На пути к транспортной доступности

Как национальный проект влияет на развитие транспортной сети страны
Реализация нацпроекта позволит ликвидировать узкие места железнодорожной инфраструктуры и поможет существенно нарастить объем грузовых перевозок, в том числе экспортных
Реализация нацпроекта позволит ликвидировать узкие места железнодорожной инфраструктуры и поможет существенно нарастить объем грузовых перевозок, в том числе экспортных /Андрей Гордеев / Ведомости

В России еще со времен СССР осталась масштабная транспортная сеть, которая до сих пор успешно функционирует. Впрочем, магистральная система нуждается в постоянной реновации и в более равномерном распределении транспортной инфраструктуры по стране. Помочь обеспечить транспортную связность страны призван национальный проект, который направлен на строительство новой и обновление текущей инфраструктуры для перевозки грузов и мобильности населения

Движение в связке

«Инфраструктура должна ориентироваться на требования завтрашнего дня, открывать пространство возможностей для деловой инициативы. И практика показывает: как только появляются новые коридоры, обязательно появляются и грузы, которые по ним пойдут. Это так, знаете, всегда: дорога появляется – вокруг нее жизнь начинается, нет дороги – и нет ничего», – отметил президент России Владимир Путин в ходе совещания по вопросам развития отдельных направлений транспортного комплекса Российской Федерации.

Развитие транспортной сети страны осуществляется в том числе благодаря национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Транспортная часть нацпроекта включает в себя девять федеральных проектов и предусматривает реализацию мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов железнодорожной, автодорожной, аэродромной и морской инфраструктуры, по развитию Северного морского пути. Реализация нацпроекта позволит повысить уровень экономической связанности территории России и обеспечит развитие транспортных коридоров для перевозки грузов.

Дорожный поток

Увеличить грузовые потоки, а также улучшить транспортную доступность и качество жизни населения должно строительство новых транспортных магистралей. Об этом в ходе послания к Федеральному собранию в 2021 г. сообщил Владимир Путин. «Опорная инфраструктура должна тянуть за собой развитие всех территорий, через которые она проходит, чтобы от нее шла современная региональная сеть. Федеральные и региональные магистрали должны действовать как единая система», – подчеркнул российский лидер.

Один из таких масштабных проектов – строительство скоростной автомагистрали М-12 Москва – Казань. Автомобильная дорога строится по нацпроекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и является частью трансконтинентального автомобильного маршрута, соединяющего запад и восток нашей страны.

Скоростная дорога М-12 Москва – Казань свяжет российскую столицу с Казанью и объединит пять регионов: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Республику Чувашию и Республику Татарстан. Строительство трассы началось в 2021 г. Спроектированная первоначально от Москвы до Казани дорога протяженностью 811 км должна улучшить связь между Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской агломерациями. Позже Владимир Путин предложил протянуть трассу и до Екатеринбурга, а в этом году глава государства поручил проложить магистраль до Тюмени и Челябинска.

В сентябре российский лидер дал старт автомобильному движению по первому пусковому комплексу нулевого этапа федеральной трассы М-12 Москва – Казань в Московской области (протяженность 23 км). Осенью автомобилисты уже смогли проехать от Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) до пересечения с федеральной дорогой А-108 «Московское большое кольцо» в районе города Орехово-Зуева по трем полосам движения, минуя перегруженную федеральную дорогу М-7 «Волга». За год на этом участке в Московской области было возведено 11 искусственных сооружений (это мосты, эстакады и др.), в том числе мосты через Клязьму и Вырку, а также две транспортные развязки – с ЦКАД и А-108.

Помимо этого, в октябре было запущено движение по первому участку трассы М-12 во Владимирской области. Открытый участок М-12 дублирует Южный обход города Владимира по М-7 «Волга». Трасса М-7 – двухполосная, что заметно сдерживало автомобильный поток и приводило к заторам. Новая четырехполосная скоростная трасса М-12 не только позволит значительно повысить безопасность дорожного движения, разгрузить транспортный поток, но и даст возможность начать ремонт существующего Южного обхода. Длина открытого участка М-12 составляет более 26 км.

