цикла, сохраняя эффективность. Механизм дает возможность успешно реализовывать сложные и капиталоемкие инфраструктурные проекты, объясняют в банке.

В проектах ГЧП есть государственная поддержка, которая выступает гарантией спроса на инфраструктуру и позволяет получить капитальный грант, который покрывает до 80% расходов на создание или реконструкцию объекта, а также дает льготный доступ к земельному фонду, отмечают в пресс-службе ПСБ. Кроме того, ГЧП позволяет инвестору обеспечить возврат вложенных средств и получить гарантированный доход, что минимизирует возможные риски сделки, уточняют в банке.

По словам первого вице-президента Газпромбанка Алексея Чичканова, текущее законодательство в сфере ГЧП балансирует интересы всех сторон и фиксирует их обязательства на длительный срок с прозрачными механизмами взаимодействия, в том числе в случае форс-мажорных обстоятельств и изменений макроэкономических параметров. Это делает ГЧП-проекты более устойчивыми по сравнению со стандартными коммерческими проектами и более привлекательными для инвесторов, говорит он.

Перспективы ГЧП

По мнению Чижова, последние изменения в законодательстве говорят о готовности государства поддерживать концессионные проекты, поэтому объемы инвестиций вряд ли будут снижаться. Также, по его словам, с ростом уровня открытости органов власти и готовности проводить предварительные переговоры на стадии идеи проекта будут появляться новые игроки и новые проекты.

По оценке Морщихиной, инструмент ГЧП останется востребован у инвесторов и в будущем. К 2030 г. объем законтрактованных инвестиций по проектам ГЧП может вырасти на 30% к уровню 2024 г. и достигнуть 10 трлн руб., ожидает она.

В ПСБ также ожидают расширения сфер применения механизма ГЧП. По оценке банка, новым импульсом для ускоренного развития механизма может стать использование ГЧП в промышленном сегменте, в том числе для целей импортозамещения и достижения технологического суверенитета страны.

Развитие инфраструктуры сейчас в приоритете у правительства России, поэтому привлечение частных инвестиций будет очень актуально, говорит Чичканов. По его словам, для реализации масштабных планов по строительству и модернизации крупных объектов только бюджетных средств может быть недостаточно. Поэтому Газпромбанк ожидает роста проектов ГЧП в России. По оценке Чичканова, до 2030 г. в них может быть привлечено не менее 50 трлн руб.

Однако он предупреждает и о возможных рисках. «Принятые в этом году поправки в Бюджетный кодекс РФ установили дополнительные ограничения на расходы и госдолг регионов, связанные с включением в расчет данных ограничений обязательств по проектам ГЧП», – отмечает топ-менеджер.

Новые правила будут применяться к проектам, коммерческое закрытие по которым будет достигнуто в 2025 г. и позже. В результате может возникнуть ситуация, когда в ряде регионов доступные лимиты на принятие обязательств по проектам ГЧП будут исчерпаны, что закроет им на какое-то время возможность заключать новые соглашения, говорит Чичканов.

В ВТБ полагают, что количество контрактов в ГЧП будет расти как минимум за счет ЖКХ, а также за счет транспорта, социальной сферы и промышленной отрасли. Но общий объем вложений в 2025–2026 гг., скорее всего, будет ниже, чем в текущем году, считают в банке. Это обусловлено тем, что в 2024 г. был дан старт строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом с общим объемом инвестиций 1,8 трлн руб. Проект осуществляется в рамках концессионного соглашения. Сопоставимых по объему финансирования проектов сейчас нет, отмечают в пресс-службе ВТБ.