13 декабря открыт еще один участок трассы во Владимирской области протяжённостью 58 километров, обеспечивающий объезд населённых пунктов Петушки, Костерёво, Лакинск, Пекша, Ворша и Колокша.

Итого в этом году движение открыли более чем на 106 км трассы. «Несмотря ни на что, строительство трассы М-12 ведется с опережением сроков. Это очень важно – транспортная инфраструктура имеет большое значение для развития регионов и для создания новых точек роста в регионах», – подчеркнул вице-премьер России Марат Хуснуллин в ходе своего выступления в Совете Федерации.

Ожидается, что движение по всем 811 км автомобильной дороги М-12 запустят уже в конце 2023 г. После открытия трассы водители смогут добраться из столицы в Казань за 6,5 ч против 12 ч сейчас. «Это принципиально новый уровень мобильности, учитывая, что в зоне тяготения маршрута «Европа – Западный Китай»  проживает более 60 млн человек»,  – подчеркнул министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Магистраль гарантирует ускоренное развитие четырех из восьми крупнейших агломераций, где проживает 40% жителей страны. При этом строительство и последующая эксплуатация трассы создаст десятки тысяч новых рабочих мест. Между тем реализация проектов крупных автомагистралей имеет положительное воздействие на экономику уже на этапе строительства, поскольку при возведении дорожных объектов используются российские строительные материалы и технологии и привлекаются высококвалифицированные специалисты.

Более того, запуск М-12 даст прямой эффект для населения в виде существенной экономии времени в пути и повышения качества поездки, считает первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Максим Фадеев. «Разрешенная скорость движения в 110 км/ч позволит сократить время в пути от Москвы до Казани на 5 ч, а Владимир окажется в зоне двухчасовой доступности от столицы, что крайне важно для интенсификации деловых связей. Существующая трасса М-7 «Волга» проходит через большое количество населенных пунктов, где скорость ограничена 60 км/ч и часто возникают автомобильные заторы», – отметил собеседник «Ведомостей».

Как полагают эксперты, развитие альтернативных транспортных коридоров особенно актуально в современных условиях. Экономические ограничения нарушили привычные логистические цепочки на европейском направлении и потребовали переориентации торговых потоков на восточные рынки. В этих условиях одной из ключевых стратегических задач является обеспечение связности всей территории и повышение пропускной способности транспортной инфраструктуры, уверены в правительстве.

«Крупные магистрали должны обеспечить связанность большой территории нашей страны. Они крайне необходимы для повышения пропускной способности инфраструктуры и для формирования новых логистических цепочек, что позволит лучше адаптироваться к внешним факторам и поможет росту всех ключевых сегментов нашей экономики», – отметил премьер-министр России Михаил Мишустин.

Восточный путь

По итогам текущего года рост грузоперевозок по железной дороге составит 2,7% к уровню 2021 г., говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ. Более того, ожидается, что до 2025 г. объем перевозки грузов железнодорожным транспортом будет увеличиваться на 1–1,5% ежегодно. По оценкам правительства, развитие железнодорожной инфраструктуры создает условия для прироста объемов добывающей, обрабатывающей промышленности, решает проблему безработицы, а также увеличивает экспортные мощности страны.

В частности, в ходе реализации национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» идет системное развитие объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Так, со старта нацпроекта уже было завершено строительство важнейших объектов Восточного полигона железных дорог. В том числе были построены такие объекты, как мостовой переход через реку Зею, электрифицирован участок железной дороги до границы с Китаем Борзя – Забайкальск протяженностью 120 км, а также построен новый Байкальский тоннель на перегоне Дельбичинда – Дабан. Последний – один из самых грандиозных проектов Восточного полигона. Тоннель расположен на границе двух субъектов – Иркутской области и Республики Бурятия и объединяет Сибирский и Дальневосточный федеральный округа.

Кроме того, в 2022 г. ОАО «РЖД» построило и запустило в работу все объекты, которые должны были обеспечить прирост провозной способности в 144 млн т на первом этапе развития БАМа и Транссиба. Примечательно, что пропуск грузовых поездов по вновь построенным путям осуществляется по новой технологии организации движения – с более высокой допустимой скоростью и массой поездов, уменьшенными интервалами.

Параллельно с 2018 г. идет второй этап развития полигона. Например, в мае 2022 г. в Приморском крае была введена в работу электрическая тяговая подстанция Шмаковка. Этот инфраструктурный объект должен улучшить тяговое электроснабжение и снять последнее ограничение на вождение тяжеловесных поездов на восточной части Транссиба.

Усиление системы энергоснабжения – важный ресурс обеспечения возрастающего объема перевозок. В частности, новая подстанция позволит заметно снизить межпоездной интервал на участке Ружино – Свиягино и увеличить провозную способность на 1,6 млн т в год. К 2025 г., по завершении второго этапа модернизации, провозная способность Восточного полигона должна достичь 180 млн т по сравнению со 120 млн т до начала его модернизации, а к 2035 г. – вырасти до 240 млн т грузов в год. Реализация нацпроекта позволит ликвидировать узкие места существующей железнодорожной инфраструктуры страны и поможет существенно нарастить объем грузовых перевозок, в том числе экспортных.

«Президентом перед нами поставлены серьезные задачи по увеличению объемов вывоза угля на Восточном полигоне. Мы наращиваем показатели уже сейчас, но для выполнения поручений мы должны усиливать работу. Например, привлекать больше строителей и ускорять темпы работ», – отметил Марат Хуснуллин по итогам совещания по развитию Восточного полигона.

Необходимо отметить, что модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба ведется в строгом соблюдении требований экологической безопасности и природоохранного законодательства. На объект регулярно выезжает передвижная экологическая лаборатория ОАО «РЖД», которая следит за состоянием воздуха, поверхностных вод и почвы. Таким образом стараются не только повысить экономический потенциал регионов Восточного полигона, но и не нанести урон окружающей среде.

Доступный путь

В этом году часть транспортных логистических цепочек была нарушена. Впрочем, участники рынка переходят на новые направления доставки грузов. В частности, товары, которые следовали ранее через порты северо-запада и юга, уже переориентированы на порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы на границе с Китаем, что может двукратно увеличить грузопоток через Восточный полигон, подсчитали специалисты Национального рейтингового агентства (НРА). Как отмечают аналитики, учитывая сложности с авиаперевозками, практикуется доставка грузов воздухом к ближайшим к России точкам, а далее она идет по земле, что приводит к увеличению грузовых потоков.

Как полагают эксперты, возведение крупных автомобильных и железнодорожных систем позитивно влияет на ВВП, а также стимулирует рост налоговых отчислений бизнеса в казну. Более того, с вводом в эксплуатацию новых транспортных магистралей ускоряются и становятся более доступными для населения поездки по стране, улучшается связанность регионов. Немаловажно и развитие туристического потенциала прилегающих регионов, что дает толчок для роста региональных экономик страны. При этом строительство транспортной инфраструктуры позволяет качественно развивать туристические кластеры в стране, считают в правительстве.

«В нашей стране много уникальных природных и исторических памятников, очень красивых мест. К сожалению, не до всех из них можно достаточно быстро и с комфортом добраться. Поэтому дополнительно строим дороги, по которым будут ездить и местные жители, и туристы», – отметил Михаил Мишустин.

Как полагает Фадеев из ЦЭИ, масштабные инфраструктурные проекты крайне важны для поддержания деловой активности в российской экономике. При этом экономические эффекты будут ощутимы не только в регионах, где данные инфраструктурные проекты реализуются, а везде, где производятся строительные материалы для их создания.

«При реализации проектов развития скоростных автомобильных или железных дорог помимо прироста инвестиционного спроса и экономии времени в пути будет еще и значимый агломерационный эффект, что означает рост производительности в результате расширения рынка труда и рынка сбыта, обусловленного улучшением транспортной связности территорий», – отметил эксперт.